Поэт и Цензор
….Листая банальные несамостоятельные поэтические опусы 15-летнего паренька, мэтр вдруг неожиданно (уже для самого себя) нашел стихотворение об Иоанне Крестителе
«Модели веры вылепил из ветра,
Модели горя вылепил из Тьмы.
Измерил всю Вселенную до метра,
Пронзил огнем холодные умы….».
Ну и так далее в такой же романтично-возвышенной беспредметности….
- А вы, молодой человек, знаете историю смерти Иоанна Крестителя?
- Нуууу.. Почему-то стыдно было признаваться в своем неведении – вроде как очевидные для любого культурного человека (коим молодой, 15-летний автор, тогда себя считал) сведения…
- Понятно. Слушайте.
И Мэтр поведал: «Ирод Антипа, правитель Галилеи и Переи с 4 года до н. э. по 39 год н. э., сын царя Ирода Великого, заточил в тюрьму Иоанна Крестителя (ближайшего предшественника Иисуса Христа, предсказавшего пришествие Мессии).
…Заточил за то, что тот его обвинял в преступлении против еврейских обычаев. (Он увел у своего брата Ирода Филиппа жену (и одновременно племянницу обоих) Иродиаду и женился на ней). Ирод Антипа казнить Иоанна Крестителя боялся по причине популярности последнего у народа. Дочь Иродиады Саломея в день рождения Ирода Антипы плясала и угодила Ироду, в награду за что тот обещал Саломее выполнить любую её просьбу. Она по наущению своей матери, которая ненавидела Иоанна за обличение её брака, попросила голову Иоанна Крестителя. На завтрак на блюде ей принесли его голову».
- Здесь бы желательно внести конкретику, - обратился мэтр уже напрямую к внимательно слушавшему его подростку.
У тебя слишком все общелитературно, - выдал авторитетно мэтр, неожиданно переходя на «ты».
- Что значит «общелитературно»? - поинтересовался сидевший неподалеку друг Автора, пришедший с ним на консультацию…
- Я же сказал, не хватает конкретики, деталей, того, что запомнится…. «Модели ветра…или веры», как бы они возвышенно ни звучали, не могут зацепить, это – слишком общелитературно… Другими словами – Ни о чем. Не на что, скажем так, «опереться глазу и уху».
- Так вот, молодой человек, - повернулся мэтр к Автору, - вам надо добавить третьей строфой в поэтической форме эту историю… Это будет гвоздь! Ключевое место в стихотворении… Вы меня понимаете?
- Угу…- робко кивнул автор.
- Надо сделать что-нибудь в таком духе, назидательно продолжил мэтр:
«Но мир не оправдается глаголами.
Он спал, когда вершился страшный Суд,
Когда Крестителя отрубленную голову
На блюде девочке на завтрак поднесут».
- Ну как-то так…..В таком вот аксепте. Сам потом поправишь, - опять перешел на «ты» мэтр, видимо, почувствовав снова некую уже наметившуюся посредством Иоанна Крестителя духовную близость с молодым Автором.
- Главное тут, смотри…, – продолжил он, – рифма какая сложная, необычная: «гла-го-ла-ми – го-ло-ву», - по слогам медленно произнес он.
- А вообще… (вдруг он будто вспомнил что-то важное) … Почитай мой «Золотой цветок Одолень». Это будет для тебя школой…
Сидевший в стороне, ожидавший автора, при этом уже изрядно заскучавший с похмелья друг, вставил свою лепту во второй раз:
- Школой… чего?
Мэтр повернул голову, словно нехотя и удивленно, как на что-то не заслуживавшее внимания:
- Школой жизни, - веско сказал Мэтр. – И еще, - продолжил он, - почитайте правила стихосложения: размеры, ритм, тропы, стилистические фигуры речи, образы…. Весьма интересны вам будут (снова перешел он на «вы» - видимо, назойливый друг Автора сбил его дружеский настрой) методические указания по анализу литературного произведения Александра Торшина (в библиотеке МГПИ возьмите).
С тех пор прошло весьма прилично времени. Того Мэтра уже давно нет в живых, но его слова навсегда врезались в память: «общелитературщина», «конкретика», «анализ», «тропы» и т.д. Из методических указаний по анализу А.А.Торшина, которую он все-таки взял в библиотеке, были почерпнуты знания об основных аспектах анализа художественной литературы.
И теперь Автор, спустя много лет, мог, как когда-то давно тот Мэтр, вопросить любого начинающего стихоплета:
- Знаете ли вы, молодой человек, что единственно отличает стихи от прозы?...
- Нуууу…, - неуверенно, но так знакомо ответит молодой стихоплет, - наверно, рифма, размер?
И будет дважды не прав.
Во-первых, с точки зрения формы, стихотворение отличается от прозаического произведения единственно чем, так это ритмом, под которым понимается равномерное чередование однородных явлений. Для силлабических стихов – слогов (Тредиаковский), для силлабо-тонических – ударных и безударных слогов (классика!), для тонических – ударных слогов (Маяковский).
Рифма – это вообще дело десятое….Без размера также можно обойтись…И даже у стихов в прозе есть некий внутренний ритм («Записки охотника» И.С.Тургенева)…Хотя это все-таки не стихи…. Они поэтичны. В них есть….
Так вот, это и есть то второе, что отличает поэзию от прозы.
Догадались? Что же скрывается за этой поэтичностью прозы?
Что подвигло в юношестве стихослагателя И.С. Тургенева назвать их «стихами в прозе»? Автор, конечно же, ничего не имел против И.С. Тургенева – одного из величайших мастеров слова…прозаического слова. Но когда писатель пытался вогнать в размер фундаментальное произведение Ф.Тютчева Silentium (Молчание), то, наверное, был все же не прав.
Оригинал:
«Молчи, скрывайся и таи
И чувства, и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи,
Любуйся ими — и молчи».
Правка И.С. Тургенева (да простит Автора великодушный читатель, если он в данном случае немного ошибся – сути это не меняет):
«Молчи, скрывайся и таи
И чувства, и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
ЗАХОДЯТ И ВСТАЮТ оне
Безмолвно, как ОГНИ в ночи,
Любуйся ими — и молчи».
Под конец жизни свою неправоту признал и сам И.С. Тургенев.
Так вот….будет дважды не прав.
И во-вторых, это (помимо ритма) еще и высокая образность и эмоциональность поэзии. А также краткость (ёмкость, выкристаллизованность).
Но это второе качество – уже свойство не стихотворного произведения, а именно Поэзии.
Таким образом, стихотворное произведение – ритм.
Поэзия – краткость, образность, эмоциональность.
Во втором варианте речь идет не просто о форме, а уже о внутреннем наполнении произведения.
Можно представить в 4 строфах стихотворное произведение, которое проще выразить в прозаическом предложении на три строки.
***
Это было что-то вроде лирического вступления о стихах и поэзии…
Теперь перейдем непосредственно к теме нашей статьи (или эссе – уж не знаю, как в данном случае назвать).
Итак, Автор проснулся, озаренный идеей – написать в стихах свое видение поэзии. В памяти сразу же судорожно закрутились мысли, что мы про нее, поэзию эту, значит, вообще читали…
«Поэзия» Пастернака.
«Поэзия» Анненского.
«Юному поэту» Брюсова.
У Автора, читавшего много и всяческого, крутился ряд каких-то отрывочных строк, воспоминаний, образов… Но решил он отталкиваться от того, что знал хорошо. Как говорили классики, пиши о том, что хорошо знаешь – нечего выдумывать. Вон, К.Нефедьев целый год сидел в библиотеке – изучал материал, перед тем, как засесть плотно за свою Могилу Таме-Тунга». Малый формат стихотворения – это, конечно, не роман, имеющий под собой историческую подоплеку, но владеть материалом нужно.
Продолжение следует…
Выход продолжения зависит от желания читателя. Пишите, если вам интересна судьба Поэта и его творческие поэтические поиски…
Свидетельство о публикации №119022802304