Эволюция стиха. Силлабика и тоника
Позанудствую. Вдруг кому-то интересно.
В школе нас учили:
*Древнегреческие поэты писали совсем не такие стихи, как мы пишем сейчас. И всё-таки это тоже стихи.
*До Ломоносова в России стихов в их современном понимании не было.
*Большинство современных стихотворений написано в силлабо-тонической системе стихосложения (да, есть такой страшный зверь). А то, что написано не в ней, называется страшным словом «верлибр» и мало похоже на нечто, традиционно называемое стихом.
СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ. КАК ЭТО БЫЛО.
Не будем грузиться греческими терминами. Будем – английскими. Английский всё-таки знают больше людей на планете. Итак, syllable – это слог. В силлабическом стихосложении нам важен только один показатель – сколько слогов у нас в строчке. И всё. Нам не важно, куда при этом падает ударение. Мы игнорируем все наши любимые ямбы и хореи и уж тем более дактили с антидактилями. Их ещё нет. Потому что у нас нет учёта ударения.
Если строки рифмуются одна за другой попарно, то логично, что в каждой строке одинаковое количество слогов. Если рифмовка сложнее, например:
a
b
a
b,
то допускается, что в строках с разной рифмой может быть разное количество слогов. Например, строки с рифмой a имеют 12 слогов. А строки с рифмой b – 14.
Для современного человека силлабический стих звучит патетично и театрально, поэтому и используется в большинстве случаях для декламационной речи в театрах.
ТОНИКА. УДАРЕНИЕ. СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ.
Возникает вопрос – а что, раньше разве не было ударений? Да, вообще-то в той латыни, на которой разговаривали в Древнем Риме, ударений в современном их понимании не было. Та же история и с древнегреческим. Тогда слоги делились на короткие и долгие. Условная «ударность» слога определялась его длительностью. Впоследствии долгий слог стал тем, что мы называем ударным.
Естественно, нет ударения – нет и силлабо-тонической системы. В европейских языках она сформировалась только в 15-17 веках. Так что в России до Ломоносова действительно понятия стихотворения в привычном для нас смысле не было.
ЭВОЛЮЦИЯ СТИХОТВОРНЫХ РАЗМЕРОВ
А как же все эти ямбы с хореями, дактили с антидактилями? Их что, получается, тоже не было? Они очень даже были ещё в Древней Греции. Только понятие ударности было тождественно понятию длительного слога. И пришли эти понятия к нам из греческой драматургии. Почему?
Театр – это не только стих. Это ещё и музыка. И можно сколько угодно сочинять силлабические стихи. Но годиться они будут только для чтения и декламации. А ложиться в ритмический музыкальный рисунок не будут. Поэтому именно греческие поэты-драматурги разработали метрическую систему стихосложения. В ней строки, которые не имели ударения (особенность древнегреческого языка), были чётко выверены по своей длительности.
Из-за особенностей русского языка невозможно применить метрическую систему к нашему стихосложению, хотя такие попытки были. Но из греческой метрической системы к нам пришли такие понятия, как стопа и стихотворные размеры.
© Марина Удальцова, 2019 г.
Свидетельство о публикации №119031309557