Песнь о вещем гусляре

Гусляр-песнопевец в раздумье сидел
Один после тризны Олега.
Лицом он был тёмен, а волосом бел,
Белее холодного снега.
Глядел он на хмурый закат за рекой
И струны задумчиво трогал рукой.

И что-то шептали, шептали без сил
Усталые верные гусли,
А в небе внимательный ворон кружил,
Да плакали в зарослях гуси.
– И диво ли, – гуслям промолвил певец, –
Что смерть предсказал ему вещий мудрец?

Мы все умираем – то неба закон,
Но каждому смерть по заслугам.
Раз плыл со своею дружиною он,
Доверясь и вёслам, и стругам.
И вот над Днепром под грядой облаков
Увидел он город на гребне холмов.

Надёжные стены скрывали дома,
От врат разбегались дороги,
И мудро глядели с вершины холма
На мир деревянные боги.
И хищно на город уставился князь,
И жадность, как пламя, в душе занялась.

Он воинов спрятал, кольчугу – долой,
И Игоря на руки принял,
И вышел с ребёнком на берег крутой,
И взором всё кротко окинул.
И стража спросила: «Вы кто, молодцы?»
Олег им ответствовал мягко: «Купцы!

Мы были с ладьями в холодных морях,
Шли волоком; многие реки
Прошли мы, и путь наш лежит из варяг
По лону днепровскому в греки.
Мы много товаров везём и даров,
И вашему князю подарок готов».

И им отвечали: «Два князя у нас,
Аскольдом и Диром зовутся,
А город наш – Киев». – Те вышли тотчас
Без шлемов – лишь кудри их вьются.
Но только два князя к ладье подошли,
Над ними оружье враги занесли.

Взмолились Олегу: «Ты разве нам враг?
Не тронь нас! Нет, мы не из трусов,
Но смерть – от своих!.. Ты такой же варяг
Из храброго племени русов!..»
– Не княжьего рода вы! – молвил Олег,
И кровью живою окрасился брег.

И в Киев с дружиной убийца вступил
И Игоря князем поставил.
А ночью убитых народ схоронил
И тихою песней восславил.
Высоко могилы видны над Днепром,
И сокол им машет могучим крылом.

…Коварный убийца! Перун-судия
Решил, что Олег недостоин
Погибнуть от сабли, стрелы, от копья
Средь сечи, как доблестный воин.
Он князя и в битвах, и в бурях хранил,
Чтоб подлый укус его наземь свалил.

А, может, его не змея, а земля
Ужалила?.. Быстрые кони
От гнева её не умчат, окрыля,
Не скроют царьградские брони!..
И Игоря тоже наступит черёд –
Руками деревьев земля разорвёт!

В кровавых руках его родич держал,
Когда поднимался по круче…
Ведь я не ошибся, ведь я угадал?
Скажи мне, Перуне могучий! –
И громом вечерним, лишь тот замолчал,
Перун с поднебесья певцу отвечал.


13 мая 1971 г.
Ростов-на-Дону.
-------
Из старых тетрадей.
Ранее не публиковалось.


Рецензии
Константин Фёдорович!
С удовольствием прочла Вашу "Песнь...".Выбранная форма (напевная, как мне кажется) соответствует содержанию.В коротком описании Киева:

" Надёжные стены скрывали дома,
От врат разбегались дороги,
И мудро глядели с вершины холма
На мир деревянные боги."

Вместилась наглядная картина жизни города.
А ужасная смерть Игоря за его неуёмную жадность передана всего одной строчкой: "Руками деревьев земля разорвёт!",но какой выразительной! Жаль, что алчность,лживость и подлость нынешних высокопоставленных убийц и воров не карают ни Земля, ни Небо. Или устали уже? Или мы сами настолько провинились перед Небом и Землёй, что идём к гибели вместе с ними?
Словом, я в полном восхищении.
Всех Вам благ!

Мунира Ермолова   07.03.2019 14:31     Заявить о нарушении
Дорогая Мунира!

От всей души поздравляю Вас с Международным женским днём Восьмого марта и желаю Вам, здоровья, счастья, любви и новых замечательный мудрых и звучных стихов!

Спасибо Вам за глубокий анализ моего стихотворения и интересные выводы, которые Вы сделали, связав времена языческой Руси и современной, ограбленной новыми невежественными буржуями - нуворишами России. Стихотворение десятилетия пролежало в моём архиве, так как ничем не тронуло моё окружение. Увидели только полемику с Пушкиным. Но как же можно спорить с "НАШИМ ВСЕМ"?! Хотя это был философский спор. Пушкин положил в основу своей "Песни о вещем Олеге" известную с древних времён идею о неотвратимости судьбы даже в отношении невинного человека, ибо ему "было так на роду написано". А у меня человек сам делает выбор, совершая зло или добро. За зло он раньше или позже бывает наказан - сам или род его. Так у нас монархисты воют по поводу убийства в числе царской семьи царевича Алексея, сына Николая Второго. Мальчик ни в чём не был виноват. Но родоначальник Романовской династии, юноша царь Михаил Романов приказал публично на Красвной площали повесить сына Марии Мнишек и Самозванца II. Ребёнку было ЧЕТЫРЕ годика. Сам царь сидел в роскошном кремле и наблюдал за казнью. Мальчика охранник принёс на руках. Тот плакал и говорил, что ему холодно (дело было зимой). Когда его повесили, он не задыхался, а только мучился - настолько он был почти невесом. Тогда палач налёг на его ножки и потянул вниз. Эта публичная казнь была нужна Михаилу с его личным присутствием для того, чтобы после смерти ребёнка не пошли слухи, что он "чудесно спасся", как было с "чудесным спасением" после гибели в Угличе царевича Дмитрия, сына Ивана Грозного при Годуновне. Царей и их родичей убивают не столько из злобы, сколько из холодных политических соображений. Как видите, Небо послало роду Романовых воздаяние за зверство: они убили малое дитя, а спустя более трёхсот лет группа большевиков без ведома Москвы, как считают, расстреляла подростка Алексея Романова. Вот эта идея о воздаянии заложена в моём стихотворении.

Ещё раз с Праздником Женщин!!!
Искренне Ваш
Константин.

Константин Фёдорович Ковалёв   08.03.2019 12:01   Заявить о нарушении
Спасибо за поздравление и пожелания, дорогой Константин Фёдорович!
Интересный Ваш ответ углубляет понимание идеи стихотворения. Возможно, казнь малолетнего ребёнка Мнишк что-то объясняет, но убийц детей не оправдывает. Иные правители настолько возбуждают ненависть в народе, что, потеряв власть,не только сами, но и их близкие , не находят места на земле. Детей Николая жалко, но они поплатились за грехи родителей. Даже их европейская родня не приютила их.
Это случается и с не очень большими начальниками тоже. У нас когда-то много лет в школе работал завучем абсолютный бездарь. Держался благодаря высоким связям. Замучил всех своими непомерными и необоснованными требованиями. И вдруг его сняли и он стал учителем. Тут выяснилось, что не может элементарной справки написать, не только плана или чего-нибудь ещё. Учителя по каждому поводу поднимали его на смех. Ещё вчера всемогущий, он стал посмешищем. Не выдержал и перевёлся в кишлак.
А бывает снимут с должности, а люди с сочувствием и уважением относятся к человеку. Таких тоже видела.
Словом, спасибо за ответ. Всего самого доброго!

Мунира Ермолова   08.03.2019 20:35   Заявить о нарушении
Да, Мунира, по человеческим законам мстить детям убийцы тысячи с лишним рабочих и их детей 9 января 1905 года за грехи его предка Михаила Романова, казнившего ребёнка, жестоко и несправедливо. Но у судьбы свои законы. Она не смягчается, как добрый судья, а действует строго и хладнокровно. Мне в довоенном раннем детстве братья-школьники рассказали о том, что вместе со всей царской семьёй был расстрелян и царевич Алексей, мальчик. Я хоть и коммунист, но от природы жалостливый. Я не то что человека, барана не прикончу. Поэтому я поэт. И я тогда спросил у отца, в чём был мальчик виноват. А тот мне в духе времени ответил, что, если бы Николая Второго или Алексея белые освободили, они бы использовали их как знамя в гражданской войне, привлекая к себе монархистов. Умом я понял, что это так, но душой этого я так и не смог принять. Вот в бою против вооружённого противника я бы не задумываясь стрелял в него, так как иначе он застрелил бы меня. Короче, у меня, непонятно откуда, с ранних лет были аристократические принципы: аристократ ни за что не согласится стать палачом, а в бою или на дуэли он будет решительно поражать врага, стремящегося убить его. Правда, белогвардейские офицеры, даже из бывших аристократов, потеряли все свои принципы и, озверев, расстреливали и вешали тысячи мирных рабочих с заводов только за то, что те - рабочие. Так описано мною в моём романе "Зона", который Вы читали, так было при захвате Деникиным в январе 1920 года (из-за разгильдяйства будённовцев, находившихся в городе и потерявших бдительность. Тысячи рабочих были в первые же часы после захвата белыми Ростова повешены на акациях и фонарях вдоль многокилометровой главной улицы Большой Садовой, расположенной параллельно Дону. Я в краеведческом музее такие фотографии видел. И даже ПОСЛЕ развала СССР вышел какой-то фильм об интеллигентской семье в Ростове. Там была показана именно такая страшная бесконечной длины картина. То есть фильм не был просоветским. Тогда становится понятной жестокость красных, уничтожавших массово белогвардейских офицеров после взятия Крыма. Им не удалось на пароходах эвакуироваться с Врангелем и большим количеством других белых в Турцию. А в самом Крыму при белых белогвардейская контрразведка творила зверские расправы над всеми подозрительными людьми (вспомните "Бег" Булгакова).

Константин Фёдорович Ковалёв   09.03.2019 00:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.