Состояние и перспективы развития дорожно-уличной с

Очень часто, когда мы  стоим в пробках на дорогах города, задумываемся над  вопросом,  почему это происходит? Проблема в узких улицах города или в том количестве транспорта, которое передвигается в транспортном потоке? Естественно, хочется понять причину происходящего.
        Город Иркутск - крупный город  Восточной Сибири, административный, торговый, культурный и научный центр Иркутской области, в котором проживают более 620 тысяч жителей, крупный транспортный узел. Особенностью  города Иркутска, как и других крупных старых городов, является диспропорция в распределении мест приложения труда и расселения жителей. В центре города сосредоточено множество рабочих мест, а также учреждений с ежедневным большим объемом посетителей, в десятки раз превышающих количество постоянно проживающих на территории центральной части города. Это административные службы, предприятия торговли, здравоохранения, культурно-зрелищные объекты, поэтому реконструктивные мероприятия в первую очередь должны быть связаны с разуплотнением центра, выносом из него части предприятий и учреждений, особенно тех, которые не профильны, экологически опасны, либо для своего функционирования требуют значительных грузовых или пассажирских перевозок.             Проблемы  транспортной системы и улично-дорожной сети города очень существенны,  они влияют  на трудовую, культурно-бытовую активность, на транспортную подвижность населения.  Автомобильный транспорт кардинально влияет на образ жизни людей, выдвигая новые требования к проектированию путей сообщения, характеру расселения, организации трудовой, культурно-бытовой и рекреационной деятельности горожан, дает населению  новые возможности передвижения, и в то же время приводит  к значительному расширению  территории города, образованию пробок,  ухудшает экологию, приводит к росту аварийности и  многим другим негативным последствиям. Перевозку пассажиров в городе Иркутске осуществляют перевозчики  разных форм собственности.  В настоящее время по данным ГИБДД  в Иркутске зарегистрировано 784 023 автомобиля, из них 567 964 — легковые автомобили, 130 913 — грузовые и 32 968 автобусов.   На одного человека в Иркутске приходится   1,3 автомобиля [12]. При этом далеко не у каждого человека, проживающего в городе, есть личный транспорт. Средняя транспортная подвижность в городе Иркутске - 876 передвижений с использованием транспорта в год.  В соответствии со сводом правил,  затраты 90% населения на передвижения по трудовым целям в Иркутске не должны превышать 38 минут.  К числу факторов, обуславливающих высокие затраты времени на передвижения по трудовым целям в Иркутске, относятся: высокие затраты времени на подход к остановочным пунктам (средние значения составляют 4,6 - 6,7 мин.) и высокие затраты времени на пересадки (средние значения составляют 6,6 - 12,6 мин.).
         Одна из  проблем Иркутска - федеральные трассы.  Существуют объездные дороги, но и они не спасают и без того перегруженные автотранспортом улицы от дополнительной нагрузки. Например, для того чтобы попасть в Листвянку, Тальцы и многочисленные близлежащие базы отдыха, жителям окрестных городов нужно проехать через весь город.   
        Среди основных проблем,  препятствующих развитию транспортной системы Иркутска, является наличие нелегальных перевозчиков, несоответствие современным требованиям уличной дорожной сети и сосредоточение спальных районов на левом берегу реки Ангары.  Существующая улично-дорожная сеть имеет следующие недостатки:
-    слабое развитие сети магистральных улиц;
-  низкая пропускная способность сети в связи с недостаточной шириной проезжих частей, отсутствие транспортных развязок;
- несоответствие технических параметров улиц и дорог современным нормативным требованиям;
-  отсутствие дублирующих транспортных коридоров для связи жилых районов между собой;
- отсутствие пешеходных переходов, выполненных в разных уровнях, на магистральных улицах и дорогах.
      Автомобильный транспорт в городе Иркутске является источником  антропогенной нагрузки на окружающую среду.  Можно выделить основные негативные воздействия на окружающую среду в городе: шумовое загрязнение,  потребление топлива и воздуха, выделение вредных выхлопных газов, продукты истирания шин и тормозов, материальные и человеческие потери в результате транспортных аварий, поддержание транспортных магистралей в рабочем состоянии (использование соли для таяния снега в зимние периоды), перемещающимся в пространстве источником выбросов продуктов сжигания топлива (отработавших газов).  Загрязнение окружающей среды токсичными компонентами отработанных газов приводит к нарушению роста растений. Наибольшую экологическую нагрузку испытывают растения на полосах земель вдоль дорог с большой интенсивностью движения. Загрязнение окружающей среды токсичными компонентами отработанных газов приводит к нарушению роста растений. Можно отметить высокий уровень шума на территории города Иркутска, который  определяется в значительной мере прохождением через центр транзитных автомобильных и железнодорожных потоков и трамвайных линий. В зоне акустического дискомфорта сегодня проживает более 1/3 населения города [5].
         В ближайшей перспективе планируется увеличение общей протяженности дорог общего пользования города к 2025 году на 209,6 км и значительно снизить количество дорожно- транспортных происшествий.
          Основными стратегическими направлениями совершенствования транспортной инфраструктуры города Иркутска являются:
-   вывод с территории города транзитных транспортных потоков;
- масштабная реконструкция улично-дорожной сети с созданием четко выраженной структуры, классифицированной по назначению и параметрам движения;
-   разгрузка центральной исторической части города Иркутска от транзитного транспорта;
-  улучшение транспортных связей отдельных районов города Иркутска между собой [5].
       Для уменьшения транспортной загрузки автомобильных дорог в Генеральном плане города Иркутска, в качестве приоритетного направления, выделен общественный транспорт. Расширение автомобильных дорог до нормативных показателей для личного транспорта в условиях сформировавшейся застройки и в исторической части города - невозможно. В связи с этим  на основных магистралях города Генеральным планом предусмотрены правые выделенные полосы для движения общественного транспорта. [5].
     В жилой застройке на улицах и дорогах местного значения с целью уменьшения скорости движения транспортных средств и повышения безопасности движения пешеходов, велосипедистов необходимо предусматривать средства успокоения движения: приподнятые пешеходные переходы, использование возвышений дорожного полотна с изменением текстуры, применение крутых поворотов-чикэнс, ограничение доступа, введение ограничений на размеры транспортных средств. Реализация утвержденной в 2016 году  Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры города  Иркутска на 2016 - 2025 годы  значительно улучшит  улично-дорожную сеть  города.

Список использованной литературы
1. Закон «Об административно-территориальном устройстве Иркутской области»
2. Программа комплексного социально-экономического развития города Иркутска на 2008—2020 годы.
3. Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры города Иркутска на 2016 – 2025 годы.
4. Улицы Иркутска. // cbs.irkutsk.ru
5. http://www.irk.ru/news/articles/20150526/auto/
6. http://irkutskmedia.ru/news/273444/
7. Траспорт(внешняя ссылка)//Сибириада.Энциклопедия Сибири: сайт
8. Транспорт в Иркутской области // Русская Википедия


Рецензии
Я была в командировке в Вашем городев советские времена. Это был тихий старинный уютный городок. Очень понравился и город и театр.

С уважением

Аида Дружинина   18.04.2020 10:06     Заявить о нарушении
Сейчас город очень сильно изменился. Красивый, современный город. Стараются сохранить архитектуру прошлого века, деревянное зодчество. Драматических театров отреставрировали - гордость нашего города! Приезжайте в гости!

Виктория Июньская79   18.04.2020 11:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.