Живое и стихии
В. Н. Беклемишев. Об общих принципах организации жизни.
Живое проходит через любой материал как огонь.
Пожирает материал и делает его "своим".
Внутри горит "вечный огонь", поддерживающий одну и ту же узнаваемую форму из разного.
Но и это только одна из составляющих всего живого - внутренняя, у него имеются ещё и другие составляющие. Например, уподобление внешнему, имитация этого внешнего, как раз по форме. Ещё Гёте замечал, что даже малые части растений уподобляются ближайшим встреченным, очевидно в сути живого - менять также и свою форму, а не только тот материал, из которого постоянно восстанавливается, возобновляется и манифестируется форма. Оказывается, что в живом всё, абсолютно всё - подвижно, абсолютно все процессы и даже сами их способы текучи, все составляющие "другие самим себе".
Но когда форма живого существа "течёт" и уподобляется, нам кажется, что теперь и организм целиком перестаёт быть тем, чем он был, однако это не так, потому что это вовсе не убивает живое, скорее "окрыляет" и демонстрирует его реальную природу.
Если всё, что заходит вовнутрь, становится стихией огня, то всё, что соприкасается или близится с внешним другим становится стихией воды - "Протеем", принимающим любые формы.
Так мы заново, словно бы вместе с древними греками, в который раз обнаруживаем, что мир состоит в своей основе из стихий или первоначальных элементов - огня, воды, воздуха и земли.
Но если живое - это вода, обтекающая огонь, то где же земля и воздух?
Не находятся ли они в тех проекциях разделения упомянутых стихий?
Вода должна обтекать огонь, а не накрывать его с головой, то есть она должна всё время находиться над ним на "воздушной подушке".
Вода стремится погасить огонь - подавить силы одного и того же восстановления формы. Но если бы огонь погас, то что бы тогда "что" имитировало? Сама по себе вода слишком текуча, чтобы создавать устойчивость. Не остаётся сомнений, что лишь в динамическом равновесии всех этих стихий живое являет свою, столь привычную нам, красоту и цветение.
Следовательно воздух и земля - здесь какие-то нейтрализующие стихии. Нейтрализующие крайнюю опасность живого - перестать быть вообще.
Воздух не даёт воде(условной воде, естественно) - слить одну внешнюю форму организма с другой, он разделяет, оставляет какую-то непроходимость. Пусть одна форма и приняла облик другой, пусть её внутренний огонь всё ещё давит её изнутри - вернуться обратно. Но всей силы огня не хватило бы уже, чтобы удержать форму, она ведь уже приподнялась и теперь алчет "убежать". Только извне можно остановить её бесконечные притязания. И это делает воздух. И вот, таким образом, происходит нерушимое взаимодействие всех этих сил.
Земля, как поставщик определённого материала "включает" огонь, способный переработать именно эти материалы, огонь горит и создаёт форму, форма, как уже относительно свободное, отделившееся существование тянется к иному, идеализируется как бы в универсальность - хочу быть и такой, и такой, и такой, а воздух ставит этому хотению предел.
Так мы, благодаря всем этим стихиям, видим нечто, а не Ничто.
Нельзя выбрать всего лишь один элемент как исключительно единственный - изначальный, живое, в крайнем случае, так не выбирает, оно состоит из всех четырёх элементов сразу.
Именно по этому поводу, Хайдеггер вводит в свою философию такой термин, как "равноизначальность" - равенство сразу же нескольких начал.
Древнегреческие философы, вводившие началом только огонь, только воду или только воздух - усугубляли одну сторону - так им было легче пытаться объяснить хоть что-то, но и ошибаясь, не видя всей картины целиком, они всё же были на верном пути. Куда более верном, чем вся современная наука. Наша наука только начинает медленно и неповоротливо обращать голову в подобную сторону. Нехотя и не охотно, под давлением - она клонится к античным первоначалам. При этом все принципы современной науки "трещат по швам".
Зато бесконечно близка живому и его стихиям оказывается мистика Бёме. Его "Аврора или утренняя заря в восхождении" описывает абсолютный состав Бога, где равноприсутствующими оказываются 7 элементов, причём именно 4 из них - исходники. Не можем ли мы допустить, что состав всего живого и есть эти четыре, а в состав человека и Бога входят и ещё некоторые начала, отсутствующие у других живых существ?
Следовательно, подытоживая...
Вся неживая природа в целокупности своей представляет из себя четыре различных начала как распавшиеся, несобранные вместе, как друг другу чуждые и внешние.
Вся живая природа представляет из себя "содружество" четырёх начал.
Человек и Бог представляют из себя, как "содружество" этих же четырёх начал, так и дополнительно порождённые начала. Сколько их у человека? У Бога, мы знаем, если верить Бёме их 7, столько же их и у человека или иначе?.
Свидетельство о публикации №119022500623