О наказании
В свете правильного воспитания – наказание это не угроза, не месть, не плата за нарушение душевного покоя и неповиновение (за неверные действия/ бездействие) родителю, но урок.., указание границы, невидимой черты, за которую переходить нельзя…
И «нельзя» – не потому, что так папа или мама хочет, а потому, что это влечёт плохие, а порой, опасные и непоправимые последствия! Ребёнок, в силу своего малого опыта ни знать, ни тем более предвидеть – этого не может. Поэтому родитель здесь и должен быть на своём месте!
Хорошо, если есть доверие и прочная духовная связь между взрослым и дитём, и ребёнок, даже многого не понимая, доверяет и слушается*! Но часто он хочет не только убедиться (если не разорвано доверие) в правильности слов, но и испытать это на себе. И это тоже бы не плохо (надо же и своим опытом когда-то обогащаться, и в жизни без этого не обойтись), но в достаточной ли мере он понимает насколько его действия опасны и к чему ведут?!.. Скорее всего – нет.
Наказание – как наглядный пример работы законов и причинно-следственной связи (бросил чашку – она разбилась… бросил камень – разбил окно, голову, убил птицу… бросил друга, не сдержал слова – предал, убил его!..) и не только в физическом мире, но и в тонком невидимом, духовном…
Слова, мысли, эмоции тоже влекут за собой соответствующие последствия...
Наказание уместно, когда человек сознательно нарушил морально нравственную границу, подвергнув опасности не только чью-либо жизнь или здоровье, но и гармонию, душевное равновесие.., здоровье души…
Согласен с В. Сухомлинским, что лучше всего так воспитывать, «чтобы не было необходимости в наказании». Но жизнь показывает, что это почти невозможно.
Но наказание – это далеко не обязательно физическая порка или постановка в угол с элементами унижения., много действеннее (особенно на ранней стадии) на некоторое время** лишить ребёнка привычного комфорта, сладостей, своего внимания…
Наказание – ещё и как показ работы закона в действии, как демонстрация неизбежности платы даже за временное везение и, казалось бы, окончательную победу... (Как пример и вывод, что переходить границу, всё же, не стоит.)
Но сначала надо обязательно объяснить ребёнку, что далеко не всё в руках даже везунчика!.. И ничем не оправданное нарушение нравственного закона всегда будет замечено и наказано! Если не земными, то Высшими силами!
А для ребёнка родители его и есть «высшие силы». И если они желают ребёнку добра – они обязаны стоять на страже нравственных законов и, соответственно, – наказывать!
(25. Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его. Притчи Соломона)
_______________
*полное послушание возможно и есть у единиц, но нормальный ребёнок обязательно проходит через полосу непослушания и бунтарства
**любящий родитель всегда знает на сколько.
15.07.17
Свидетельство о публикации №119022607539
вспомнился один замечательный пример:
http://www.youtube.com/watch?v=V8SkzMysrVo
Пижма Леся 05.12.2021 02:26 Заявить о нарушении
Спасибо!
Я уже поделился с племянницей, у которой трое детей
и мальчишки иногда доводят до слёз.
А письма я и сам часто писал сыну, будучи от него далеко, а когда приезжал отдавал.
Две тетради исписал, когда ему было 12-14 лет
Ан Боярский 06.12.2021 00:01 Заявить о нарушении