1. Кое-что начистоту. О приходе в поэзию - прозой

 

Это - подобие исповеди человека, достаточно поздно и случайно встретившего свою Музу. Поэта, пришедшего в художественную литературу по следам врача А.П. Чехова, инженера-путейца Н.Г. Гарина-Михайловского, хирурга Н.М. Амосова, геодезиста Г.А. Федосеева, геолога О.М. Куваева и многих других, пришедших из основной профессии к сочинительству русской прозы и поэзии. У них не было компьютера и сайта Стихи.ру, мне комфортнее, но, тем не менее, они сделали больше.
**
Начну с известных строк Николая Заболоцкого:
«Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!»
Эти строки призывом пришли в голову, когда в начале «нулевых» годов пришлось по ряду причин закрыть свою научную тему и расстаться с Институтом. К руководству пришли новые люди, чьи научные и моральные принципы сильно отличались от бытовавших прежде. К тому же серьёзно заболела жена. Авторские свидетельства, блокноты с формулами и схемами экспериментов, распечатки расчётов, компьютерные программы, связанные с вопросами безопасности интересной энергетической установки, пришлось навсегда оставить.
Надо сказать, что вопросы безопасности жили с человечеством всегда и всегда они требовали сильного развитого воображения. Задумывая, например, мост через реку (тогда ещё не знали слова «проектирование»), а потом воплощая его в дереве, камне, бетоне, металле, приходилось в первую очередь думать, не разрушится ли он, когда на нём будут пешеходы, транспортные средства с рельсами или асфальтовым покрытием, лёд и снег? Какими должны быть его опоры, чтобы они могли устоять при половодье или при землетрясении? Как развиваются процессы гниения, коррозии или растрескивания в материалах, выбранных для создания моста – ведь они предопределяют грузоподъёмность и долговечность сооружения? Всегда требовалась строительная эрудиция и опыт. В частности, когда начиналось проектирование Николаевской железной дороги из Москвы в Петербург, оказалось, что она будет пересекать сотни рек и речушек с разной водностью и геологией русел. Пришлось тогда русским инженерам – Мельникову и Крафту – ехать знакомиться с опытом строительства железнодорожных мостов в Соединённые Штаты Америки. На территориях европейских стран тогда ещё опыта было недостаточно. И теперь, несмотря на современный опыт мостостроения, едва ли найдутся мосты – близнецы. Все мосты – различны, и в конструкции каждого из них, и в технологии её воплощения доминируют вопросы безопасности пассажиров и грузов. Недаром старики путейцы помнят, как инженер строитель моста по традиции становился под него при прохождении пробного поезда.
Безопасность при эксплуатации мостов – лишь частный случай головной боли инженеров специалистов – проектировщиков и строителей. Корабли, самолёты, химические комплексы, домны и мартены, космические аппараты и атомные реакторы, небоскрёбы и дворцы, башни – Эйфеля и Останкинская, – это сгустки материализованного инженерного воображения. Недаром Королёв, опираясь на мощь своего воображения, на листе эскизного проекта посадочного модуля лунной станции написал: «Луна твёрдая!» и утвердил проект для разработки. А ведь тогда казались реальностью предположения о сыпучем лунном грунте, и были опасения, что при посадке на поверхность Луны модуль в него провалится!
При разработке сложной машины, подъемного устройства и т.п. одним из важнейших принципов является «защита от дурака», согласно которому машина или устройство не выполнит ошибочного указания машиниста.
Возможно после этой кратенькой лекции читателю станет ближе суть труда инженера – его ответственность за материальные ценности и жизни людей. И огромную зависимость этой сути от мощи воображения инженера. Воображения, прокручивающего в сознании десятки цветных полнометражных фильмов о предмете своей постоянной заботы с одинаковым названием: «А что будет, если?». Это не труд, чередующийся с отдыхом, а состояние охотника за хищным зверем в густом лесу: кто кому достанется добычей?

И вот такого типа голова инженера, занимавшегося вопросами безопасности ядерной энергетической установки постоянно: «и день и ночь, и день и ночь», вдруг оказалась не у дел. Ну, прямо – гений в ауте!
Как скверно себя начинает чувствовать в повседневной жизни спортсмен-профессионал, по тем или иным причинам лишённый спортивной цели и обязательных нагрузок при тренировках, можно узнать, например, из книги «Справедливость силы» – Олимпийского чемпиона Власова. Так же, если не хуже, достается и инженеру. Это выпало автору этих строк прочувствовать на себе – в роли инженера и лыжника – без возможности заниматься любимой работой и спортом.
На помощь ему могли придти или крылатые слова русского и советского писателя Максима Горького о том, что писатели – инженеры человеческих душ. Или – вспомниться слова из диалога главных героев Рязановского фильма «Ирония судьбы или с лёгким паром» -- Лукашина и Шевелёвой – о том, что ошибки учителя русской литературы не менее опасны, чем ошибки хирурга, только они исправляются значительно дольше.  Как-то так или иначе – наметилась перспектива спасения страдающих по творчеству мозгов – сочетать в писательстве навыки мышления инженера и давнишнюю любовь к художественной литературе. Компьютер у инженера был.
Продолжение: http://www.stihi.ru/2019/03/13/2280


Рецензии
"...писатели – инженеры человеческих душ" - согласна, только не все понимают ответственности за написанное, ведь, в отличие от инженеров, результаты труда писателя проявятся через время. У Вас хороший слог, Сергей. Спасибо. Интересно читать.

С уважением,

Ирина Петал   05.06.2019 21:03     Заявить о нарушении
Никак Вы, Ирина, не уразумеете, что настоящий инженер – обязательно – поэт. Только красивые внешне самолёты долго и хорошо летают. Познакомьтесь с видами железной дороги, вписанной инженерами в окружающий пейзаж, на Урале или на Байкале!
И учтите, что время – суровый критерий как литературных произведений, так и инженерных конструкций (не всё малоудачное ломается сразу).
Сергей

Сергей Таллако   06.06.2019 10:57   Заявить о нарушении
"Настоящий инженер – обязательно – поэт"

Да-да, конечно, он должен обладать богатым воображением, чтобы представить будущую картину глобально, в целом.

Предвидеть связь необходимых построек с другими модулями (природными и техническими)... Для этого ему надо иметь логическое мышление настоящего программиста... :))

Ирина Петал   06.06.2019 12:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.