Баллада о шнуровой культуре и Шнуре

Культура шнуровой керамики  — археологическая культура медного и бронзового веков, распространённая на обширных территориях Центральной и Восточной Европы и датированная 3200 г. до н. э. - 1800 г. до н. э.
Наиболее характерная особенность этой культуры - орнамент из оттисков шнуров на керамических изделиях
Культура эта не имеет никакого отношения к Сергею Шнурову. Так же, как и  Сергей Шнуров не имеет никакого отношения к этой культуре. Впрочем, как я считаю,  он не имеет никакого отношения к культуре вообще.





             I

Жил-был народ во тьме веков,
И сеял, и пахал,
Горшки лепил и обжигал,
Но, тосковал.
И когнитивный диссонанс
Его отчаянно терзал.
Причина в том была,
Что он вокруг себя
Не видел  красоты:
Уж больно  кособоки  и грубы
Лепились те  горшки,
А действия  вождей
Не вызывали рост идей,
И не было прилива чувств 
От вида скудных  пашен и полей…
А там, где нету красоты,
И вдохновения души -
Там интеллекта  спад.
Застой, регресс , бездушный  формализм,
И черный пессимизм.
Посмотрят  люди на горшки –
И кособоки, и грубы.
Посмотрят на вождей –
И, кажется, не слишком те умны
Достоинства все лишены,
Все серые какие-то лица.
И нет причин страной гордиться.
Хоть из дому беги
От безысходной  той тоски!

….
Большой синедрион, хурал, совет,
Иль курултай
Собрали мудрецы.
Отец народа, главный вождь
Речь говорил:
-Воодушевленья в людях нет!
Ни сеять, ни пахать,
Ни землю защищать
Уже не могут мужики.
Нам воины, работники нужны,
А плодовитость наших жен
Упала  в никуда.
Почти что обезлюдела  страна!
Культурный стимул не пустяк!
Нам без него –капут!
Не  сформулировать чучхе,
И дао не найти.
Мы не увеличим сбор зерна,
Не увеличим плодовитость жен,
Не победим врагов,
А ведь они –кругом!
Нам нужен креатив, 
И эстетический прорыв,
Чтобы  взбодрить  народ
И весь хиреющий наш род.
Ведь красота спасает мир,
Спасет и наш народ.
Он, красотою  окрылен,
Начнет усиленно  пахать,
 Горшки ваять
И супостатов побеждать!
Давайте вместе красоту искать
И своему народу пособлять!

Задумались  почтенные мужи
От этих слов:
- Страна бедна, и креатив
Оплачивать  труднО…
А красоту найти не так-то и легко.
Нам нужно  с малого начать:
Горшки, допустим, украшать.
Ведь это по средствам!
А если этим мы взбодрим народ,
То двинемся вперед,
Начнем  культуру поднимать
И тонус жизни повышать.

И вынесли вердикт:
Народу следует прекрасное искать.

И стал народ  искать
И  украшать
Горшки спиралями , кругами,
И точками, штрихами…
Но все не то –
Не радуется глаз!
Не уменьшается хандра
На том же уровне тоска.
Но вот одна почтенная  мадам,
А может, фрау или пани- не помню сам,
Богатое имея воображенье,
И не обделенная уменьем,
Шнур в несколько витков сложила
И к глине     приложила…
И получился вдруг изысканный узор!
И радовал он  взор 
Причудливым    изгибом .
Собрался тут народ,
Изящной простоте дивился
И душами возвеселился.
Почтенные старейшины  пришли,
Качали долго головами
И утвердили те шнуры
Как новый принцип эстетизма
(Я бы добавил - акмеизма)
И повелели впредь  шнуры
К горшкам, кувшина прилагать,
Тем самым  красоты им добавлять.


И все наладилось с тех дней:
Посмотрят люди на горшки-
Пусть малость кособоки,
И плошки недостаточно глубоки,
 Но  каковы  узоры!
Как радуют  они народа взоры!
Посмотрят   на  вождей –
И благородней и умней
Им кажутся  элиты лица.
И повод есть страной своей   гордиться!

И красота спасла  тот гибнущий народ.
Повысился и урожай,  и плодовитость жен.
Прибавилось число   и гончаров, и плотников,
И прочих нужных  так стране работников.
И стало больше воинов,
Чтоб супостатов побеждать.

И тут процесс  пошел:
Прогресс, высокое развитие идей,
Античность, готика, прекрасный ренессанс,
Барокко, рококо, ампир
 И классицизм, и реализм…
И красоты кругом –
Хоть ложкой ешь!
   

       II

Прошло с тех  пор  немало  сотен  лет.
Забыта готика и ренессанс,
И снова диссонанс:
Горшки все кособоки и грубы,
И не  умны    вожди,
Достоинства и благородства лишены.
А у элиты
Одни пройдошистые лица!
(Все   клептоманией  больны),
Поля пусты,  и нет идей, 
И мысли скудны у вождей.

А там, где нету красоты,
И вдохновения души -
Там интеллекта  спад.
Застой, регресс , бездушный  формализм,
И черный пессимизм.
Посмотрят  люди на горшки –
И кособоки, и грубы.
Посмотрят на вождей –
Те удручающе  глупы,
И благородства  лишены-
Все серые какие-то лица.
И нет причин страной гордиться.
Хоть с родины   беги
От безысходной  той тоски!


Большой синедрион, хурал, совет,
Синод иль курултай
Собрался вновь.
И говорил визирь:
-Воодушевленья в людях нет,
Культурный стимул не пустяк!
Нам без него –капут!
Не  сформулировать чучхе,
И дао не найти.
Мы не поднимем ВВП,
Трубу  не сможем  содержать
Природные дары  в нее качать.
Не победим врагов-
А ведь, они кругом!
Нам нужен креатив
И эстетический прорыв!
Но глуп народ, и  доверять
 Ему культуру поднимать 
Мы не должны.
Культурный вектор  сами  изберем,
И по нему  народ мы поведем.
Но, мы  воздержимся идти
Нетореным  путем.
Мы опыт предков  повторим
И с малого начнем-  со шнуров!
Шнур  дал цивилизации  толчок:
Античность, готика, высокий ренессанс,
И Барбизон, и Мулен-Руж,
И, даже, маньеризм,
И  современный  перфоманс.
Я верю в эволюции спираль.
Что раньше людям помогло,
Поможет нам как встарь.
Но мы  живем в иной эпохе
И мы отнюдь не лохи.
Шнуры мы прилагать к горшкам  не станем,
Ведь это архаизм!
А сразу отпечатаем их на культуре!
На эстетической, так сказать, натуре.

И, подводя итог,
Визирь был строг:
В недельный срок,
И не позднее воскресенья, 
Представить те шнуры
Эмирам и жрецам
На  рассмотренье.

Диван, совет, парламент
Или бундесрат
Решение визиря  утвердил указом,
И  принялись все разом
Шнуры  искать поспешно.
Но, не вполне успешно,
Поскольку малый срок
Тем поискам пошел не впрок-
Один всего нашелся Шнур.

К тому же, без штанов...
(Таким любил на публике являться).
Словарь убог,
Поэтому не мог
Шнур куртуазно выражаться
И предпочитал  он
Нецензурно изъясняться.
На сцене  вел себя он  недостойно
(Видать, генома  полностью от   обезьян!):
Прыжки, ужимки, жесты - всё  непристойно…
Ну, словом, старый павиан.
Ему  лишь место в зоосаде.
Но не  в этом   бундесрате.

Таков был Шнур.
Не выявив других кандидатур,
Представили Шнура эмирам,
И заверяли в бундесрате лживо:
-Народ   не слишком  креативен,
Но Шнур, на удивленье,
Счастливое есть исключенье,
И наделила щедро, мол, его природа,
Он и поэт, и лицедей, и просто позитивен.

Отдельные  ответственные  лица
Засомневались в том,
Что со Шнуром
Культура возродится.
Но тут, как по команде,
 Раздался  целый шквал
 Хвалебных реплик подпевал:
-Шнур свеж и креативен!
-И очень позитивен!
-Он творчеством своим затмил
Всех поэтических светил!
-Напластованье  смыслов и идей !
Да и на сцене он -  великий лицедей!
-Шнуров нам надо очень много,
Чтобы  в эстетике достичь
Определенного порога!


В хурале так и сяк рядили,
Но под нажимом все же Шнура утвердили.
И как орнамент стали
К культуре прилагать,
Надеясь на эстетический прорыв
И креатив.
Но получили один лишь негатив.
Судите сами:
То голым задом, то, наоборот,
Репродуктивными частями,
То грязными словами
Пятнает Шнур культуру.
Конечно, можно сдуру
Увидеть в том изысканный узор,
Но это же нелепица и вздор!
Как  будут дальше прилагать
Шнура к культуре,
И которыми частями –
Я не знаю,
Но полагаю, 
Что нужно прекратить   позор.
И с этой целью заявляю:

Великие жрецы культуры!
Мужи совета!
Допустим, Шнур без штанов
Есть величайшая фигура!
И примитивный мат его –
Изысканный  венок сонета.
Но все же, обуреваемый сомненьем,
Я выскажу такое предложенье:
Уж   если вам   фантазия пришла
К культуре  прилагать  Шнура,
То я прошу вас обязать
Шнура  штаны публично  не снимать.
С подобными эстетами  в стране не густо,
Поэтому  народу трудно разобрать,
Где  гениталии  одрябшие Шнура,
А где его высокое искусство.


Рецензии