Стихотворение месяца 72 - Обзор Андрея Данкеева
моих замечаний и оценок... всё-таки субъективно всё, какой там "судить"...
Не лит.критик как бы((( (это не для авторов мысли вслух)!
для авторов дальше:
-------------------------------------------
1. "Зелёный чай"
(австралийский уик-энд)
Зелёный чай сбивает с ног!
Невероятное – возможно!
Ах, с чаем нужно осторожно!
Но кто б о том подумать мог?
И сквозь закрытые глаза
Я вижу мрачную картину:
Туман, себя наполовину,
Залив, седые небеса,
Скалистый берег, склоны гор…
И тишина – что в уши вата…
Ах, это чашка виновата!
С последней вышел перебор.
Диана – пиво, Билл – вино,
А я не равнодушна к Bundy*.
И запивала ромом пудинг –
Закуски не было иной.
Билл на меня смотрел с тоской,
Диана ревновала страшно
(по-русски и многоэтажно)
И всхлипнула: – Кобель какой!
А что мне Билл, когда был ром,
Был вечер тих, звучало танго,
Был чай прекрасен «Сенча манго»…
Ещё бы вспомнить, что потом…
-------------------------------------------
Что и как можно видеть «сквозь закрытые глаза» – не могу представить, наверное,
недостаточно выпил зелёного чая)
но... «что мне Билл», когда здесь такой пир – и чай, и ром, и танго, и манго, и звук,
и ритм – и всё так вкусно!
А «что потом»... может быть, и не надо вспоминать)
4/5
*****
2. "Макошь"
(По мотивам славянской мифологии)
Макошь – Богиня семейного счастья –
Оберегала домашний очаг,
Судьбы держала она в своей власти,
Пряжу сучила всегда по ночам.
Цепко держала руками все Нити
Жизни людей, равно, как и богов,
Слава её находилась в зените
На протяжении многих веков.
Мокошь, Макоша... Великой Ткачихой
Так называли её иногда.
С Нитями Жизни работала лихо,
А оборвёт – с человеком беда.
Доля с Недолей ей прясть помогали,
Лепту вносили в божественный труд,
Ткань мироздания ткали вначале
И предлагали Сварогу на суд.
Макошь – Земля, а Сварог – это Небо
Были едины, как муж и жена,
Вместе творили они на потребу
Тем, кому помощь особо нужна.
Макошь нацелена на материнство –
Апофеоз всяких женских начал,
Женской энергии светлой и чистой,
Самый надёжный и вечный причал!
-------------------------------------------
Зарифмованная статья для энциклопедии.
В 20 строках о Макоши и прочих говорится в прошедшем времени,
как о чём-то бывшем: оберегала, держала, творили... (всего 13 глаголов);
в заключительном катрене оказывается, что Макошь «нацелена» – в настоящем времени...
Написано, однако, со знанием дела и с любовью к персонажу.
4/4
*****
3. "Мышка"
Небо пустеет. Два перистых облака
в рамке окна одиноко торчат.
Скука приходит, печалью обколота.
От одиночества тянет на "чат".
Всё виртуальное станет действительным,
станет обычным, к чему не привык.
Мистификации гения Витебска
в "чате" возможны живее живых.
В "чате" слова пролетают над куполом,
слёзы роняют под маской шутов...
Щёлкаешь мышкой, и, прежде закупорен,
смысл сокровенный явиться готов.
*
Греет ладонь электронная мышь,
проще простого, а в небо летишь.
-------------------------------------------
«...Всё виртуальное станет действительным,
станет обычным, к чему не привык...»
Видимо, смысл здесь такой – «то, к чему не привык, станет обычным»
Написано же другое: «не привык» к тому, что «...виртуальное станет действительным», –
местоимение «то» принесено в жертву ради сохранения ритма, и осмысленный
(по замыслу) текст стал абсурдным: не привык... к обычному(!)
Кавычки портят текст. Кавычки уместны, когда слово употребляется в переносном
значении, да и то не всегда. Здесь слово «чат» в прямом значении, никакого иного
смысла оно не имеет.
По мысли и по воплощению этой мысли в стихи – хорошо:
коротко, точно, образно, рифмы интересные, в основном соблюдены принципы сонета
(здесь – английский сонет). Но вот повторы – не на пользу тексту (тем более сонету):
одиноко – одиночество», «станет действительным – станет обычным»,
«мышка – мышь»; три раза «чат» – многовато на 14 строк.
4/4
*****
4. "Чужая тайна"
На сердце тайна, мрачная как бездна.
Молчанье мне разъело плоть и кровь,
И давит грузом боли неуместной:
Кому расскажешь - прослывёшь бесчестным!
Чужая тайна в мой проникла кров...
Невольник жалкий, пленник этикета…
Мучительные мысли гонят сон:
Интриг не строил, не давал обета,-
Нечаянным хранителем секрета
Стал,- в это званье роком возведён.
И вынужден под маскою Бёрдслея,
Напяленной насильственно на мозг,
"Плясать под дудку", словно Саломея,
Того, кто этой тайною владея,
Мне б голову Крестителя принёс...
Нет! Не хочу награды за коварство!
Изгнать из вен смертельный яд тоски,
Мечтал бы я. Да нет того лекарства!
Златые горы пусть сулят, богатства,-
Не выдам тайну! Как-то не с руки!
Но может быть, когда-нибудь, случайно
Услышу говор как журчанье струй:
"Не разболтал ты дьявольскую тайну:-
Над пропастью позора спас, у края!"
И будет мне наградой поцелуй!
-------------------------------------------
Содержание текста – «я владею чужой тайной; очень трудно хранить тайну,
постоянно испытывая мучительное желание её открыть» (вариации в четырёх пятистишиях);
«но всё-таки я выдержу, – и может быть, когда-нибудь «будет мне наградой поцелуй».
Растянуто на 25 строк. При чём здесь Бёрдслей, Саломея и Креститель, до меня не дошло.
К поэзии имеет отношение лишь по форме – имеется ритм и рифмы.
Но этого недостаточно, чтобы текст в стихах стал текстом поэтическим.
Реплика от читателя: зря время потратил на прочтение.
4/1
*****
5. "Человек без родины"
Человек без родины — раб?
Дать ответ не просто, ну что ж...
Для того и выпуклость лба,
и закат, и поле, и рожь.
Где родился, там и бродвей?
Пропадать так, что ль, ни за грош?
Ты навей мне думы, навей,
золотая, спелая рожь.
Наклонясь до самой земли,
бормочи, что прошлое жаль...
Человек для родины — пли?
Человек без родины — тварь?
Я не буду спорить с судьбой,
я войду по пояс в траву,
и прошепчет милая: "Пой!
Превратись для строк в тетиву,
прорасти, как в вечности миг:
без людей и родина — тать."
Не для стран и странностей — мир,
а свободе — не увядать!
-------------------------------------------
"бормочи, что прошлое жаль..." – жаль чего? – прошлого
Думы о том, как понимать и оценивать эти стихи, очевидно, только «спелая рожь»
может навеять.... и/или нужно «по пояс в траву войти». Да где же рожь и траву найти, в марте-то?!
А так, без травы и спелой ржи – набор вопросов и в качестве ответа вывод:
«не для стран и странностей – мир». А для чего? Наверное, чтобы « свободе – не увядать»...
4/2
*****
6. "Мы будем жить"
Мы будем жить —
в заштопанных носках,
в потёртых джинсах,
свитерах шершавых.
Пройдя сквозь боль,
разбавив водкой страх,
мы будем жить
красиво, кучеряво.
Мы будем плыть
по жизненным волнам,
рисуя пейзажи, натюрморты.
Пускай болит уставшая спина,
мы будем посылать сомненья к чёрту.
Пожившие, всем бредням вопреки,
мы будем верить в призрачное счастье.
Искать за поворотом огоньки
и говорить родным могилам: "Здрасте".
А что, если носки целые и джинсы не потёртые, жить не будем?!
Или «верить в призрачное счастье» можно только в штопаных носках?
«рисуя пейзажи, натюрморты...» – нарушение ритма.
3/2
*****
7. "Дерзкий котик"
Муж в пороге дерзко, смело: "Это что такое?!"
Мне бы пискнуть громче мыши и на потолок
Нот горластых выйти криком, гландам дать полёт!
Но, подвох в усах заметив, робким хохотком
Предложила сорный веник обмести снежок
И подвинула под ноги катаный кружок. (рифмуются «потолок – снежок – кружок»,
к словам «такое», «полёт», «хохотком» рифм не слышу!)
– Что такое, сколько можно... лет, суконных лет...
Не пойму, виной погоды или вкус котлет –
Я люблю тебя, родная, словно пионер?!
Про котлеты это к слову, это не предмет –
Разговор о вкусе жизни и её размер...
Молча ставлю на плиту турочку для кофе,
А сама давно не пью – ждём вторую дочку:
— Сыр в блины, изюм, икру? Ты какие хочешь:
Пару сладких на десерт, на закуску острых? (и в этом четверостишии – что с рифмами?!)
В предвкушении сметаны мой голодный кот
Замурлыкает что съел бы всё, что влезет в рот (нет запятой перед «что»)
И любовно поскребётся в спеющий живот...
-------------------------------------------
«всё это было бы смешно...» – впрочем, после «гланд» с трудом дочитал до конца...
«муж в пороге», «гландам дать полёт»... а ведь по смыслу-то – с юмором, но не абсурд же!...
Читается тяжело, с первого прочтения не слышно и не видно ни юмора, ни лирики.
А много ли найдётся читателей, которые захотят читать сначала?.. Или которые после «гланд»
будут читать дальше?
3/2
*****
8. "Из пункта А – к пункту Б..."
Из пункта А шагаю к пункту Б
по узкой и неведомой дорожке,
хандрит сердечко и устали ножки,
но так угодно госпоже судьбе.
Вокруг людской поток – иная жизнь
жующих на ходу фаст-фуд потомков,
мне не понять их мир – азартный, громкий,
на тонком льду крутые виражи.
Идеи нет, их кредо – пофигизм,
игра и риск – обыденное дело,
культ удовольствий, сытости и тела,
а совесть – первобытный атавизм.
– Стареешь, мать, корят меня друзья,
пропахли нафталином наши взгляды,
практичней стали дети на порядок –
из грязи могут выбиться в князья.
Возможно, так. Но ближе к пункту Б
всё чаще задаёт душа вопросы:
– А вдруг за всё в конечном пункте спросят,
и фишки для игры не даст крупье?
-------------------------------------------
Очень узкий взгляд на «людской поток» – в нём, по тексту, кроме потомков»
(причём, по описанию, эти потомки – сплошь подростки-мажоры), никого нет;
Очень узкий взгляд на «потомков» – если внимательно посмотреть, – какой там
«культ удовольствий»! Есть, конечно, однако далеко не для всех... ведь мажоров
не большинство – прочим молодым на хлеб насущный заработать бы, а если семья и хоть 1 ребёнок...
Вопрос в концовке – а вдруг за всё спросят? – сводит все рассуждения к банальной проповеди.
3/2
*****
9. "Воскресное утро"
Как хорошо, что некуда спешить,
задравши хвост, сжимая три авоськи...
Тихонько напевая, куклу шить,
и ни-ко-го... лишь тень любимой моськи.
В рубашке драной шлёпать босиком,
в цветок залезть, всю красоту испортить...
– Будильник сволочь! ты звонишь по ком?!.
Пора вставать,
сугробов взбитость тортить.
Как хорошо по белому ползти,
как танк, как выходная тётка йети.
И ни-ко-го на северном пути –
все гады дрыхнут – те, не те и эти.
-------------------------------------------
«сугробов взбитость тортить» – нагромождение согласных;
произнести это невозможно; этого достаточно, чтобы стихотворение не состоялось.
С какой стати понадобилось «залезть в цветок», почему путь «северный» – ребусы.
В стихотворении две поэтичных строки – эмоциональное обращение
к будильнику и последняя. Ну, ещё тень моськи. А сама-то моська где?!
3/3
*****
10. "Ты веди по шоссе"
Ты веди по шоссе ни о чём разговор,
Хоть взлети, раз улётная баба.
Будем дальше с тобой продолжать этот спор
В планетарных, вселенских масштабах.
Сколько раз ты мне словом врубала под дых?
Чтоб дальнейшее вынесли уши,
Надо либо войти в хит-парады святых,
Либо тузиком стать добродушным.
Разум мой - моя крепость. И кто предо мной?
Чисто солнце сквозь тусклые пятна.
Слой за слоем любовь погребла в мезозой,
Археолог ты мой ненаглядный.
Снова хочешь "зажечь"? Это мы бы смогли,
Разогнав горькой памяти тени.
Но уже не понять, что там светится - нимб
Или просто парящий ошейник.
-------------------------------------------
«Слой за слоем любовь погребла в мезозой,
Археолог ты мой ненаглядный» – запутался в синтаксисе: что здесь подлежащее?
Любовь, и это Любовь «погребла слой за слоем»?
или Археолог, и это Археолог погребла Любовь?
(часто встречающаяся синтаксическая ошибка – авторы не учитывают,
что в рус.яз. форма именительного падежа некоторых слов совпадает
с формой винительного падежа; здесь такое слово – Любовь)
Зато концовка!!!!! За такое не жаль поставить «художественную» 5!
4/5
*****
11. "Старый солдат"
Когда он выходил во двор,
Мальчишки разных лет
Бросали прятки и футбол...
О чём расскажет дед?
Грудь украшали ордена,
Был прям солдат, красив,
И дети слушали всегда,
Дыханье затаив.
А он, гордясь своей страной
И долей непростой,
Всем, что случилось той войной,
Делился с детворой.
Рассказывал, как брал Берлин,
И флаг полка спасал,
С гранатой шёл на танк один,
Из мёртвых воскресал.
Четыре года на войне...
Он чудом уцелел –
В болоте вяз, горел в огне.
Отважен был и смел.
Под градом пуль в сугроб вмерзал,
Парнишкой поседел...
И горькой памяти слеза
Терялась в бороде.
Открыл боец без лишних фраз
Души своей тайник.
Такой волнующий рассказ
Не дали б сотни книг.
Любви к Отечеству урок,
Бесстрашия в бою
Он преподать отлично смог
У жизни на краю.
-------------------------------------------
«двор – футбол», «ордена – всегда» – мужские рифмы требуют большей точности
(да и во всём тексте нет ни одной интересной пары рифм)
Рассказ о «волнующем рассказе» старого бойца меня не взволновал. Может быть,
потому, что на эту тему в поэзии много написано, и представленной текст – стандартный,
в нём нет ничего нового и/или более яркого (нового не по содержанию –
по подаче, по эмоционально-энергетическому наполнению).
4/3
*****
12. "Возвращение с фронта"
Спешил поезд с фронта... Весна за окошком,
Прокуренный тамбур в дыму едком вяз,
"На Сопках Маньчжурии" пел под гармошку
Солдат, выполнявший Отчизны наказ.
Мелькали за окнами рощи густые,
Станицы спалённые и хутора,
Шеренги чинар и дубы вековые
Тянулись к весеннему солнцу с утра.
В открытые окна скрипящих вагонов
Вдыхали солдаты надежды на жизнь,
Мечтая забыться от взрывов и стонов,
От дней, что ненастьем, как смерч пронеслись.
Победа... Победа повсюду звучало,
Летели букеты в вагоны солдат,
Кто скажет... Пять лет - это много, иль мало
Жить рядом со смертью, попав в сущий ад.
Не всем повезло возвратиться живыми
И крикнуть с порога: "Вернулся я, мать!"
На братских могилах ветра дождевые
Напев колыбельный им будут слагать...
Спешил поезд с фронта... Весна за окошком...
-------------------------------------------
«поеЗДСФРонта» – 5 согласных подряд, произнести невозможно.
«в дыму едкомвяз» – слова сливаются.
«солдаты вдыхали надежды в окна вагонов...» ? это как?!
Рифмованная проза.
3/2
*****
13. "Пацанский купол"
Две воронки, горсть песка,
Нет ни дна, ни крышки.
Небо куполом стекла
Из любви возникшее,
Без алмазов. Крылышки
Не тебе, а стрекозе
И глаза фасетные,
А тебе лопаток две,
Спички, пистолеты,
Ум для непоседы.
Два начала на века –
Ищешь половину...
Обод, спица колеса,
Города картинами,
Блажь, тоска, повинная.
Не тебе, а по соседству
И в стране за долами,
А тебе мечтой-обедом
Четверговым дождиком
Под язык заноза!
Сущим аист и капуста –
Люльку мир колышет...
Крутит, вертит прах и суть,
Пряча лик обыденности
В облачной улыбке!
-------------------------------------------
Не стихотворение, а заноза. Но поэзия – это если занозой в душу входит.
Это – занозой в мозги: ребус, однако, от заголовка до конца. Накручено, наверчено...
Хорошо хоть облачная улыбка появилась в конце...
С улыбкой-то можно эти ребусы... отправить к отгадчикам)
Технически – по мне, если текст рифмованный, то должен быть РИФМОВАННЫЙ;
если белый стих – так чтоб рифм и духу не было. Здесь ни то, ни другое...
3/3
*****
14. "Памятью сердца"
В розовом платье шалуньи-зарницы
На гребешке нерастраченных лет
Мне деревенька родимая снится,
В окнах струится сиреневый свет.
С запахом воли да пряной корицы
Щиплет бычок на лужайке траву.
Стёжки-дорожки, счастливые лица
Вижу не только во сне – наяву.
В рыжих веснушках (с весной настоящей!)
Мальчик смеётся – растроган старик.
Матери голос, до боли щемящий,
Встреч между прошлым и нынешним миг.
В дальние дали петляет дорога
Первых моих обретений, потерь.
Бабушка, истово веруя в Бога,
В рай отворяет небесную дверь.
В отчем чертоге, ликующем, бренном,
Жизнь человечья, как сон, коротка.
Прямо над крышей отарой нетленной
Белых барашков бегут облака.
Вот и моя легкокрылая птица
Памятью в сердце вплетает рассказ.
Мне деревенька родимая снится
Синью бездонной Анютиных глаз.
-------------------------------------------
Доброе, светлое, колоритное стихотворение, и настроение чувствуется,
единственный минус – написано больше, чем сказано.
4/4
*****
15. "Собачий век"
Слышен к вечеру лай в огороде –
Старый Бим заплутался в плетях.
Как, не знаю, он грядку находит,
В этот мир перламутно глядя’?!
Чтоб стручки отыскать, на подмогу
Призывает меня не-годя-й.
Жаждет мудрый охотник гороху,
Почему так – поди угадай?!
А наевшись гороху покрепче,
Чёрной мухой рванул со двора.
Рыкнул вроде бы: "Арриведерчи –
Мне пора, не ищи до утра".
Усвистал на свидание с сукой,
И теперь, хоть зови не зови –
Он ещё и не слышит ни звука,
Но по следу летит к визави.
Поутру еле-еле вернулся,
Лишь обрубок хвоста – метроном.
На крыльце Бим свернулся
клубком
И уже никогда не проснулся.
* * *
Мне доступны и звуки, и краски,
И ещё, что-то чую слегка,
Жаль, до баб не такой я савраска,
Завернул бы с Косой трепака,
Не взирая, что танец последний
Да силёнок осенний упад...
И сосед заглянул тут намедни:
"Ты щенка собираешься брать? –
В твоего кобеля длинноухи,*
А в деревне сейчас говорят,
Что разжиться щенком моей суки
Из охотников каждый бы рад".
Взять Бимёнка, чтоб радости в старость?..
Но с трудом бьётся мой метроном,
Видно, самую малость осталось
Со щенком погулять под ружьём...
Без охоты собачья жизнь – скука.
Сможет пёс побороть эту грусть?
Не загнётся от суки-разлуки,
Когда я
никогда не проснусь?
-------------------------------------------
Так длинно, что, пока дочитал до конца, забыл начало.
На собачью тему мне много стихотворений известно, до уровня
которых представленный текст далеко не дотягивает, поэтому
больше тройки поставить не могу, – да и то лишь потому, что тема собачья.
4/3
*****
16. "Куколка"
Зелёная, как майская тоска,
Мохнатая капустная отрава,
Сегодня не испорчу я ростка,
На челюсти надвинуто забрало.
Последний возраст внутренне хорош,
Окуклиться подталкивает время.
Пусть дальше зеленеет молодёжь,
А я укрылась в коконе, старея.
Хочу остаться куколкой навек!
Вгрызаться в жизнь душа уже устала.
Пусть мой удел – обочина, кювет,
Там хорошо без лишнего ментала.
Рождённая и ползать и летать,
Я к личным крыльям как-то не привыкла.
И неужель нельзя одной из ста
Не завершить положенного цикла,
Чтоб не смущать рабочих муравьих,
Не возбуждать полётом хмурый воздух,
И лёгким поведением своим
Не раздражать старух в осиных гнёздах.
Щелчок, и взгляд на землю с высоты,
И взмахи крыльев белых, как бумага.
Манят нектаром райские цветы.
Закон природы. Ты летишь, имаго.
-------------------------------------------
Хорошо, но если сократить, можно сделать ещё лучше.
А «ментал» – это что такое?
Сомнительный неологизм...
4/4
*****
17. "Может, мы – потомки синевы..."
Мне каждый вечер кто-то дует в спину, (кто бы это мог быть?!)
и в бездну я лечу, навстречу тьме...
Так хочется сорваться – нестерпимо, (если уже «лечу в бездну» –
– то куда же «хочется сорваться»?)
но этот кто-то шепчет мне – не сметь!
И простыни, бессонницей измяты,
закручены ужами подо мной,
а утро пахнет свежестью и мятой,
и дует кто-то в душу мне давно... (так в спину или в душу?!)
Лечу назад под плач виолончели, (назад – надо полагать, из бездны)
вперёд – под чутких клавиш перебор... (а вперёд – это куда?! Опять в бездну?!)
Взмывают вверх беспечные качели,
я замираю – встали на ребро!
Не сон – не явь. Чуть слышное дыханье –
раскачивая тело взад-вперёд.
И темнота наполнена грехами,
что тот, кто дует, вряд ли разберёт...
Я, воспаряя, крылья ощущаю
и не боюсь обжечь их – манит высь,
святую красоту небес сгущая!
А, может, мы – потомки синевы?..
-------------------------------------------
С причиной полётов не всё ясно – то ли кто-то дующий, то ли качели...
Что-то не улавливаю логической связи подводки с концовкой...
3/3
*****
18. "Последний день зимы"
Прошла зима, весна не началась.
Всё не в зачёт, такое безвременье.
Я знать не знаю, где ты ночевал,
с кем водку пил под вечные пельмени.
Весь город – как роман наоборот:
замки ворот, кромешных улиц темень.
И кажется – ты рядом, ты вот-вот,
а сплю одна, как будто сплю со всеми.
Я февралём безропотно дышу,
и платья для июня примеряю.
А тиканье часов – напрасный шум,
и март на тишину его меняет.
-------------------------------------------
БезврЕменье; сдвиг ударения в угоду ритму и рифме.
Заголовок тексту не соответствует – стихотворение вовсе не о последнем дне зимы.
Но коротко, ясно, точно, эмоционально. Есть и картинка, и настроение.
4/5
-------------------------------------------
с уважением, Андрей Данкеев
Свидетельство о публикации №119030707308
Речная Нимфа 14.03.2019 00:04 Заявить о нарушении