3. Шутки о поэзии. Как писать поэтам в наши дни?

Предыдущее: http://www.stihi.ru/2019/03/11/1943

Есть ли основания думать, что поэзия наших дней и прошлых веков в принципе одинакова?
Нет! И тезис, что «новое – это хорошо забытое старое», сам безнадёжно устарел. Прошлые заветы и предписания в будущем могут подвести!

Вам приходилось плыть в одиночку на лодке без рулевого, в позе «лицом к корме»? Приходится вертеться на скамье, выбирая ориентиры впереди по курсу, запоминать, на какие ориентиры «смотрит» в это время корма, а потом грести вёслами, совмещая корму лодки с задними ориентирами. Разница в силе обеих рук, течение, ветер принуждают корректировать курс лодки по передним ориентирам, оглядываясь вперёд, выбирать новые ориентиры сзади и, удерживая по ним корму, проплывать очередной участок пути. Итоговый – ломаный – путь будет резко отличаться от вожделенной прямой линии между пунктами А и Б, а то и вовсе может прерваться аварийным выбросом лодки на прибрежные скалы. Если же передние ориентиры по разным причинам теряются из вида, задние ориентиры становятся крайне ненадёжными. Об этом свидетельствуют и списки погибших кораблей конторы Ллойда, и находки трирем и каравелл подводными археологами.

Нечто подобное может случиться при слепом следовании канонам вероучений или постулатам политиков из прошлого времени (при забвении того, «что было верно и правильно в один период времен, перестаёт быть верным и правильным в следующем отрезке времени»). Судьбы фашистской Германии или СССР, разделение конфессий на самостоятельные ветви – только несколько примеров из множества аналогичных. И модное цитирование того же Экклезиаста надо поэтам делать очень осмотрительно. Его оценке исторического процесса как неспешной поступи каравана по пустыне, каким он был во времена царя Соломона, противостоят энергичные слова профессора С.П. Капицы о современности:
«При вхождении в эпоху глобального демографического перехода мы больше уже не можем следовать прежнему нарастающему темпу развития, и в настоящее время автомодельное развитие человечества нарушилось (т.е. то, что было в прошлом, не повторится вновь – С.Т.). Фигурально выражаясь, поезд истории теперь достиг предельной скорости, скорости, при которой вагоны сходят с рельс гиперболического роста, а состав поезда разрывается. Но в это же время с новой силой стали проявляться процессы глобализации, и человечество обретает единство, которое ранее было скрыто индивидуальными чертами исторического развития народов. Недаром демографический взрыв сопровождается информационным взрывом, каким, например, стал Интернет как глобальная форма реализации сознания человечества.
В эпоху демографического перехода просто нет времени на адаптацию к быстро меняющимся условиям. При кризисе времени смена исторических декораций происходит столь стремительно, что ни отдельные люди, ни сообщества, ни само человечество не успевают следовать за темпом развития. Его нам навязал динамически самоподобный рост, начавшийся миллион лет тому назад, и обусловил демографический императив, подведя нас к критическому рубежу в истории человечества».
Выражения в цитате: «эпоха глобального демографического перехода», «автомодельное развитие человечества», «гиперболический рост», и другие, суть выражения научные, и говорят нам, что в реальной жизни происходят нешуточные явления, не учёт которых поэтами грозит им остаться за кулисами современности. Ломать цитату было бы неуважением к её автору, поэтому полезно прибегнуть за пояснениями к Интернету.
**
Вопрос к себе и к современным поэтам: «Интересно ли нынешнему читателю старое – про «несжатую полоску» в поэзии Некрасова?» Ведь «при кризисе времени смена исторических декораций происходит столь стремительно, что ни отдельные люди, ни сообщества, ни само Человечество не успевают следовать за темпом развития»!

Окончание: http://www.stihi.ru/2019/03/11/9483


Рецензии