Праздник, наполненный светом
Ольга Харламова «Утренний кофе» издательство «У Никитских ворот», Москва, 2019 г.
Ольга Харламова, автор сборника стихотворений с таким по-женски изящным и бодрящим названием, в литературе отнюдь не новичок, причем с равным успехом творит и в стихах, и в прозе. Творческая одаренность ее многогранна, она высоко артистична и вместе с тем наделена по-настоящему ярким и зорким художественным зрением. Поэтому встреча с ее книгами всегда обещает читателю настоящую радость и множество разнообразных открытий, особое ощущение богатства мира как дома, в котором мы живем… Новый сборник, оформленный изящно и стильно, нисколько не разочарует, скорее, еще больше и глубже очарует и околдует читателя.
«…Мир, полный всяческих сует»
Внутренняя связь и преемственность между стихами и прозой Ольги Харламовой очевидна даже при поверхностном знакомстве с основными мотивами ее произведений. Неспроста последний сборник ее рассказов был назван одним-единственным, но очень емким и важным для автора словом «Праздник». Острое ощущение распахнутости и солнечности мира, особой праздничности бытия – ее характерная черта и, в то же время, глубинная потребность ее натуры. Ольга Харламова жаждет яркости и интенсивности красок, не приемлет тусклых и унылых моментов реальности и наделена счастливой способностью вносить искру радости даже в самую серую обыденность: «Будни-праздники, детство мое…» «Быть с ним в будний день, как в воскресенье - / Это ли не праздник для души?» И пускай вспышка света и цвета мгновенна – именно она озаряет и мир вокруг нас, и душу человеческую, дарит ощущение хмельного счастья и заставляет порой порхать «однодневкой- чью бы голову вскружить?» («Полька-бабочка»)
«Коломбина в балаганном одеянье…»
Обнаружив эту строку в поэтическом сборнике, вновь замечаешь живую связь с основными мотивами прозы того же автора, ведь один из ее рассказов носит заглавие «Коломбина». Надо сказать, что в свое время Ольга Харламова отдала дань серьезному увлечению сценическим искусством, и определенная театральность присуща и ее литературному творчеству. Однако – я бы подчеркнула - театральность в самом лучшем, высшем смысле этого слова, без желания искусственно красоваться и вставать на котурны. Зато именно благодаря ей О. Харламова получает драгоценную возможность различать высокие аспекты бытия с определенной степенью отстраненности. К таким аспектам, несомненно, принадлежит обостренное чувство времени:
День, что накручен поневоле
На времени веретено…
(«Три сирени)
Время воспринимается автором как момент, как стиль, как характерная деталь и даже как запах («Духи «Клима»):
Время взмыло над Сен-Женевьев-де-Буа,
Отлетело и кануло в Лету.
Офицерские жены хранили боа
И любимых мужей эполеты.
И отнюдь не случайно всплывает в памяти поэтессы и песня А. Вертинского о дорогой пропаже, и классицистская триада о трех единствах в драматургии: «Место, время, ключ, замок, аминь». Единство времени, места и действия – вот что действительно характерно для стихов и прозы Ольги Харламовой.
«Багровое солнце идет на закат…»
С одной стороны, именно мысль о быстротекущем времени придает обиходным действиям лирической героини сборника высокий смысл и характер почти торжественного ритуала:
Летом зелень сушу и солю огурцы,
С листопадом – грибы, помидоры,
Как праматери наши и как праотцы,
Устремляя к земле свои взоры.
Так, исподволь, на фоне обычного сезонного действия, возникает важная тема глубинной связи поколений, преемственности традиций рода и племени. Она найдет свое продолжение в стихотворениях «Сродники» и «Радуница», где мертвые и живые словно включены в единый круг. С другой стороны, именно осознание беспощадности времени, быстротечности человеческой жизни, эфемерности и непрочности человеческих чувств порождает ощущение экзистенциального трагизма бытия, необратимости каждого мгновения нашей жизни: «Тает дым, тает день, тает снег…»
Между этими двумя полюсами – пестрой праздничностью бытия и ее трагизмом – бьется напряженная мысль автора сборника.
Несмотря на всю свою любовь к суетности жизни, жажду приключений и выраженную романтичность своей натуры, лирическая героиня Ольги Харламовой предстает перед нами личностью сильной и серьезной. В стихотворении «Люблю» она с полным основанием подчеркивает:
И еще я люблю – не свободу,
А привязанность к этой земле.
Изящный сборник стихов под названием «Утренний кофе», который, на первый взгляд, должен повествовать о чем-то камерном, женском, почти интимном, на самом деле зовет нас задуматься над глубинной тайной человеческого бытия, осознать абсолютную ценность каждого мгновения нашей жизни.
Елена Печерская
Свидетельство о публикации №119031006193