3. 2 Период познания картин. Вдохновляющая сила
На лавочке, в саду, с зонтом,
Камилла вышивальщица и чтица,
Любимая, любимая натурщица.
Как будто там проход или причал,
Как близорукая, к стене глухой,
Плывёт, плывёт в накидке меховой,
Шлейф волоча.
И вот она под дымкой голубой,
И снова тень – другой лишь силы свет,
Холодные тона, встречаете рассвет,
Опять, в нетопленой квартире той.
© Жнецъ [zhn], «Камилла Моне», 2016 [1]
— Его мазки на прощальной картине: борьба холода смерти с солнечным светом... Спасибо, Жнецъ [zhn], я мало знакома с творчеством и биографией художника, после прочтения стиха, хочется узнать о них больше.
— Она умерла на рассвете, — ответил Жнецъ, — когда ночь переходит в день, когда вспыхивают на короткое время редко замечаемые нами краски. И вот, Ира, что еще интересно, Камилла оставалась его моделью во все тяжелые, их нищенские времена, и даже, вот сразу после смерти, а Клод стал богатеть и приобретать известность сразу после её кончины.
— Клод был слабовольным человеком, жил одним днём, нуждался в моральной поддержке... Камилла искренне заботилась о муже, была ему другом и музой, ей много не было надо... После смерти первой жены он женился на другой, которая считала Камиллу соперницей и постаралась стереть память о ней... Алиса соблазнила Клона ещё до смерти первой жены... Не удивительно, что художник разбогател и стал именитым, видимо, так хотела его вторая половина, с ней он вспомнил забытые мечты о богатстве. Женщина – движущая и вдохновляющая сила для мужчины. Алису Клод не рисовал... А образ Камиллы остался лишь потому, что картины уже попали в чужие руки... Немного прочитала о жизни гения, художника, а какой сад у него был... Вспомнила, что всё же некоторые картины художника встречала в Инете. Об одной из них шла дурная слава…
— Прочитал и перепроверил, подтвердилось. Всё это удивительно, пишут и про другие такие же проклятые творения, говорят такая энергетика.
— Спасибо, что написали стихи, посвящённые Камилле. Мужчин очаровывают разные женщины, но лишь такие, как Камилла, воспринимают их такими, какие они есть, ничего от них не требуя, не переделывая, не властвуя над ними...
Больше всего художник обожал живопись и цветы. В своём саду он создавал живые картины, потом воплощал их на холст. Водяные лилии стали огненным символом на полотне художника импрессий... "Закон звезды и формула цветка", Цветаева писала буквами, а художник пишет красками... Гениев трудно понять простым умом.
— "Закон звезды и формула цветка" Марины Ц. я вполне понимаю, но как "Водяные лилии" К. Моне стали огненным символом – нет, тем более, символы не порождают пожаров.
— Если Вы понимаете "закон звезды и формулу цветка", уважаемый Жнецъ (позволите Вас называть по имени или только по нику?), объясните мне, пожалуйста, смысл этой фразы, я не понимаю.
— Ира, я хотел сказать, что "формула цветка" – это чистая метафора, символика, а вот пожары, если история о них не выдумка, могут вызываться только реальной, а не символической, энергией, реальной, хотя и не изученной еще. Кстати, эта энергетическая гипотеза на физическом уровне объясняет, например, почему некоторые картины, внешне похожие на мазню, цепляют, притягивают людей.
— Вы сами говорили, что некоторые истины познаются лишь с возрастом. Здесь на сайте ощущаешь воздействие творчества: либо даёт тебе силы, либо отнимает, нейтрально. Про магию картин тоже говорят противоположное: смертельная, чудотворная, нейтральная. Думаю, миру творчества важнее сам процесс, движение, передача энергии из одного состояния в другое. А как будет этот творческий поток преображений воздействовать на нас, зависит от каждого конкретного человека. Всё строго индивидуально – распределение для себя положительной и отрицательной энергий. Общий эмоциональный фон страниц авторов немного ощущаешь, он разный в разное время, от некоторых сильных волевых, самостоятельных личностей ощущаешь сильное давление, некоторые авторы жаловались, что даже физически заболевают от общения с другими...
— Согласен, — Жнецъ.
Камилла Донсье [4]
(1847 - 5 сентября 1879)
Первая жена художника Клода Моне. Была моделью его нескольких полотен, включая такие как «Женщины в саду», где для всех женских фигур на полотне позировала Камилла, и «Дама в зеленом». Камилла родила Моне двух сыновей: Жана – в 1867 г. и Мишеля – в 1878 г. Рождение второго ребенка ослабило уже и без того хрупкое здоровье Камиллы, и вскоре после этого она умерла. Моне написал её посмертный портрет (в конце стиха Жнецъ о нём написал). [3]
Эпизоды из жизни.
"...В то самое время, когда у Ренуара завязались любовные отношения с Лизой, Моне влюбился в другую прелестную девушку – Камиллу Донсье, с которой счастливо прожил пятнадцать лет, полных нежной и в то же время трагической страсти. Это была очаровательная молодая женщина, которой едва исполнилось восемнадцать, когда она встретила Моне. Так же как Лиза для Ренуара, Камилла часто служила моделью для Моне, позировала для картин "Завтрак на траве", "Дамы в саду", "Дама в зеленом" и "Женщина в японском костюме", с нее Моне написал большую часть женских образов; мужчин, находившихся рядом с ней, он писал с Базиля.
Дочь мелких лионских буржуа, Камилла получила небольшое приданое, которое вскоре после свадьбы, во время кризиса 1874 года, было растрачено ее мужем. Красивая девушка с мягким характером, она одинаково ровно принимала взлеты и падения в карьере своего супруга, в тяжелые времена не сетуя на холод в нетопленной квартире и скудный рацион, состоявший лишь из черствого хлеба с молоком; не жаловалась она, и когда была брошена беспечным мужем без денег накануне родов на произвол судьбы; спокойно приняла она и то, что счастье и достаток вдруг пришли к ним в дом с появлением доброго гения Поля Дюран-Рюэля; теперь в их доме были кухарка, садовник, гувернантка для детей, а у Камиллы – превосходные туалеты, выгодно подчеркивавшие ее утонченную красоту.
Дни, проведенные в Марлотт, были для нее днями высшего блаженства, краткими, как луч солнца, на миг блеснувший перед бурей. Смерть Камиллы была трагична. Она умерла от рака матки после рождения второго ребенка, сына Мишеля. Агония несчастной была мучительна, к тому же легкомысленный супруг оставил ее на попечение, если это можно так назвать, деревенского доктора и Бланш Гошеде, которая чувствовала себя госпожой в доме еще при жизни Камиллы. Лишь когда Камилла умерла, на горизонте появился Клод Моне, который стал умолять доктора отправиться в Мон-де-Пьете за медальоном, принадлежавшим несчастной женщине; по мнению Клода, Камилла должна была быть погребена с этим медальоном. Даже в такой трагический момент Моне оставался художником, решив изобразить Камиллу на смертном одре окутанной голубой дымкой: настолько поразила его красота умершей. Так появилось одно из самых волнующих видений, вышедших из-под кисти импрессионистов. Настоящий шедевр.
Однако несколько лет спустя Моне женился на Алисе Гошеде и по указке этой властной женщины уничтожил все, что сколько-нибудь напоминало о Камилле, так что даже могила ее была заброшена. Следует признать, что Клод был весьма слабохарактерным. [3]
Водяные лилии
Картина Клода Моне [5] «Водяные лилии» – один из шедевров мировой культуры. Интересно, думал ли сам художник, когда рисовал картину, что спустя десятилетия о ней будет идти столь дурная слава? А дело все в том, что за картиной тянется целый шлейф пожаров. Причем первый произошел у самого Моне дома, буквально сразу после окончания работы над картиной. Пожар в мастерской, где находились и «Водяные лилии», удалось быстро потушить, сама картина не пострадала. В скором времени хозяевами картины стали владельцы увеселительного заведения на Монмартре, и месяц спустя владельцы паковали чемоданы, выезжая из сгоревшего здания кабаре. Кстати, в чемодане была и сама картина – одна из нескольких вещей, которые удалось вынести из охваченного пламенем здания. После этого картину приобрел Оскар Шмитц, меценат, живший в Париже. Ему повезло больше, чем прошлым хозяевам – его дом стоял нетронутым целый год… Через год от дома остался лишь пепел, причем пожар, по свидетельствам очевидцев, начался именно в той комнате, где висела картина Моне. Кстати, полотно опять оказалось среди той толики вещей, которую удалось спасти. И вновь картина перекочевала к новому хозяину. На этот раз не к единоличному владельцу, а в музей – Нью-Йоркский музей современных искусств. И его не обошел пожар – он случился через 4 месяца, на этот раз полотно довольно серьезно пострадало. [2]
_____________________________________
Авторские страницы:
[zhn] Жнецъ http://www.stihi.ru/avtor/zhnets
Информационные ресурсы:
[1] Жнецъ «Камилла Моне» http://www.stihi.ru/2016/01/23/4195
[2] по материалам публикации Бориса Иванова «Загадочные истории вокруг картин», phenomenonsofhistory.com.
[3] по материалам книги Ж.-П. Креспель "Повседневная жизнь импрессионистов. 1863-1883"./ Пер. с фр. Е.Пуряевой. - М.: Мол.гвардия, 1999. - 301[3]с.
Информационная памятка (по материалам Википедии, Интернет):
[4] Камилла Моне - первая жена художника Клода Моне. Камилла была моделью многих его полотен, включая такие, как «Женщины в саду», где для всех женских фигур на полотне позировала Камилла, и «Дама в зелёном».
[5] Клод Моне - французский живописец, один из основателей импрессионизма.
Свидетельство о публикации №119022804888