Как тормозится самолёт 2. при посадке

Проблема торможения самолета после посадки на пробеге была малозначимой, наверное, только на заре авиации, когда самолеты летали медленнее современных автомобилей и были значительно легче последних. Но в дальнейшем этот вопрос становился все более важным и для современной авиации с ее скоростями он достаточно серьезен.
Чем же можно затормозить самолет? Ну, во-первых, конечно тормозами, установленными на колесном шасси. Но дело в том, что если самолет имеет большую массу и садится с достаточно большой скоростью, то часто этих тормозов просто не хватает. Они бывают не в состоянии за короткий промежуток времени поглотить всю энергию движения многотонной машины. К тому же если условия контакта (трения) между шинами колес шасси и бетонной полосой не очень хорошие (например, если полоса обледенела или мокрая во время дождя), то торможение будет еще хуже.
Однако, существуют еще два способа:
 
   Первый – это тормозной парашют, т.е. использовать трение о воздух. Система достаточно эффективная, но не всегда удобная в применении. Представьте себе какой нужен парашют, чтобы затормозить, например, огромный Боинг-747, и какая должна быть парашютная служба в большом аэропорту, где самолеты садятся один за другим.
 
   Второй способ в этом плане значительно более удобен. Это реверс тяги двигателя на самолете. Принципиально это достаточно простое устройство, которое создает обратную тягу, т.е. направленную против движения самолета,  и, тем самым, его тормозит (см.фото). В реактивных двигателях существуют специальные ковшевые створки, которые перенаправляют воздушный поток. В нашем случае створки делят реактивную струю в направлениях: северо-запад и юго-запад. Если сложить их, получается, что струя отбрасывается влево, на запад, толкая при этом самолёт вправо, на восток, а самолёт в это время движется влево, на запад.

(((Торможение самолёта механизацией крыла осуществляется при помощи интерцепторов. В полёте они выпускаются при сходе с эшелона (почти с 10000 метров) когда, снижаясь, надо погасить скорость с 900 до 500 км/ч - иначе корпус фюзеляжа просто разорвёт в более плотном воздухе. Затем интерцепторы выпускаются при касании шасси полосы.
 Так, например, ТУ-154 заходит на посадку при скорости порядка 260 км/ч. Длина посадочного пробега - 2200м. На турбовинтовых самолётах - торможение при посадке достигается - изменением шага винта (создавая обратную тягу лопастей),.. Далее подключается торможение колес шасси с автоматическим регулированием силы торможения (для исключения возникновения юза))) (Из рецензии читателя, Валерия Анатольевича 2).
      


Рецензии
… Пару слов о торможении реверсом - из 100% торможения лишь порядка 30% - приходится на реверс. Перекладываются створки очень быстро и за доли секунды оказываются открытыми полностью. Например ,на Ту-154 есть два положения рукояток управления реверсом (РУР) - малый реверс - это только перекладка створок, без увеличения оборотов двигателя. В этом случае просто гасится вся тяга двигателя. И полный реверс - это увеличение оборотов двигателя при открытых створках. Тут уже двигатель и создаёт обратную тягу. Торможение реверсом прекращается при снижении скорости до 100 км/час. - реверсивная струя может поднимать в воздух с поверхности ВПП мусор и мелкие камни, которые, при пробеге самолёта на небольшой скорости, могут попасть в воздухозаборник двигателя и стать причиной его повреждения.
Реверс (иногда) применяется для аварийного торможения при прерванном взлёте. Реже - на рулении, для движения самолёта задним ходом без помощи буксировщика…

Валерий Анатольевич 2   11.03.2019 13:59     Заявить о нарушении
ВАЛЕРА, привет. Нас трое, ещё появился один читатель, понимающий в этих вопросах...(это получается, я причислила себя к вам, двоим!)) АНЕКДОТ! Ну, да, то что реверсивная мощная струя перенаправляется, часть её бьёт в землю, действительно, поднимая мусор... это негативная сторона применения реверса, но отказаться от этого способа гашения скорости ЛС пока нельзя, значит, скорее всего, ВПП содержится в чистоте: её моют, пылесосят... Так? или не ТАК???)) СПАСИБО.

Татьяна Сергеева 9   11.03.2019 14:25   Заявить о нарушении
... Ну ВПП не моют и не пылесосят... чистят время от времени - но это так себе... Пока самолёт на пробеге идёт 100-130 км/час он поднятый мусор благополучно пробегает... а потом надо реверс отключать...

Валерий Анатольевич 2   11.03.2019 14:46   Заявить о нарушении
Я где-то читала, что КВС и второй пилот на обратном пути могут поменяться функционалом. А зарплата их зависит от того, кто - есть кто? Если поменялись, одинаково будет, а если нет, КВС туда и обратно и так же второй пилот, у которого меньше ответственности...

Татьяна Сергеева 9   11.03.2019 15:04   Заявить о нарушении
… Ну на протяжении всего полёта идёт совместная работа… Бывает и по отдельности - при этом КВС должен громко сказать (идёт запись) - Управление справа (это значит 2-й пилот)… Или например - сход с эшелона ведёт 2-й пилот… а КВС занимается подготовкой к посадке - изучает со штурманом реальные подходы, последнюю метеосводку, перестановку барометрического высотомера, частотную настройку на курсовые и глиссадные радиомаяки и многое др. А с началом системы 4-х разворотов - говорит - Управление слева - и управляет сам… А второй пилот по команде перекладывает хвостовой стабилизатор (в положение - кабрирование и посадка), выпускает предкрылки, закрылки, шасси, выпускает и включает посадочные фары и т.д. Штурман контролирует посадочную конфигурацию, громко говоря углы выпуска, синхронность… постоянно сообщая приборную скорость самолёта, высоту, скорость снижение, удаление от аэродрома, градацию сноса и т.п.
Бывает, по указанию авиокомпании, идёт подготовка второго пилота на КВСа - тогда нагрузка на него увеличивается…

Валерий Анатольевич 2   11.03.2019 16:03   Заявить о нарушении
А зарплата, разная, наверное? Спасибо, так подробно, будто только что с рейса))...

Татьяна Сергеева 9   11.03.2019 17:15   Заявить о нарушении
... Зарплата отличается существенно... Есть шутливая поговорка - Главная задача праворукого (2-го пилота) не мешать в полёте леворукому (КВСу)...

Валерий Анатольевич 2   11.03.2019 17:47   Заявить о нарушении
… Да, изменение шага винта в турбовинтовых двигателях в авиации имеет большое значение. Например самолёт АН-24 (и его модификации)..- У двигателя Аи-24 обороты ротора турбины постоянные - 15100 (+/-) об/мин. Обороты винта (через планетарный редуктор) - 1245 об/мин. На всех режимах полёта одинаковы.. Но за счёт изменение шага винта (изменение наклона его лопастей) получаем и взлётный режим… и горизонтальный полёт… и малый газ… и торможение винтом…

Валерий Анатольевич 2   12.03.2019 09:16   Заявить о нарушении
Валера, в грандиозном фильме-катастрофе "Экипаж", когда ликвидировались неполадки, звуковым фоном был какой-то визг, лязг... Такие шумы в жизни не встречаются, моей, во всяком случае. Эти звуки до сих пор не забылись! Подобные шумы сопровождают полёт? Снаружи, по крайней мере.

Татьяна Сергеева 9   12.03.2019 11:17   Заявить о нарушении
… Ну фильм “Экипаж” - с точки зрения технической правдоподобности лента не выдерживает никакой критики. Понимаю, что фильм снимался не для авиаторов, а для массового зрителя и главное в нем - зрелищность, а не подробности… Начинаются ляпы с мелочей - путаница в бортовых номерах самолёта… их видно на кадрах минимум трижды - и все разные… В начале фильма, на ответственной и напряженной стадии полёта - посадочной глиссаде КВС (Г. Жжёнов) просит принести ему кофе ??? Далее - выход пилота в воздухозаборник двигателя № 2 - выйти через киль навстречу потоку воздуха в воздухозаборник работающего двигателя абсолютно невозможно… Затем проведён ремонт руля высоты на хвостовом стабилизаторе (удалён посторонний предмет, мешающий его работе). Эта работа тоже проделана с выходом наружу самолёта на той же скорости 500-600 км/ч - а руль высоты на высоте 11 метров (крайняя точка сзади) - к нему и на земле трудно добраться… Потом обычным молотком была загнута внутрь самолёта часть оторванной обшивки и тем самым предотвращено развитие трещины - ужас… Ещё странно - отрицательную подъёмную силу стабилизатор в воздухе хвост выдержал, а реверс – нет… оторвался уже на земле… Большей околоавиационной хрени создано ещё не было…- под стать всей драматургии и какафония загробных звуков…- не бывает таких в реальном полёте…

Валерий Анатольевич 2   12.03.2019 14:55   Заявить о нарушении
Спасибо, АКАДЕМИК ЛОМОНОСОВ))! Ну, если на эти мелочи-ляпы внимание не обращать, интерес к фильму был немалый! Да, помню, у самолёта отвалился хвост, объясняю, плотность атмосферы возросла до максимальной, а металл устал сопротивляться, произошёл разрыв "образца")). Пилот Г.Жжёнов кофе попросил, и ЧЁ?))) Он же КВС!!, да ещё в возрасте, он тут БОГ!!, как не уважить БОГА)))! Подумаешь)), чашечку КОФЕ человек попросил))... Не думаю, что этот фильм дал толчок-призыв молодёжи страны к выбору профессий, связанных с аэрофлотом, хотя красивая форма всегда притягивала взгляды кого бы то ни было: музыкантов, врачей, писателей, художников... и проч., и проч.

Татьяна Сергеева 9   12.03.2019 16:24   Заявить о нарушении
… Какое кофе на посадочной глиссаде…- напряжение на пределе, мгновенная реакция на любое отклонение директорной стрелки, всеми силами надо держать створ полосы. Согласование вертикальной скорости самолёта и его поступательной скорости. Мгновенная реакция на сдвиги ветра у земли и компенсации рысканий по тангажу, подбор тяги двигателей, многократные щелчки триммера туда - обратно. В сужающемся клине возможных отклонений, 80-тонный самолет стремительно приближается к земле со скоростью 70-80 метров в секунду, а если ещё ливень или морозная инверсия с запредельной болтанкой и иные атмосферные возмущения буквально выбрасывают самолет из глиссады. При приближении к земле воздух уплотняется настолько, что режим 75% создает слишком большую тягу, и самолет начинает разгоняться. Постоянная готовность ухода на второй круг. Малейшая небрежность и промедление может разбалансировать уравновешенный режим захода на посадку Все движения должны быть четче, своевременней, острее должна быть реакция на любые изменения…- Какое кофе - у пилотов спины мокрые от напряжения…

Валерий Анатольевич 2   12.03.2019 18:57   Заявить о нарушении
Валерий Анатольевич, стол не сломал от возмущения?))) ВАЛЕРА, на глиссаде ЛС находится 6!!! секунд, когда там успевать делать, что перечислено??? А некоторый разгон наблюдается не за счёт ещё и перехода потенциальной энергии в кинетическую ( вертикальной скорости не стаёт, горизонтальная возрастает)... ...Это я так шутила. Конечно, выпускать такой фильм и не посоветоваться с людьми, знающими проблемы аэротехники и пути их устранения, по меньшей мере, не осмотрительно. Народ смотрел без вопросов, а специалисты!... Деньги сэкономили, наверное... Спасибо, поздравляю, статья интересная, а мир, действительно, интересный и удивительный, и не только мир авиации)).

Татьяна Сергеева 9   12.03.2019 19:54   Заявить о нарушении
...Глиссада начинается за 12 км. от ВПП после 4-го разворота с высоты круга... и за несколько секунд ЛС его не проходит...

Валерий Анатольевич 2   12.03.2019 20:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.