Философ Артур Шопенгауэр

Артур Шопенгауэр,
Знаменитый философ,
С 1788 по 1860 год он жил,
В Данциге родился,
Ныне город Гданск,
В семье отца коммерсанта,
Дисциплинированного педанта,
И никогда не нуждался в деньгах,
А в салоне его матери,
Поэтессы,
Всегда полно было,
Людей интересных,
Захаживал туда,
И великий Гете,
Писатель и поэт,
Возможно поэтому,
Мудрость, красноречие, пессимизм,
Плюс плохое настроение...,
Отличительные черты его, 
Артура  Шопенгауэра,
Воспитанием и поведением,
Своим их заслужил,
Выдающийся философ, 
Известный мыслитель,
Приверженец иррационализма,
Артур  Шопенгауэр,
Мизантроп,
И "великий пессимист",
Закоренелый холостяк,
Который при жизни,
Творчеством своим,
Большого  внимания,
Не привлекал,
И как часто  бывает,
Оценку, спустя получил,
Уже после смерти,
Он проповедовал аскетизм ,
Вегетарианство,
Но позволял себе мясо,
Любил женщин, вино,
Обожал путешествия,
Искусство,
В юности он,
Вместе с семьей,
Объехал Германию,
Австрию, Швейцарию,
Францию и Англию (1803–1805),
Центральную Европу,
Он в совершенстве,
Языками владел:
Латинским, английским,
Французским, итальянским,
И испанским,
Вернувшись из путешествия,
Шопенгауэр по желанию отца,
Поступил (1805) в ученье,
К крупному коммерсанту,
А когда отец умер,
Посвятил себя науке,
В 1809 году он поступил,
На медицинский факультет,
В геттингенский университет,
Затем занимался философией,
В Иене и Берлине,
По окончании своего,
Основного труда,
«Мир как воля и представление»,
Философ комментировал его,
До самой смерти,
В 1819 году,
Артур отправился в Испанию,
А в 1831 году,
Уехал во Франкфурт-на-Майне,
Самый здоровый тогда,
Город в Германии,
И посвятил себя,
Философскому труду,
За который в 1895 году,
Был поставлен во Франкфурте,
Памятник ему;
Мюнхенский философ,
Андреас Бельве (Andreas Belwe),
Выпустил аудиокнигу,
В ней такой диалог он ведет
Некий журналист,
Журналист, вымышленное лицо,
А в качестве "ответов" Шопенгауэра,
Бельве представил,
Подлинные цитаты его:
"Господин Шопенгауэр, давайте обратимся,
К экзистенциальным вопросам,
Скажите, что такое жизнь?
- Жизнь каждого, в общем и целом,
Представляет собой трагедию,
Но в своих деталях она имеет характер комедии,
Значит, вся наша борьба,
За достижение высоких целей смехотворна?
- Мир все равно что ад, в котором люди,
С одной стороны, мучимые души,
А с другой – дьяволы,
Неужели все так плохо?
- Человек, в сущности,
Дикое ужасное животное,
Мы знаем его лишь,
В укрощенном и прирученном состоянии,
Которое называется цивилизацией,
"Думаете, человек никогда не изменится?"
- Человек в своей свирепости и беспощадности,
Не уступит ни одному тигру и ни одной гиене,
Вполне вероятно, что так оно и есть,
Когда заглядываешь в историю и видишь,
На что способен человек,
Теряешь всякую веру в него...,
- Дело может зайти так далеко,
Что иному, быть может, особенно в минуты,
Ипохондрического настроения,
Мир покажется с эстетической стороны,
Музеем карикатур,
С интеллектуальной - желтым домом,
А с моральной - мошенническим притоном;
Шопенгауэр считал,
Что "Наше спасение - в умении сострадать",
Жизнь подобна маятнику,
Раскачивающемуся между страданием и праздностью,
Один из способов спастись от боли,
Философ видел в умении сострадать другим,
Причем не только людям,
Но и растениям, животным,
По словам Шопенгауэра,
"Сострадание к животным,
Так тесно связано с добротой характера,
Что можно с уверенностью утверждать,
Что не может быть добрым человек,
Тот, кто с животными жесток",
Против научных экспериментов,
Над животными,
Он начал выступать, еще студентом,
Уже тогда, в годы учебы,
Он практически везде появлялся,
В сопровождении пуделя,
Его последнюю собаку,
Тоже пуделя, звали Буц,
Шопенгауэр так ее любил,
Что завещал на ее содержание,
Довольно крупное состояние,
Шопенгауэр был убежден,
Что лишь сострадание,
Может побороть эгоизм,
Что именно оно - основа любой этики,
И в этом смысле его философия,
Близка к буддизму,
Его даже нередко называли,
"Франкфуртским Буддой",
Он презрительно высказывался,
В адрес женщин:
"Единственный мужчина,
Который не может,
Прожить без женщин,
Это гинеколог",
К примеру, философ говорил,
Который никогда,
Сам не был женат,
Тем не менее,
В дополнении к своему завещанию,
Шопенгауэр указал,
Что пять тысяч талеров,
Одну шестую своего состояния,
В наследство,  Каролине Медон,
(Caroline Medon) оставлял,
С ней он познакомился,
В 1830 году, в Берлине,
Его биографы упоминают,
И о других связях,
В том числе с красавицей Флорой Вайс,
Дочерью берлинского скульптора,
Девушка была на 22 года,
Моложе Шопенгауэра,
Но вот в чем Шопенгауэр,
Абсолютно себе не отказывал,
Так это в путешествиях,
По разным странам,
И в наслаждении искусством,
Живопись и музыку он обожал,
Прекрасное он выделял,
Как центральную,
Категорию эстетики,
Философ красоту боготворил,
А умер Шопенгауэр,
21 сентября 1860 года,
Во Франкфурте-на-Майне,
А через девять лет,
Его горячий приверженец,
Лев Толстой, написал:
"Читая его, мне непостижимо,
Каким образом может оставаться,
Его имя неизвестно,
Объяснение только одно - то самое,
Которое он так часто повторял,
Что, кроме идиотов,
На свете почти нет никого";
Цитаты Артура Шопенгауэра:
- Кто не любит одиночества — тот не любит свободы;
- Умные не столько ищут одиночества, сколько избегают
создаваемой дураками суеты;
- Есть одна только врожденная ошибка — это убеждение,
Будто мы рождены для счастья;
- Для каждого человека ближний,
Это зеркало, из которого смотрят на него
Его собственные пороки,
Но человек поступает при этом как собака,
Которая лает на зеркало в том предположении,
Что видит там не себя, а другую собаку;
- Самостоятельность суждений — привилегия немногих:
Остальными руководят авторитет и пример;
- Когда люди вступают в тесное общение между собой,
То их поведение напоминает дикобразов,
Пытающихся согреться в холодную зимнюю ночь,
Им холодно, они прижимаются друг к другу,
Но чем сильнее они это делают,
Тем больнее они колют друг друга,
Своими длинными иглами,
Вынужденные из-за боли уколов разойтись,
Они вновь сближаются из-за холода,
И так - все ночи напролет;
- К какому выводу в конце концов,
Пришли Вольтер, Юм и Кант?
К тому, что мир есть госпиталь для неизлечимых;
- Вежливость — это фиговый лист эгоизма;
- В нас существует нечто более мудрое,
Нежели голова,
-  Именно, в важные моменты,
В главных шагах своей жизни,
Мы руководствуемся не столько,
Ясным пониманием того, что надо делать,
Сколько внутренним импульсом,
Который исходит из самой глубины нашего существа;
- Внутренняя пустота служит истинным источником скуки,
Вечно толкая субъекта в погоню,
За внешними возбуждениями с целью,
Хоть чем-нибудь расшевелить ум и душу;
- Истинный характер человека сказывается,
Именно в мелочах, когда он перестает следить за собой;
- Между гением и безумным то сходство,
Что оба живут совершенно в другом мире,
Чем все остальные люди;
- Лицо человека высказывает больше,
И более интересные вещи, нежели его уста:
Уста высказывают только мысль человека,
Лицо — его природу;
- Всякий замкнут в своём сознании, как в своей коже,
И только в нем живет непосредственно;
- Разумно было бы почаще говорить себе:
«Изменить я этого не могу,
Остается извлекать из этого пользу»;
- Ты не можешь ничего поделать,
С окружающей тебя тупостью!
Но не волнуйся напрасно, ведь камень,
Брошенный в болото, не производит кругов;
- Люди в тысячу раз больше хлопочут,
О наживании себе богатства,
Нежели об образовании своего ума и сердца,
Хотя для нашего счастья то, что есть в человеке,
Несомненно, важнее того, что есть у человека;
- Посредственность озабочена тем, как бы убить время,
А талант — как бы время использовать;
- Не говори своему другу того,
Что не должен знать твой враг;
- Одним из существенных препятствий,
Для развития рода человеческого,
Следует считать то, что люди слушаются не того,
Кто умнее других, а того, кто громче всех говорит;
- Каждого человека можно выслушать,
Но не с каждым стоит разговаривать;
- Каждый ребенок в какой-то мере гений,
И каждый гений в какой-то мере ребенок;
- Общительность людей основана не на любви,
К обществу, а на страхе перед одиночеством;
- Прощать и забывать — значит бросать за окно,
Сделанные драгоценные опыты;
- Смерть — вдохновляющая муза философии:
Без нее философия вряд ли бы даже существовала;
- Не подлежит сомнению,
Что упрек оскорбителен лишь постольку,
Поскольку он справедлив:
Малейший попавший в цель намек,
Оскорбляет гораздо сильнее,
Чем самое тяжкое обвинение,
Раз оно не имеет оснований.


Рецензии