О чудесах Эссе

СЕРГЕЙ  НОСОВ

       О ЧУДЕСАХ


        Однажды мне довелось читать в печати рассуждения и наставления одного некогда известного священнослужителя ( фамилию его я за давностью этого эпизода из моей жизни называть не буду) о чудесах…
         Об их природе, о том нужны ли они людям и о том почему их вроде как и нет в наше время в отличие от времен Христа и первых веков существования христианства.
        Рассуждения эти сводились к двум пунктам.
         К тому что все или очень многое в жизни чудо на самом деле - цветение цветов, шум листвы в лесу, шелест трав в поле, сияние солнца в небе…
         И во-вторых к тому  что ныне - не время чудес…
          Что чудеса мол были нужны только в первые века существования Христианства - для укрепления веры в Господа…
           Сверхественные чудеса..
          Те которые не укладываются в научно обоснованные представления о физической природе мира.   
           Рассуждения эти - благостны и даже привлекательны морально. Но при этом все таки лукавы.
           Человек всегда тянулся к чудесному. И всегда чудесное вносило свет, красоту и радость и его жизнь… 
         Что же человек понимал под чудесным?  - То что не укладывается в обыденные представления о жизни и является при этом светлым и радостным, вносит в жизнь неизъяснимую красоту и счастье…
           И чудесного люди  традиционно искали ранее на путях религии и веры в Бога.
             Сейчас времена изменились.
             Прежняя вера в божественные по своей природе чудеса поблекла.
              Многие их них разоблачила наука как вымысел. Многие оказались легендами и имеют истоки в наивном мифотворчестве прежних времен.
                Но тяга человека у чудесному не иссякла и не исчезла - она лишь переместилась от религии к искусству.   
                Суть искусства, суть той же Поэзии например - создание чудесного. 
                Именно чудесного.
                Не безусловно правильного, непогрешимого с точки зрения науки и здравого смысла или равным образом, например, с точки зрения нравственности..
                А  Чудесного. Чудесного с  Большой буквы.
               Ну вот написал Пушкин однажды чудесное вдохновенное стихотворение «Я помню чудное мгновенье..»
                То что оно - чудесное… с этим никто не спорит.
                Но пытаются уже более сотни лет выяснить и «расшифровать» предполагаемую природу  чудесного  в знаменитом пушкинском шедевре… И - тщетно конечно.
                То пишут что никаких прозрений в этом стихотворении на самом деле и нет… Так почему же оно тогда чудесное?
          То начинают усердно исследовать жизнь и нравственные достоинства предполагаемого «адресата» этого стихотворения (Анны Петровны Керн) и приходят к выводам часто неутешительным даже по меркам много более свободной все таки морали нашего времени…
    Что мол высоконравственной девицей Анна Керн в молодости отнюдь не была… И спала при случае с кем попало.
    Например с Пушкиным.
    Какой срам конечно… Посвятить такой девице чудесные стихи.  Шедевр любовной лирики!
     И тем более  чудесное в ней самой увидеть!
     Это последнее - вообще недопустимо.
      Даже по нынешним «свободным» нормам любовной жизни.
      И начинается вымысел в благих целях - что Пушкин мол вовсе не Анне Керн посвятил это стихотворение, а ей просто случайно его передал когда к ней «просто так» заехал в Тригорское от «нечего делать»..       
    И прочая чушь в ходу у нынешних официальных литературоведов.
     Но дело-то ведь в том что Поэзия,  настоящая Поэзия с Большой буквы видит чудесное в обыденном… И потому созидает чудо!
      Часто из самого обычного и «невзрачного» материала… Казалось бы «из ничего».
        Вот летят осенью журавли на юг…. Обычные птицы нашей страны.
        Они совершают свой ежегодный перелет в теплые края осенью.
        И в былом СССР поет Марк Бернес: «Мне кажется порою, что солдаты…// с кровавых не пришедшие полей// не в землю нашу полегли когда-то// а превратились в белых журавлей…»…
            И советских людей эти простые слова берут за душу и как бы околдовывают - как чудо.
           Потому что чудесное в них есть и на самом деле.
            Причем чудесное в истинном смысде.
             И не только советских людей  магически заколдовывали эти слова старой  славной песни  -  колдовство этих слов (духовное и эстетическое и нравственное) живо и сейчас.
                Чудесным человек именует то что приносит ему наслаждение и счастье и при этом рационально необъяснимо.
                Ну что это такое - какие-то простые слова «Я помню чудное мгновенье» обращенные как говорят факты при этом к девушке достаточно легкого поведения…
                Какой скандал если разобраться!
                Но при этом с  таким кажущимся «скандалом»  который очень часто порождает настоящее искусство «разобраться» не могут уже полтора столетия -  в чем его эстетическое  (и только ли эстетическое?) колдовство…
               Что нашел великий Пушкин в девице Анне Керн чья нравственность под вопросом… И тому подобное.
                Однако оставим Пушкина.
                Смешно мучить вопросами о нравственности нашего великого Поэта, примерного семьянина в зрелые годы и так далее…
                Но ведь и скандально прославившийся русский эмигрант Набоков свою замечательную  «Лолиту» создал  в свое время на «пустом месте» если следовать фактам его биографии …
              Никакой такой девочки двенадцати лет у Набокова никогда не было - он ее выдумал.
            А  были у писателя законная  жена и сын… Ну один бурный роман случился у него с некой поэтессой из России в годы жизни в Европе.
         Роман за который его супруга еврейского происхождения чуть было с ним не разошлась…
       Тем не менее эротический вымысел Набокова в «Лолите» чертами чудесного явно наделен.
        Это в наше время после хотя бы тех же многочисленных экранизаций набоковской «Лолиты» в разных странах отрицать не приходится.               
         И в то же время и близко нет в «Лолите « Набокова никакой нравственности.
         Как в Африке на равнине никогда снега не бывает например… И как на Северном Полюсе цветы на открытом воздухе не растут… Так нет никаких признаков официально уважаемой современным обществом «нравственности» и в «Лолите» Набокова.
          Хотя что есть истинная нравственность на самом деле? По своей неприходящей  сути например…
            Нам и самим не по вкусу любовь взрослых мужчин к юным девочкам. Это аномалия конечно.
             Но неизъяснимым образом удалось найти Набокову в этой любви притягательность и красоту…  Даже трагизм, даже возвышенное и духовно высокое..            
             Как это получилось? - Никто не знает.
             Чудо искусства. Чудо поэзии жизни которую искусство воплощает самим своим существованием.
           И если мы искусство осудим… Даже за предполагаемую безнравственность например - мы осудим чудесное в нашей жизни на смерть и небытие.
              И потом выяснится через очень много долгих лет что все наши нынешние так называемые «нормы нравственности» - вот они-то и есть вымысел…. Настоящий  и  пагубный., лишающий жизнь красоты и счастья.
                А вовсе не то что  вызывает вопросы и недоумение  у  нынешних усердных историков литературы - вот как это  «нравственно неустойчиво»  посвящал Пушкин деве «сомнительного поведения» чудесные непревзойденные по красоте стихи даже если она таковой и была на самом деле ,  создав замечательный шедевр русской любовной лирики.   



СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов  Сергей Николаевич.  Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге)  в 1960-м году. Историк, филолог,  литературный  критик, эссеист  и поэт.  Доктор  филологических наук и кандидат исторических  наук.  С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником   Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии  Наук. Автор большого числа работ по истории  русской литературы и мысли и в том числе нескольких   известных книг  о русских выдающихся  писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории  русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990;  В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб.  Издательство «Дм.  Буланин» 2008;  Антирационализм в художественно-философском творчестве  основателя русского славянофильства В. В. Киреевского. СПБ. 2009.
    Публиковал произведения разных жанров  во  многих ведущих российских литературных журналах  -  «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской  русскоязычной газете  «Русская мысль» и др.  Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате  - в ленинградском самиздатском журнале «Часы»   1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки»  был допущен и в официальную советскую печать.  Входил как поэт  в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал  стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ»  и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в  петербургском  «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь»  и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах. 
После долгого перерыва  вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и  во многих изданиях за рубежом от  Финляндии  и Германии,    Польши и Чехии  до Канады и Австралии  - в журналах «НЕВА», «СЕМЬ ИСКУССТВ», «Российский Колокол» , «КАМЕРТОН»,  «ПЕРИСКОП», «ЗИНЗИВЕР»,  «КЛАУЗУРА», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК»,  «КУБАНЬ».  «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «ЛИТЕРА   НОВА», «МЕТАМОРФОЗЫ» ,  «СЛОВО/WORD» (НЬЮ-ЙОРК),  «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ),  «ЮЖНАЯ ЗВЕЗДА»,  «LiteraruS» (ФИНЛЯНДИЯ), «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ,  «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12»,  «БЕРЕГА», «ДЕНЬ И НОЧЬ»,  «НИЖНИЙ НОВГОРОД» . «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др.,   в  изданиях  «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА», «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД»,  «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН»,   «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ»,  «ДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕ», «Форма слова»  и «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ! ВЕКА», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР»,   «45-Я  ПАРАЛЛЕЛЬ»,  «ПОРТ-ФОЛИО» (КАНАДА),  «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ОГНИ НАД БИЙЕЙ»,  «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) ,  «КОВЧЕГ»,  «ПРОАРТИНФО», «МЕГАЛИТ»,  «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ),  «ЗОЛОТОЕ РУНО»,  в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборнике «СЕРЕБРЯНЫЕ  ГОЛУБИ(К 125-летию  М.И. Цветаевой), В сборнике «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского( и   в целом ряде  других   литературных  изданий. В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – премии  «Поэт года», «Наследие»   и др.   Является автором более 12-ти тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии. Стихи переводились на несколько европейских языков.  Живет в Санкт-Петербурге.   


               
               
   


Рецензии