Кукша
С любопытством рассматриваю фотографию: какие мы на этом снимке смешные под новогодней ёлкой – сестра Люда, младший братишка Серёжка и я. На обратной стороне надпись – «январь 1963 год».
Людмилке в ту пору было шесть лет с небольшим, Серёжке – три с половиной года, а мне исполнилось – пять (мой день рождения, как раз приходится на новогодний праздник, то есть «я родилась в ёлку»).
Люда такая серьёзная, Серёжка толстый, как хомяк, а я с напуганной физиономией, словно дикарку вытащили из леса и поставили в зале под огни наряженной ёлки. А впрочем, так оно, по-видимому, и было на самом деле. Ведь мы никогда не посещали детский сад, и потому культуре общения с окружающим миром не были обучены. Маме некогда было заниматься детьми – она работала, и потому воспитанием в нашей семье занималась бабушка. Естественно, мы «варились» до самой школы в закрытом от общества, мире. На этом снимке запечатлён тот самый редкий случай, когда нас «вывели в люди», а точнее на ёлку, организованную для детей работников «КОМХОЗА».
Детская память избирательна, поэтому факт новогоднего праздника в моей памяти не зафиксирован, но зато чётко помню, как мама собирала нас на этот детский утренник, который проводился в сельской «Чайной». На улице стоял сильный мороз, поэтому мама одела нас в тёплые вещи (мы под ёлкой стоим в валенках), на случай, если вдруг в зале будет холодно. Помню, что поверх пальто меня обвязали шерстяной шалью. Мама громко смеялась, глядя на результат своих трудов: «Во, гляньте-ка… Ну прямо кукша настоящая…»
В реплике моей мамы мне слышалось что-то обидное и оскорбительное. Идти своим ходом я не могла – валенки, пальто до пят, да шаль крест-накрест завязанная поверх. Мама вынесла меня, а следом – Серёжку и, усадив нас на санки, приказала держаться друг за друга. Люда, как старшая нашей тройки, шла рядом с мамой. Скорее всего, ей не хватило места на санках. Недолго же мы ехали – санки занесло на повороте, и мы с Серёжкой оказались в сугробе. Помню, что я ревела белугой, а мама стряхивала снег с моего лица. Помню, что зима была снежной – сугробы повдоль дороги были приличными. А может мне казалось, что снегу было много, потому что в детстве всё, что нас окружает, кажется большим, а мы – такими маленькими и беспомощными…
С тех пор слово кукша засело в моей голове, как заноза. Кто же ты такая, кукша?.. Хотя для себя я уже давным-давно уяснила, что кукша – слово обзывательное.
Случайно (а может и не случайно!) в руки мне попался интересный журнал, где проводился фотоконкурс среди читателей. Условие одно – нужно сфотографироваться на фоне какой-нибудь достопримечательности с журналом в руках, да так, чтобы видно было на обложке его название. Среди снимков я увидела фото девушки на фоне памятника святому Кукше. Этот памятник находится на земле вятичей, в небольшом городке Орловской области. Вот тебе и Кукша!.. Так кто же ты есть на самом деле?..
Нашла интересные исторические факты о святом Кукше, род которого тянется из племени древних вятичей, что жили когда-то в Оковских лесах. Это были рослые люди с высокими узкими лицами и крупными носами. Вятичи долго не принимали Христианство и сохраняли свои языческие традиции. По настоянию Великого князя Владимира Маномаха, хорошо знавшего землю вятичей, летом 1113 г. туда отправляется христианская миссия во главе с Кукшей. Историки считают, что Кукша – это захваченный в плен князь вятского народа. Владимир Маномах, опасаясь восстаний и желая отрешить захваченного в плен князя от наследственной власти, отвез его в Киев, обратил в христианство и постриг в монахи, лишив вятичей наследственного вождя. При пострижении Кукша получил имя Иоанн, но Церковь, после смерти монаха причислила его к лику святых под именем Кукша, которое он получил в язычестве. Обычай, кроме христианского имени иметь ещё и народное, долго сохранялся на Руси. Достоверно известно, что священномученик Кукша был иноком Киево-Печерского монастыря, одной из основных форм деятельности которого было осуществление апостольской миссии в землях язычников. Проповеди Кукши сопровождались «чудесами» – он «недужных исцелял и чудодействием многих привёл ко Христу». Но не все вятичи принимали веру Христову. Однажды, августовской ночью язычники напали на миссионерский стан и подвергли иноков мучениям. Затем святой ;Кукша был отведен в сторону болота и обезглавлен мечом. Церковь Кукшу причислила к лику святых и канонизировала.
А ещё я нашла интересную информацию о птичке семейства врановых – кукше, которая обитает в северных русских регионах. Повадками и внешним видом она напоминает сойку, но немного меньше её размером. Общий тон оперения буровато-серый, голова и крылья темнее, коричневатые. Как и у сойки, песня кукши представляет собой набор свистов и скрипов. Также кукша издает глухой звук «ку-ук», за который, по всей видимости, и получила своё название. А старинный корень «кук», означает – «сухость» (можно сравнить слова скукситься, сморщиться, скукожиться со словом – ссохнуться).
Теперь мне понятно, почему мама назвала меня кукшей, когда заматывала в шерстяную шаль. Она меня этой шалью «скуксила, скукожила» в кучу, да так, что не вздохнуть, не шагнуть. А потом – мой взгляд напуганной птички, которой замотали крылышки и собираются вывезти напоказ в чужой мир…
Февраль 2019 год
*Комхоз – коммунальное хозяйство, объединяющее под своё начало строительство и обслуживание быта на селе
Свидетельство о публикации №119022804549