О неразумном богаче. Ч. 19 Притчи Христовы
(т. е. берегитесь любить приобретать богатство, берегитесь пристрастия к богатству), ибо жизнь человека не зависит от избытка его имения.
16. И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;
17. и он рассуждал сам с собою:
что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?
18. И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое,
19. и скажу душе моей:
душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.
20. Но Бог сказал ему:
безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты
заготовил?
21. Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.
(Св. Евангелие от Луки 12:16-21)
Толкования.
Рассказана эта притча как предостережение человеку не копить земные богатства, “ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения” ,то есть человеку не прибавится многих лет жизни и здоровья оттого, что он богат.
Смерть же особенно страшна тем людям, которые никогда о ней не помышляли и к ней не готовились.
В этой малой притче сказано все, что надо для нас: сказано о двух путях, по которым идут люди, сказано о тех, кого Священное Писание называет людьми душевными, плотскими, и которых огромное большинство среди людей; сказано и о тех, которых несравненно меньше: сказано о людях духовных.
Указаны два пути жизни: путь служения плоти своей, похотям своим, и путь служения духу.
Святитель Феофилакт Болгарский, рассуждая о притче, дает приведенным в ней образам и выражениям следующие значения:
«Что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?» – и бедняк говорит:
что мне делать? я не имею...
И богач говорит: что мне делать? я не имею…
Тем показано, что в богатстве человек не обретает спокойствие и от того, что много собирает, лишь преумножает грехи.
«Сломаю житницы мои и построю большие» – тем обличено безумие богача и тщетность его забот:
а если на будущее лето урожай в поле будет еще более, ты опять сломаешь и опять построишь? И какая нужда ломать и строить?
Утробы нищих - вот тебе житницы. Они могут и вместить многое, они и неразрушимы и нетленны, ибо небесны и божественны, так как питающий бедного - питает Бога.
«Хлеб мой и все добро мое» – ещё одно безумие богача: он не считает их даром от Бога, а считает их плодом собственных трудов.
Я, - говорит, - не имею никакого сообщника, не буду ни с кем делиться. Все это добро - не Божие, а мое, поэтому я один буду и наслаждаться им, а Бога не приму участником в наслаждении им.
«Душа! много добра лежит у тебя на многие годы» – сам назначает себе долголетнюю жизнь, как будто и долголетие он получил от возделываемой им земли.
«Ешь, пей» – благо души неразумной, отягощенной плотскими хотениями.
«Веселись» – страсть распутства, которая обыкновенно следует за пресыщением яствами и питиями.
«В сию ночь душу твою возьмут у тебя» – у праведника не отнимают душу, но он с радостью предает её Богу.
У грешника душа забирается ангелами подобно сборщикам податей, против воли должника.
Грешник, оплотянил душу, сделал её телом и землёй, что чрезвычайно затрудняет отделение оной. «Ночью» возьмут душу, ибо грешник не имеет озаряющего света богопознания.
Иллюстрация - Притча о безумном богаче. Эжен Бернанд.
Свидетельство о публикации №119022605429