Дзокэи хайку или Иди за Басыровым
В течение месяца-полтора мелкими наскоками читала бумажные записки Александра Долина о революции в японской поэтике. Параллельно смотрела древние и современные хайку, что-то гуглила, какие-то новые имена, читала комментарии (в этом деле самое интересное). Поэтому сейчас я уже не могу сказать, где видела информацию, и найти ее не могу. В книге это точно были пара слов за скобками, затем через тройку дней это же словосочетание проскользнуло в комментариях к хайку на сайте японского вещания Эн-Эйч-Кей, оттуда дальше — в неизвестность. Дзокэи хайку, не нашла ваших следов. И в закладках нет. Нигде. Не могу найти, хоть убей, кто-то скажет, что их и не было. Но...
Но тут вещи начали тянуться друг к другу.
На книжной полке, разворотом к людям, стоит каталог работ, некоторые из которых видела как-то осенью в столичном Пушкинском музее, "Обитаемые пейзажи" Гарифа Басырова.
Обитаемые пейзажи... Это же как раз те самые дзокэи хайку, один из жанров написания их. Помню, что когда прочла, была очень удивлена, в хорошую сторону. У нас такое не пишут, а если пишут, то на конкурсах хайку не выбирают не то что победителями, а даже в номинанты не выводят (наверное).
Дзоо — внутри. Кэи — пейзаж. Здесь "внутри" не в смысле в каком-то помещении, а именно как "внутренности". Об этом Басё писал когда-то, в одном из своих хайбунов, называя себя кисеей на ветру со ста восьмью костями (возможно и больше-меньше, по памяти). Хайку о внутреннем пейзаже человека, если буквально. О внутреннем мире объекта, о человеке, но не сэнрю. О его душе, переживаниях, чувствах и прочем, что живет глубоко. Через природные образы.
Дзокэи. Оно как-то засело в мозгу, а свалившийся на голову Басыров помог понять.
Если смотреть на его графику, то как-то сразу начинаешь вникать, как нужно писать те самые дзокэи хайку. Визуально-четкая характеристика. Объектов минимум, инструментов минимум, чуточку угловатые, чуточку не свободные, но карандаш и картон выдают, без преувеличения, свет вещи так, как это нужно в хайку.
Вблизи смотришь — роится рой черточек, начинает мельтешить белый шум перед глазами. Я долго не могла отойти от картины "Прилив". Её-то в каталоге как раз нет. Обходила вокруг по периметру выставки и снова возвращалась к "Приливу".
Три линии: линия волны, линия человека и линия неба. Ноги человека уже почти уподобились волне, руки свободны, глаза закрыты, но верхняя часть тела все еще над водой. Я упускаю иные некие отличительные черты, это все авторское бытие мерцает, ничего не поделаешь. Волна дошла до линии сердца и остановилась. И волна-то не от каких-то движений человека, он статичен, даже монументален, волна сама по себе волна, а он все же становится ею. Поглощается.
А "Ветер"?!, где женщина, и птицы, и листва, и все летит, и только она одна нет.
Так и тянутся нити, надеюсь смогла убедить сама себя. Но хайку не будет, потому что к этому состоянию надо как-то привыкнуть и определиться в принципе, по сути.
Карандашный штрих, а слышно даже запах травы...
...
http://www.basyrov.com/galereya/obitaemye-peyzazhi/
в т.ч. "Прилив"
Свидетельство о публикации №119022806660