Во все века судьба одна


   Изменилась ли судьба России за всю историю русского народа?
К. С. Аксаков пишет: «История русского народа есть единственная во всем мире история народа христианского не только по исповеданию, но по жизни своей. Россия – земля совершенно самобытная, вовсе не похожая на европейские страны. Все европейские государства основаны завоеванием. Вражда есть начало их.»
«Русское государство, напротив, было основано не завоеванием, а добровольным призванием власти. Поэтому, не вражда, а мир и согласие есть его начало.
Русские, как народ христианский, предоставив государству царство от мира сего, избирают для себя иной путь, путь к внутренней свободе и духу. К Царству Христову.
Понимая, что совершенство на земле  невозможно, Русь его не искала. Народ русский выбрал лучшую из правительственных форм – православную монархию, держался ее, сознавая, что и она не есть совершенство.
«Англичанин, - писал В Шубарт ,- смотрит на мир как на фабрику, француз  как на салон, немец как на казарму, русский как на храм. Англичанин жаждет добычи, француз – славы, немец – власти, русский – жертвы».
Достоевский категорически восставал против того, что Россия якобы нуждается в западном духовном просвещении.»Наш народ просветился уже давно, приняв в суть Христа и Его Учение. – писал мыслитель. – главная же школа христианства, которую он прошел, это века бесчисленных и бесконечных страданий, им вынесенных в свою историю. Когда он, оставленный всеми, попранный всеми, работающий на всех и на вся, оставался лишь с одним Христом-Утешителем.  Которого и принял тогда в свою душу навеки».
В.О. Ключевской: «Одним из отличительных признаков  великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения».  Л. А Тихомиров: «Россия, стертая с лица земли татарами, восстала в необычайной силе. Почти чудесной и не знавшей себе равной. Основами этого величия, основами спасения России оказалась православная вера и единоличная власть царя»
. Но не только это. Было еще нечто в истоках этого возрождения. Русские были готовы к самокритике и самоосуждению, что составляет черту русского характера.
 Есть здесь и слабое место – недооценка своей самобытности. Эта болезнь развилась при Петре. Насажденный тогда комплекс неполноценности остается хроническим недугом и сегодня.
М. Н. Катков; «Русский человек не пуглив и не нервен; это его хорошее качество. Он не любит хвастаться  ни прежде, ни после дела. Эффектных демонстраций он не любит. Он не будет обещать того, чего не исполнит, и в деле он всегда будет благонадежен. Это  знают и наши недруги, знают все те, которые видали, с каким спокойствием и хладнокровием умеют солдаты наши стоять и падать рядами под ожесточенным огнем батарей. Бесстрашие и стойкость русского простого человека вошли в пословицу. И Фридрих Великий говаривал, что легче убить русского солдата, чем свалить его с ног.
И.А Ильин: «Еще византийские источники, описывая славян, отмечают не только их храбрость и выносливость, их семейственность и целомудрие, их ласковость и гостеприимство, но и в особенности их свободолюбие, их отвращение ко всякому игу.
«Русский народ не жесток и не воинственен, он от природы благодушен, гостеприимен и созерцателен. Но русские поля искони были открыты со всех сторон, и все народы рады были травить их. Издревле русский пахарь погибал без меча, а русский воин кормился от сохой и косою.
Воевала Русь и один на один; воевала и против двух врагов, и против пяти, и против девяти, и против двенадцати.
История наша есть история осажденной крепости, история сполоха. Приступа, отражения и крови…
Велик в своем служении и жертвенности русский народ. Тих, и прост, и благодушен, и даровит в быту своем. Глубок и самобытен, и окрылен в богосозерцании. Но страстна и широка душа его, и по-детски отзывчива на искушения и соблазны. Ищите русскость русского  в тех духовных состояниях, которые обращают человека к Богу в Небесах и ко всему божественному на земле. Т. Е. в духовности человека.
Живя в дореволюционной России. Никто из нас не учитывал, до какой степени организаванное общественное мнение Запада настроено против России и против Православной Церкви.  Мы наивно предполагали у них то же дружелюбное благодушие в отношении к нам, с которым мы обращаемся к ним… 
Мы, конечно, читали у прозорливого и мудрого Данилевского эти предупреждающие, точные слова: «Европа не знает нас, потому что не хочет знать»…
Но неужели правда? Не все же там заражены ненавистью… Да и за что же им нас ненавидеть? Ныне мы обязаны точно  ответить: «  Данилевский был прав. Западные народы боятся нас…  У России в мире нет искренних доброжелателей. Русский народ может надеяться только на Бога и на себя….»
Николай Сербский: «Беда в России произошла не по грехам русского народа, а по грехам части русской интеллигенции. Точнее из-за иудействующей  русской интеллигенции.  Русский народ выбрал Царство  Небесное, еще когда принимал крещение от святого князя Владимира Киевского. И выбора своего он доныне не менял. Но русская интеллигенция поколебалась и изменила основополагающим жизненным понятиям, и то не вся интеллигенция. А некоторая ее часть..  Русская интеллигенция стала раскалываться на два лагеря. В одном лагере были те, кто вместе с народом хотел, чтобы Россия навсегда осталась Святой Русью. В другом – те, кто хотел, чтобы Россия восприняла земного владычества…
Сила иудействующих в России не означает их победы, но только прелюдию к русской победе. Сам русский народ выйдет из огня страданий более сильным, святым и славным, чем был прежде».
Высказывания мыслителей девятнадцатого века, но как актуально в наше время…


Рецензии