Как Хвост за правду пострадал

Казалось бы, что общего у скромного конторского здания постройки 30-х годов прошлого века, стоящего по адресу ул. Большая Якиманка, 31/18, с убийством, произошедшим в 14 веке? А связь тут самая прямая.
Дело в том, что строение это таит в себе остатки храма Петра и Павла на Якиманке. Первый храм с таким именем появился тут, в селе Хвостово, которым владели бояре с неоригинальной фамилией Хвост, ещё в 14 веке. И построил его в честь своего небесного покровителя боярин Петр Хвост. А потом ещё в честь сына и придел Алексия Человека Божия пристроил.
Этот самый боярин и стрелецкий воевода Алексей Петрович Хвост и стал жертвой громкого преступления, случившегося зимой 1357 года и всколыхнувшего всю Москву. Вот, как повествует о нём Лицевой летописный свод: «Той же зимой, месяца февраля в 3 день, в Москве ночью, когда заутреню благовестили, был убит московский тысяцкий Алексей Петрович. Убит был страшно, неведомо кем, неведомо как, только нашли его убитым на площади, когда заутреню благовестят. И некоторые говорили, что это сделано или по совету больших бояр или кем иным, тайком. Убит он был так же как великий князь Андрей Боголюбский Кучковичами. И был мятеж великий на Москве из-за того убийства». А ещё одна летопись добавляет «Мнимся от своей братии от бояр за правду пострадал».
За какую уж правду пострадал Алексей Хвост, сейчас понять трудно. Известно только, что для старомосковской боярской аристократии он был чужаком, выскочкой, - княжеским выдвиженцем, который вторгся на «поляну», где всё давно поделено, и суёт нос не в свои дела.
Так вотчинный храм стал ещё и памятником боярских усобиц. На смену деревянному зданию в 1651 году пришло каменное. На протяжении столетий оно несколько раз перестраивалось. В 1812 году французы устроили в нём конюшню. Но главные неприятности церкви были ещё впереди. Они начались после революции, когда церковь сперва попала в руки «живоцерковников» - это, если кто не в курсе, было такое раскольничье движение, синтезированное большевиками и ориентированное на активное сотрудничество с новой властью, - до поры до времени, конечно, пока и его не стёрли в порошок. Потом её отдали для молитвенных собраний баптистам, после – приспособили под жилье. А под конец на её месте и вовсе построили дом. Причём – не снося церковное здание! Светскую постройку просто нахлобучили на церковную – чего добру пропадать.
Этот дом потом ещё пару раз надстраивали-перестраивали, и вот, в каком виде храм дошёл до наших дней.
Случай это, кстати, для Москвы не единственный. Аналогичным образом в советское время домами были проглочены минимум три храма. Церковь Космы и Дамиана Нового на Гончарной, - на её месте стоит шестиэтажный конструктивистский дом по адресу Гончарная улица, д. 20/1, стр. 1. Крестовоздвиженский собор Алексеевского монастыря, превратившийся в пятиэтажное казённое здание на Верхней Красносельской ул., д. 17. И церковь Петра и Павла при Петро-Николаевской богадельне Московского Купеческого Общества (2-й Кожевнический пер., 10), ставшая четырехэтажной жилой коробкой.
Но память о боярине Хвосте всё же жива в Замоскворечье. Вот уже скоро 700 лет её хранят два Хвостовых переулка и дошедшая до нас стоящая на Большой Ордынке красавица-церковь Николы в Пыжах (она построена стрельцами полковника Пыжова, а этот род пошёл как раз от бояр Хвостов).


Рецензии
Спасибо, очень информативно и интересно. Прочитала с особым чувством. Жаль, что очень грустная история. Самое главное, что сохранилось здание через такое количество лет.

Светлана Викторовна Кукушкина   14.05.2024 18:58     Заявить о нарушении