Круговоротом Вечности влеком...
Подлунный мир то спит, то пробуждается.
Мелодия становится цветком,
А из цветов симфония рождается.
И там, где, в долгий сон погружены,
Ждут души своего предназначения –
Ни вечной тьмы, ни вечной тишины,
Лишь бесконечной музыки течение.
______________________________
* Третья строчка 1-й строфы
принадлежит Георгию Иванову.
Посмотрел удивительный фильм. До сих пор моей единственной любимой лентой о музыке был "Amadeus" Милоша Формана. И вот – ещё одно открытие: фильм "Переписывая Бетховена" Агнешки Холланд. Надо сказать, что это кино не просто о Людвиге ван Бетховене, о создании им великой 9-й симфонии, – на первом месте там проблемы взаимоотношений композитора и общества, композитора и Бога... Это фильм о том как, "из какого сора" рождаются порой произведения искусства. И ещё это фильм о любви, последней мучительной любви гения. Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
«Главная мысль "Переписывая Бетховена" заключается в том, что этой музыке уже 180 лет, а она звучит так, будто создана сегодня».
исполнитель роли Бетховена актёр Эд Харрис
Фильм раскрывает несколько эпизодов бурной, противоречивой и трагической жизни Бетховена. Студентка Венской консерватории Анна Хольц, став ассистенткой композитора Людвига Ван Бетховена, помогает ему в работе над Девятой симфонией. Перенося на нотную бумагу музыку Бетховена, Анна попадает в сложный и удивительный мир композитора, в котором вдохновению сопутствуют мучительные страдания.
Сотрудничество с Бетховеном Анна воспринимает как ниспосланный Богом шанс убедиться в том, что и она обладает талантом композитора. Бетховен же черпает в чистой душе Анны вдохновение, необходимое ему для сочинения шести струнных квартетов. Когда же она показывает Бетховену своё собственное произведение, он высмеивает её, после чего Анна покидает гения. Бетховен является в монастырь, где Анна живёт под присмотром настоятельницы – родственницы, и просит вернуться к нему, чтобы вместе доработать её музыку. Она решает продолжить работать у Бетховена. Он рассказывает ей о том, что музыка – это язык Бога и что когда он оглох, Бог заговорил в его голове в полный голос. После премьеры нового, революционного произведения, на которой обескураженные зрители демонстративно покидают зал, с Бетховеном случается удар. Анна выхаживает его, и придя в себя, Бетховен диктует новую музыку. Анна учится слышать музыку так, как слышит её он.
Кульминационный момент фильма – премьера 9-й симфонии в Большой опере Вены, когда Анна помогает Бетховену дирижировать, показывая ритм.
Чтобы получить большее представление о режиссёре фильма и о самой ленте – фрагменты интервью Агнешки Холланд "Независимой газете" 2007 года.
Александра Свиридова
МУЗЫКА ПЕРЕД ГЛАЗАМИ
«Копируя Бетховена» – так называется лента режиссёра Агнешки Холланд. В роли Людвига Ван Бетховена снялся блистательный американский актер Эд Харрис. В роли девушки-копииста Анны Хольц – юная немка Дайана Крюгер. История совершенно простая: рождение «Девятой симфонии», в которой юной красавице выпала роль повитухи, принимающей роды гения. Фильм начинается с конца: несется карета, стучат копыта, вьются гривы коней. Место: Австрия, предместье Вены. Время: рассвет, 1824 год. Молодая красивая женщина в карете смотрит в окно и неожиданно начинает слышать музыку. Звучит «Гроссе-фуга» – последнее сочинение Бетховена. Копиист Анна Хольц мчится к кровати умирающего композитора.
– Агнешка, кто твоя героиня?
– Анна Хольц – вымышленный герой. Молодая женщина, изучающая композицию, что было достаточно необычно в то время. Она приглашена для срочной работы, потому что известный переписчик нот герр Шлемер болен и просит его заменить – спешно сделать копию партитуры. Анна даже не знает, кому – кто автор и что за музыка. Бетховен очень неаккуратно записывал, потому всегда нуждался в талантливом копиисте, который способен переписать его сочинение на чистовик. «Чудовище», – говорит о заказчике герр Шлемер. Так Анна Хольц впервые слышит имя Бетховена. И название произведения: «Девятая симфония». Следует помнить, насколько революционной для своего времени была музыкальная конструкция этой симфонии. К тому времени у Бетховена окончательно сложилась репутация: совершенно глухой сумасшедший, утративший всякую связь с музыкой. Юной Анне все равно, каков он, – она приехала в Вену учиться композиции и готова на все, только бы увидеть Мастера, которому она мечтает показать свои ноты. И дальше – юная женщина входит в грязный запущенный дом гения и начинает работать.
– Когда Харрис за роялем – видны его руки. Он действительно играет?
– Да, Эд Харрис научился играть на фортепьяно так хорошо, что мог дать концерт. За год до того, как Сидни Киммель дал согласие финансировать картину, мы начали заниматься музыкой, подготовкой к съемкам. И Эд начал играть на фортепьяно. Я не знаю европейских актеров, которые бы стали это делать. А ближе к съемкам – он заиграл немного на скрипке. А дирижировал так и вовсе очень хорошо. Я помню, когда я сказала продюсеру, что Эд сделает это лучше всех, тот слушал меня недоверчиво, так как совершенно не понимал, как это может быть: Эд не похож на Бетховена – он худой, лысый, с голубыми глазами. А Бетховен – толстяк с огромной копной волос и темными глазами. Но я знала, что ключевая фраза Бетховена «Я очень трудный человек» – это фраза Эда.
– Откуда пластика Эда?
– Он где-то нашел замечательный рисунок, сделанный одним из друзей Бетховена, где тот изображен на улице в своей классической позе – руки за спиной, и оттуда перенял пластику. Скетчи действительно говорят о нем больше, чем картины. Потому что его никогда не рисовали большие художники, как, например, Шопена, у которого есть портрет работы Делакруа.
– Как работалось с Дайаной?
– Для меня и Дайаны было очень сложно найти баланс. Нам следовало дать жизнь человеку, который никогда не существовал. Более того – создать настоящие отношения человека вымышленного с человеком реальным, выстроить их конфликт и не переиграть. Чтобы не было того, что я называю насилием над правдой жизни. Это было несложно, так как для меня ее характер послужил окном, через которое можно заглянуть в жизнь Бетховена. Мне было легко воплотиться в этой героине. Я видела себя, когда мне было чуть больше 20-ти. Я окончила Пражскую киношколу и встретила Анджея Вайду, который стал моим наставником, мастером, который чему-то меня учил, а где-то отступал, допуская, что что-то я могу знать лучше, чем он. Это оказалось очень личным – работа с образом Анны Хольц и возможность рассматривать Бетховена и его музыку глазами молодой женщины. У нас даже одни инициалы.
– Это случайно или преднамеренно?
– Совершенно случайно!.. Так было в книге, которую мне принесли. Но это позволило мне сделать характер Анны более личным. И я подумала, что, может, именно благодаря ее юности у Бетховена появилась возможность говорить о музыке, о Боге, что оказалось, с другой стороны, для него самого невольным процессом самопознания. Она помогла нам получить главный урок, который он преподнес ей: «Девятую симфонию» в процессе создания.
– В этом фильме ты поднимаешь проблему женщины-творца. Неужели она для тебя когда-нибудь существовала?
– Да. Я знаю, что это такое – быть женщиной, которую не принимают и не впускают в профессиональный, преимущественно мужской, мир. И знаю это с юности. Когда мне было 15 лет, я хотела быть художником и рисовала все детство. А потом я встретила мальчика, который рисовал как одержимый, даже оставил школу, чтобы не отвлекаться. Сейчас я думаю, что это не так уж хорошо, такое вангоговское энергичное рисование. Я показала ему мои рисунки, и он сказал: «Очень неплохо для женщины». Я почувствовала себя оскорбленной, но чуть позже согласилась: я рисовала без его страсти. Это было неплохо, достаточно оригинально, но не шло из моей души. Я поняла, что не могу быть художником там, где есть человек, готовый умереть за свое искусство. Я спрашивала себя, готова ли я так же, как он, отдаться рисованию? И понимала, что не могу, но кино оказалось тем видом искусства, где каждая часть моей личности смогла найти себе место. Иногда я думаю, что быть женщиной-творцом, способным безраздельно предаться своему произведению, – это безнадежно. Женщине трудно отдаться чему-то одному прежде всего потому, что она по природе своей мать и отдана ребенку. Но то, что я делаю в кино, имеет очень сильную точку зрения женщины. Я думаю, что, если бы я была мужчиной, мои фильмы были бы другими. Но я горжусь этим фильмом, и у меня есть ощущение, что мне удалось сделать нечто, что словами невозможно передать. Потому что ЭТО – больше меня.
"Независимая газета. Культура", август 2007.
Немного о режиссёре.
Агнешка Холланд родилась в Варшаве в 1948 году. Окончила режиссерский факультет Пражской киноакадемии. В 1970-м арестована и посажена в тюрьму в Праге. Освобождена в 1972-м, вернулась в Польшу. Автор сценариев ряда лент Анджея Вайды – «Без анестезии», «Любовь в Германии», «Дантон». Дебютировала в режиссуре в 1975-м картиной «Вечер у Абдона». Впоследствии сняла фильмы: «Таинственный сад», «Полное затмение», «Вашингтон-сквер», «Третье чудо», «Убить ксендза» и др. После введения военного положения в Польше в 1981 году осталась за границей. Фильм «Горькая жатва» номинировался на премию «Оскар» в категориях «Лучший иностранный фильм» и «Лучший сценарий».
_____________________
Иллюстрация:
Кадр из к/ф "Переписывая Бетховена" / "Copying Beethoven",
режиссёр Агнешка Холланд, в роли Бетховена – Эд Харрис (США),
в роли Анны Хольц – Дайана Крюгер (Германия).
Свидетельство о публикации №119022503675