о прошедшей дискуссии

Несколько слов о прошедшей дискуссии.

Прежде всего моя благодарность всем принявшим участие в обсуждении.
Мне гораздо проще писать стихи чем много букафф, но да ладно
Взялся за гуж...
Тема эта муссируется не столь часто
ибо, ибо
только Цой захлёбываясь от восторга требовал перемен, нам же перемен хватило и все отлично знают чем они чреваты.
Пусть всё остаётся как оно есть, лишь бы не было хуже

Тем не менее.
Попробуем разобраться в теме выбора произведений для изучения в средней школе поглубже.

Как и следовало ожидать все участники дискуссии разделились на две приблизительно равные части.

1. Часть первая, выступающая за изменение школьной программы литературы, к коей принадлежит ваш покорный слуга и большинство творческих людей.

Задумался почему?
Хотя ответ лежит на поверхности.
Большинство школ не ставит своей целью воспитание людей творческих, так как:
Во-первых это невозможно.
Во-вторых люди талантливые и творческие плохо вписываются в заданные всевозможными министерствами образований по всему миру рамки.
Увы, не всем нам выпала честь учиться в царскосельском лицее, а средняя школа, назови её хоть лицеем. хоть гимназией средней и останется.

Талант же даётся откуда-то свыше и от оценок по литературе не зависит.
Что касается меня, то я думаю всё это образование с его "Что делать", "Разгромом", списанными сочинениями на идиотские темы чуть не закатали в асфальт мою способность писать самостоятельно, не оглядываясь ни на какие авторитеты.
Винить в этом учителей я не буду, они видимо по другому не умели и худо-бедно делали свою работу.
Только то что для них было работой и стремлением приобщить нас к чему-то великому мне было не нужно совершенно
Очухаться от насильно вдолбленных в меня пустых знаний я смог только в 44 года.
А сколько людей после учёбы навсегда расхотели писать что-то своё?
Никто не знает?

Что делать?
Попробуем подойти к интересующей теме глобально.
Вопрос номер один.
А зачем нам нужна литература?
Как вы думаете?

Так можно ли жить без литературы?
Ответ однозначный.
Легко.
Можно быть нормальным пацаном, депутатом, олигархом не прочитав ни одной книги
Можно прочитать тыщу книг и быть педофилом, вором, предателем Родины...

Таким образом люди делятся на тех кому литература нужна и тех кому нет.
Как, почему люди отличаются друг от друга - тема отдельного исследования.

Нас интересует только та часть населения, коим литература нужна...
Какой же должна быть литература способная вызвать у читателя неподдельный интерес?

1. Прежде всего литература должна доставлять читателю удовольствие от прочитанного.
Чтение должно стимулировать производство дофамина, гормона ответственного за получаемое удовольствие.
Чтение достойной книги должно стимулировать, разнообразить чувственный фон человека по всему спектру, от гомерического смеха до горьких слёз.

Литература должна стать своего рода наркотиком, алкоголем, сексом, фабрикой по производству эмоций.
Впрочем, как и все произведения искусства.
Только литературе в этом плане сложней.
Если картины мы видим глазами, музыку слушаем ушами, то удовольствие от текста мы можем получить только рефлексируя (обдумывая) его, то есть заставляя кору головного мозга потрудиться.

И, увы нравится это далеко не всем.
У многих делов и так хватает и забивать себе мозг чтением. они не видят никакого смысла.

2. Литература - эта одна из важнейших составляющих культуры
Культура - это то, что отличает нас от животных.
Через литературу мы можем изрядно повысить свой образовательный уровень, так через "Войну и мир" получить знания о войне 1812 года,.через произведения Достоевского представление о философии экзистенциализма, ну и так далее...
Читая мы изрядно увеличиваем словарный запас, что позволяет нам писать и говорить более ярко.
Можно конечно все эти знания и умения почерпнуть из других источников.
Но литература более доступна для понимания чем философия, интересна чем история.
Читать Достоевского не легко, но выучить немецкий чтобы читать Хайдегера в подлиннике это вообще маловероятно.

Таким образом, однозначно, литература людям нужна.
Пусть не всем.
Будем считать, что нужна избранным, умеющим грамотно думать и тонко чувствовать...

(продолжение следует)


Рецензии