О добром самарянине. ч. 17 Притчи Христовы

(Притча о добром самаритянине, Притча о милосердном самарянине)



[Предыстория]

25. И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
26. Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?
27. Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
28. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
29. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?

30. На это сказал Иисус:

[Начало притчи]

некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.

[Священник и левит]

31. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. 32. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.

[Самарянин]


33. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился
34. и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;
35. а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему:

позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.

36. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

37. Он сказал: оказавший ему милость.

Тогда Иисус сказал ему:

иди, и ты поступай так же.


(Св. Евангелие от Луки 10:25-37)





Толкование.

Одним из основных моментов данной притчи считается истолкование слова «ближний» для задающего вопрос книжника и Иисуса Христа.

Книжник считает «ближним» того человека, кто находится с ним в родственных отношениях или принадлежит к общей этнической или религиозной группе.

А ответные слова Иисуса Христа приводят его к пониманию, что ближний — это, на самом деле, «оказавший милость» (добро).
По мнению многих исследователей, эти слова, в числе прочего, также выражают необходимость считать «ближним» и всякого человека, который попал в беду или нуждается в помощи.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин считает данную притчу «назиданием о милосердном самарянине, у которого закон любви был написан в сердце, для которого ближним оказался не ближний по духу, не ближний по крови, но тот, кто случайно встретился на его жизненном пути, кто именно в ту минуту нуждался в его помощи и любви…».

Иоанн Златоуст говорит о том, что священник и левит – это Ветхозаветный Закон, безблагодатный. Он не имеет силы что-то сделать, даже по-человечески, не желает. Господь дал этот Закон, всех соединяющий и приводящий к Христу. Поэтому левит и священник, мало того, что они буквоеды, законники, но они не имеют в себе смысла жизни. Законы, которые они знали на память, они не воплощали в жизнь.

Некто самарянин – это Христос, Который пришел в мир спасти нас. А самаряне были язычниками, грешниками. Но Христос, приняв человеческую плоть, отождествляет Себя со всеми погибающими людьми.


Мы понастроили между собой стены непонимания и презрения по разным признакам – по национальным, родственным, культурным и т.д.
Все это искусственно создано человеком для возвышения собственной гордыни.
А чего только стоят классовые различия! Но все должно преодолеваться любовью!
Это самый главный признак христианского учения и нашей сообразности Богу.




Название «Добрый Самарянин» («Добрый Самаритянин») часто использовалось и используется благотворительными организациями и вообще стало нарицательным для обозначения доброго и бескорыстного человека, готового помогать каждому, кто попадет в беду.



Иллюстрация - Притча о милосердном самарянине. Эжен Бернанд.


Рецензии