О силе прощения и смирения

Во всей Вселенной нет такого места,
откуда невозможна экстрадиция на Суд Божий...

Просить прощения - добродетель,
которая дается людям тяжелее всего.
_______

http://www.stihi.ru/2017/04/26/11781


     "...Православная церковная традиция устанавливает чин прощения не после Литургии, а после воскресной вечерни, которая, собственно говоря, уже является службой следующего дня, т.е. понедельника, ибо церковный день, равно как и библейский, начинается с вечера: "И бысть вечер, и бысть утро, день первый..." и т.д. Хотя, наверное, возможны и другие практики...(*)

     Всё-таки, я полагаю, что простить другого - это отнюдь не просто отказаться от мести. "И остави нам долги наша, якоже и мы..." - я готов прочитать несколько иначе, и смысл от этого не меняется - "Господи, не прощай меня, ибо я не прощаю другого - возьми меня в ад". То есть, простить другого человека означает возможность и, более того, желание разделить с ним райское блаженство.

     Я как-то нарисовал себе фантастическую картинку: удостоил меня Господь райской участи; иду я по дорожке рая, а навстречу мне человек, которого я не смог простить - и тогда мне самому придётся с этой дорожки сворачивать.
    
     Все эти колючки, острые камни и ядовитые змеи вряд ли опасней и острее шипов тернового венца. На вопрос, кто распял Христа, у меня есть только один ответ: я. А ведь Христос, не снимая этого венца со Своей головы и не вытаскивая гвоздей из Своих ног и рук, готов протянуть мне Свою десницу, чтобы вытащить меня из ада. Он прощает именно так, продолжая ощущать боль.
    
     Простить - это действительно не "не замечать или забыть". Это - принять ценность другого человека, как минимум как свою собственную, и, не взирая на всю боль от острых камней и колючек протянуть ему свою руку и раскрыть ему своё сердце, чтобы он мог там поместится - по крайней мере, быть готовым к этому.
Могу ли так я? Не знаю. Но это - норма христианской жизни.
    
     При этом я отнюдь не призываю к наивности и к жизни по принципу: плюй в глаза - божья роса. Наверное, готовность раскрыть своё сердце возможна тогда, когда ты поверил другому, что у него нет злонамеренности по отношению к тебе, но острое личное переживание чужой злонамеренности и сопутствующая этому молитва возможны всегда. А Христос учил нас, как Вы знаете, именно молиться за врагов, а не отстраняться о них.

     Подлинное смирение возможно только пред Богом. Мне кажется, что смирение есть безоговорочное принятие Божьего Промысла. Радикально изменить свою греховную жизнь возможно только тогда, когда признаёшь Божию Правду и понимаешь, что идёшь против неё, и смиряешь, наступаешь на горло всем своим жизненным установкам, которые влекли тебя по пути неправды.
 
     Только таким образом нелюдь и может стать человеком и дорасти до участи разбойника благоразумного. И в этом смысле Божие отмщение вряд ли умещается в парадигму человеческого понимания мести. Просто, без боли не возможно прорастание человека от нелюдя к людю. Это, наверное, как саморез только посредством значительного механического усилия может ввинтиться в доску, так и человек со своею грешной душою только через боль способен пройти в Царство Небесное."

С искренней признательностью, А.Т.

Священник Алексий Тимаков
_________

       На иллюстрации - "Страшный Суд" работы Ф.А.Бруни
       (роспись в Исаакиевском соборе)

ПРОШУ ПРОЩЕНИЯ У КАЖДОГО, ОБИЖЕННОГО МНОЙ ВОЛЬНО ИЛИ НЕВОЛЬНО...
ПРИЗНАЮ СВОИ ОШИБКИ И РАСКАИВАЮСЬ ПЕРЕД ВАМИ.
Бог нас не простит, если мы не простим друг другу.


Рецензии
Очень благородные и глубоко-мудрые мысли этой статьи повлияли на мою суть глубоко внедряясь в само сердце. Если сердце человека начинает распознавать мысли человека, то это сердце становиться думающим о благе людей и постепенно сливается человеческая суть с божественной сутью.

Лариса Чайка Белоцерковец   16.07.2024 22:20     Заявить о нарушении
В "Азбуке веры" (это такой православный портал) есть предельно честный вопрос и ответ

"Чем мудрование отличается от мудрого рассуждения?"

Мудрое рассуждение обнаруживает мудрость рассуждающего, тогда как мудрование бывает обусловлено желанием высказаться. При этом высказывание истинно мудрого человека (например, старца, святого подвижника) обнаруживается не только в содержании, но и в уместности сказанного. Мудрование же часто звучит не к месту, проявляясь или в желании поспорить, или в желании поговорить. Именно мудрование, а не мудрость и мудрая рассудительность приводит к заблуждениям относительно веры, к ересям и церковным расколам. Мудрость святых — Божественный дар. Мудрование же отчуждает человека от Бога. В древности оно было свойственно грубым язычникам: «Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, …то и предал их Бог в похоти сердец их нечистоте» (Рим.1:21-24). В наше время богопротивное мудрование бывает характерно для плотского или ветхого человека «зане мудрование плотское вражда на Бога» (Рим.8:7).

Анатолий Евстафьев   17.07.2024 07:09   Заявить о нарушении
Аз грешный, похоже, чаще мудрствую,
чем дерзаю на мудрое рассуждение, потому что
один из моих постоянных курсов обучения по "школе Жизни" -
именно "Прикладное граблеведение"...
*
Жизнь и время ничему не учат
до тех пор, пока эффектным "Оп!"
не получишь свой урок болючий
новыми граблями в прежний лоб.

И в таком бесплатном фейерверке
между "Ой!" и "Господи, прости!" -
шанс душе – вчерашней маловерке,
чтоб могла до старости расти.

Чтоб могла, разглядывая звёзды
сквозь житейский хаос и бардак
догадаться - никогда не поздно
всё исправить, если что не так.

И понять становится не сложно
на таких уроках прикладных, -
жизнь и время - не расходы в прошлом,
а остаток призрачный от них.
Это, Лариса, не экспромт, а итог -

http://stihi.ru/2021/11/13/2278

Со всей ответной доброжелательностью,

Анатолий Евстафьев   17.07.2024 07:19   Заявить о нарушении
Спасибо за истину мудрости. С тёплым сердцем Лариса.

Лариса Чайка Белоцерковец   17.07.2024 11:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 30 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.