Первое манипулирование родителем
Говорят, что, когда ребёнок переходит границу дозволенного (не только внешнего приличия, но и нравственного аспекта), границу в своём требовании своего (начинает кричать, топать ногами, бросаться на землю, истерить…) надо его просто отвлечь, перевести его внимание на другое…
Это-то, конечно, правильно, если дело до того дошло, но это уже «тушение огня»! И оно эффективно только на ранней стадии. (Это уже как отвод, увлечение от края ямы, к опасной близости которой ребёнок приблизился. А опоздал, потерял связь и бдительность – вытаскивать из «ямы» уже может и смысла нет. Всё зависит от высоты, жёсткости и удачности приземления!)
Но зачем до этого допускать?.. Так можно помочь чужому ребёнку, а если это свой – то родители давно уже не на высоте в воспитании! Это как латать дыру!..
Многие так и живут с детьми, постоянно «латая дыры» своего воспитания. Чешутся, лишь когда обнаруживают дома «козла» или «барана»… «змеюку» или «шакала»!.. Или уже когда «ЧП» произошло.
Когда предлагают один только этот метод, хочется сказать: «Да, вы правы, но только это, (как и многое другое) работает в узком временном диапазоне! Опоздал и… всё!»
В этом случае, считаю, что ребёнок уже элементарно разбалован.., многое в его воспитании упущено.., не привиты в нужное время необходимые качества. Это как при строительстве здания "забыли" поставить одну из "панелей».
Уж не говорю, что на ранней стадии, будучи у основания, это может грозить всему зданию. (Как «краеугольный камень» – важный «блок», который забыли положить...) Думающий поймёт в чем опасность!..
Дети понимают с раннего возраста... Сначала, просто чувствуют, интуитивно, на эмоциональном уровне…
Они «хитры» уже от природы. С самого начала, как только начинают понимать, уже ищут рычаги и способы воздействия на мир, на его слабые точки… Это естественно и нормально... Но это естественное часто выходит за рамки понимания взрослых, которые, конечно же, ничего не помня об этом периоде, судят и о детских возможностях по себе.
Если это случилось, и человечек, всё же решился попробовать получить своё таким способом (не стану бросать камень в родителя – не все обладают тонкой связью с душой ребёнка), не стоит обращать внимания! Надо продолжать делать своё, и не стараться перекричать. Даже не говорить в это время. Терпеливо ждать. Дать понять, что его крик – это всего лишь досадный шум и невоспитанность.
И чтобы быть услышанным, надо говорить спокойно и уважительно. Что воспитатель и демонстрирует...
…Говоря об эффективности такого метода, я не говорю об устоявшемся, неоднократно испытанном «приёме» чада (появившемся при попустительстве «очень любящих» родителей) – манипулирование взрослыми. Но о самом его первом проявлении.
Проводя начальные «испытания» способа давления на родителя с целью добиться своего, ребёнок в то же время очень внимательно наблюдает за его реакцией. Он и раньше, видя слабину и мягкость в поведении взрослого, чувствуя зависимость его… (зависимость от собственной безрассудной любви к нему), уже знал что делает.
При запущенном случае на скорый «эффект» рассчитывать не стоит.
...Спустя какое-то время – может год, может два… – после подобного инцидента с дочерью Машей, я, находясь с ней в доверительно-дружеских отношениях, спросил между делом: «Ты правда, знала, что криком-плачем можно добиться того, что просишь?..» «Да», – доверительно ответила она, и умные глазки её хитро блеснули. Она не лгала. (Хотя её мама, когда я ей сказал, что дочь манипулировала ею – категорически отрицала это)
…Помню, как я вёл себя с сыном. Не хочу противопоставлять... и являть себя образцом, но могу более аргументировано и обстоятельно объяснить, чем руководствовался.
В первую очередь я, как ни банально это звучит, любил своё дитя. (Конечно, любовь любви – рознь!) Имею в виду чувство своего единства с ним, в первую очередь свою внутреннюю, духовную связь с ним...
Я сразу же приник к его ещё «слепой» душе и слился с нею. (Нет, не «слепой» – она начинает видеть–чувствовать ещё во внутриутробном мире, – скорее непроявленной, не успевшей ещё себя проявить…) Стараясь почувствовать её малейшие движения, понять, увидеть начальное направления роста и, так как мы были одно, проявлением своих чувств и мыслей увлечь за собой. Тогда и направление движения её, её рост не будет необходимости контролировать.
Но это сейчас я так подробно объясняю, разжёвываю.., пытаясь понять… А тогда не думал об этом и сам – просто жил, чувствуя, зная это подсознательно.., как бы выполняя то, что было во мне заложено... (Как прошедший некую школу и оперирующий уже не «кирпичиками», а «блоками»).
И поэтому, сталкиваясь с оппонентом в споре и видя в его «несокрушимом» аргументе-«блоке» нехватку многих (или пусть нескольких) «кирпичиков», мне досадно и потому, что восполнять их человек часто не намерен. (Из-за большого самомнения, ложного чувства превосходства, мнимого опыта, положения, образования... Не выработана привычка учиться, просто слушать, думать…) И ещё… отсутствие видения важности предмета ("...чтобы тратить на него ещё и время!..")
Иногда и самому не хочется доказывать, тратить время на незначительный результат: не будет верных выводов или скоро забудет...
Да и начинать придётся издалека, восполняя пробелы знаний… А после 20-ти уже редко кому хочется чувствовать себя в роли студента.
Приводя в пример сына, я не хочу никого обидеть. Просто это пример моего воспитания.
С самого начала, как уже сказал, я чувствовал самое малое движение его души. И он, уверен, чувствовал мою. Поэтому, зная о моей любви, любой мой отказ он принимал спокойно. А имея сильную связь со мной он, думаю, с самого начала чувствовал, что я на его стороне и никогда не требовал...
Может в первый раз ему и было неприятно, но этот период прошёл быстро и безболезненно. И даже незаметно.
Как вывод – у меня в этом отношении никаких проблем с ним не было. Потому и никогда не требовал, что знал: если отказал – значит нельзя, или нет возможности. При этом всегда говорил с ним как со взрослым: не заигрывал, не льстил, не сюсюкал.., позволяя самому думать. Всегда был серьёзен.
Он понимал.
04.04.16
Свидетельство о публикации №119022400341