Вечность и временность в поэзии Юрия Кузнецова

Вечность и временность в поэзии Юрия Кузнецова

     Для каждого человека рано или поздно на повестку дня выходят вопросы вечности и временности. Если для обычного жителя планеты Земля, не претендующего останавливать её бег, чтобы сойти с бешено несущегося в никуда беличьего колеса суеты, эти вопросы возникают только в минуты трагические, то для Поэта, каждая секунда жизни которого разыгрывает в его душе мировую трагедию, вечность и временность – его постоянные спутники. Поэт сравнивает каждый свой шаг с их эталонами, взвешивает свои поступки на их весах, проверяет свои стихи на прочность этими абсолютными категориями. И каждый раз, обращаясь к вечности, поэт понимает, что – ничто не вечно, но и обращаясь к временности знает, что она-то и есть будущая вечность, если Слово, сказанное им, было настоящим.
Обращаясь к поэзии Юрия Поликарповича Кузнецова, понимаешь, что здесь мы встречаем именно такого поэта – думающего о том, как его слово отзовётся, насколько оно – настоящее, как оно может помочь миру стать вечно живым. И в каждом стихотворении Юрия Кузнецова мы находим вопрос ко всем его читателям – собеседникам – жителям планеты Земля: понимают ли они, как понимает он, что от каждого зависит единство и мир, гармония и ответственность, созидание и сохранение всего живого.
Даже для научного познания природа не мастерская, как ее называл когда-то тургеневский Базаров. Планы вторжения в неё должны остановиться перед хрупкостью и святостью жизни, как завещали нам предки в мудрых сказках. В век научно-технического прогресса Кузнецов в своей «Атомной сказке» показал временность, тщетность необдуманных и недальновидных, оторвавшихся от корня народной мудрости экспериментов:

В долгих муках она умирала,
В каждой жилке стучали века.
И улыбка познанья играла
На счастливом лице дурака.*

Вечной становится и наша вина перед предками, заветы которых мы забываем, ценности которых – предаём, память о которых – не храним. О мире, зарастающем травой неверия, поэт сказал в стихотворении «Вина» (1979). В этом стихотворении целый ряд поэтических приёмов, призванных подчеркнуть временность и бренность совершаемого нами. Четырежды повторённое «мы пришли в этот храм» опровергнуто и прямым отрицанием «…не венчаться», и памятью о разрушении храмов («мы пришли … не взрывать») и предчувствием горького разрыва: «…попрощаться», «…зарыдать». Вторая строфа – взгляд уже не на нас, а на стены давно заброшенного святилища:

Потускнели скорбящие лики
И уже ни о ком не скорбят.
Отсырели разящие пики
И уже никого не разят.

На следующих двух строках: «Полон воздух забытой отравы, / Не известной ни миру, ни нам», происходит перемена ракурса, в которую читателю предстоит углубиться по мере чтения оставшихся четырёх строф. В них мотив забвения и временности струится, пронизывает все пространство – сверху донизу, благодаря образам взбегающих ползучих трав и текущих слёз: «Через купол ползучие травы, / Словно слёзы, бегут по стенам»; «И текут наши детские слёзы, И текут наши детские слёзы, / И взбегает трава по ногам».
Ощущение вечной вины за забвение «самого высокого», вневременного показано и как кара и как очищение огнём:

Да! Текут наши чистые слёзы.
Глухо вторит заброшенный храм.
И взбегают ползучие лозы,
Словно пламя, по нашим ногам.

Особенно пронзительно и парадоксально сталкиваются категории вечности и временности в военных стихотворениях Юрия Кузнецова. Всё, что осталось вдове от погибшего на фронте мужа, – это гимнастёрка, хранящая запах любимого, ушедшего навсегда, перемешанный с дымом войны, забравшим его жизнь.

Она вдыхала дым живой,
К угрюмым складкам прижималась,
Она опять была женой.
Как часто это повторялось!

Годами снился этот дым,
Она дышала этим дымом –
И ядовитым и родным,
Уже почти неуловимым.

Но для молодой хозяйки ценнее другое благо – она наводит чистоту, не подозревая, что тем может стереть чью-то память:
... Хозяйка юная вошла.
Пока старуха вспоминала,
Углы от пыли обмела
И – гимнастёрку постирала.
                1974

Стихотворения Юрия Кузнецова пронизаны ощущением вечности и временности: иногда об этом говорится уже в названии, как в стихотворении «Вечный снег», где через временную оболочку проходят пласты вечной памяти о вечной жизни, упраздняющей тем самым смерть. В поэме «Из сталинградской хроники» и комсомольцы, ушедшие после комсомольского собрания по «неполной причине» в вечность, и их отцы и деды, вставшие на защиту родины, и связист Путилов, соединивший зубами провод и отдавший свою жизнь за связь для живых – все они пример для автора, а вместе с тем – для читателя, как вновь вернуть жизнь и целостность миру, как восстановить вечность, воссоединив времена:

Кто натянет тот провод на лиру,
Чтоб воспеть славу этому миру?..
Был бы я благодарен судьбе,
Если б вольною волей поэта
Я сумел два разорванных света:
Тот и этот ; замкнуть на себе.

Но не только слово способно, по мысли поэта, сохранить единство мира; иногда и молчание – красноречиво, и в нём таится истина. В стихотворениях «Лежачий камень» и «Молчание Пифагора» возникают перекликающиеся образы реки времён и реки забвения, безмолвствующего народа, осуждающего неправедность эпохи своим молчанием, русского народа, который, в своём сне, как лежачий камень, верит в возможность полёта, трав племён, которые прошумят и сгинут, оставив по себе молчание и забвение. И эти образы избраны поэтом не случайно.
В стихотворении «Портрет учителя» Кузнецов показывает взаимодействие вечности и временности, их взаимопроникновение и взаимовозвращение в образах трёх вечных войн:

Три битвы, три войны идут от века.
Одна идёт, сокрыта тишиной,
Между свободной волей человека
И первородно-личною виной.
Вторая битва меж добром и злом,
Она шумит по всем земным дорогам.
А третья ; между дьяволом и Богом,
Она гремит на небе голубом.
В душе и рядом бьётся тьма со светом,
И первый крик младенца ; он об этом.
Раскаты грома слышатся в крови,
Но говорю вам: истина в любви.

Так же, как и Достоевский, говоривший словами Дмитрия Карамазова: «Здесь дьявол с богом борется, а поле битвы – сердца людей», Кузнецов продолжает тему веры и любви, сохраняющих мир, раздираемый войнами и противоречиями, повторяет призыв к деятельной, земной и природной, а не книжной любви в стихотворении «Полюбите живого Христа…»:

Ваша вера суха и темна,
И хромает она.
Костыли, а не крылья у вас,
Вы разрыв, а не связь.

Так откройтесь дыханью куста,
Содроганью зарниц
И услышите голос Христа,
А не шорох страниц.

Любовь, спасающая жизнь, произрастает из стихов Юрия Кузнецова, он взращивает её, как могучее древо жизни, миф о первородной силе русского богатырского народа. По справедливому замечанию автора одной из книг о поэте («Юрий Кузнецов: зрелое новаторство», Краснодар, 2013**) «Мифотворчество сможет стать истинным, если обуздать, сместить на периферию культуры продукты вторичной переработки идей. Юрий Кузнецов как поэт и философ предпочёл “закату” рассвет и ратовал за истинное мифотворчество: реконструируя органичное языковое мышление, он полвека не изменял избранному пути, каких бы препятствий не ставила перед ним наша, увы, очень непростая эпоха».  Суть данного высказывания, на наш взгляд, сближается с точкой зрения известного русского философа и писателя XIX столетия К. Н. Леонтьева. Он в своих работах «Византизм и славянство», «Средний европеец, как идеал и орудие всемирного разрушения» утверждал, что «всякая исторически значимая человеческая общность переживает три стадии: первоначальной простоты, положительного расчленения и вторичной простоты или смесительного уравнения» (последнее Леонтьев отождествлял с распадом и смертью).
В своём предвидении неизбежного кризиса, фиаско временности Юрий Кузнецов был действительно настоящим пророком. Поэт предостерегал как от самого страшного – от утраты исторической памяти, а вместе с тем, и Родины. Как набат звучит его стихотворение «Последняя ночь»:

Я погиб, хотя ещё не умер,
Мне приснились сны моих врагов.
Я увидел их и обезумел
В ночь перед скончанием веков.

Верно, мне позволил Бог увидеть,
Как умеют предавать свои,
Как чужие могут ненавидеть
В ночь перед сожжением любви.

Жизнь прошла, но я ещё не умер.
Слава — дым иль мара на пути.
Я увидел дым и обезумел:
Мне его не удержать в горсти!

Я увидел сны врагов природы,
А не только сны моих врагов.
Мне приснилась ненависть свободы
В ночь перед скончанием веков.

Я услышал, как шумят чужие,
А не только говорят свои.
Я услышал, как молчит Россия
В ночь перед сожжением любви.

Вон уже пылает хата с краю,
Вон бегут все крысы бытия!
Я погиб, хотя за край хватаю:
; Господи! А Родина моя?!
                1993

Ощущением разверзшейся бездны, куда может попасть и вся русская цивилизация вместе с народом, пропитано стихотворение «Предчувствие»:

Всё опасней в Москве, всё несчастней в глуши,
Всюду рыщет нечистая сила.
В морду первому встречному дал от души,
И заныла рука, и заныла.

Всё грозней небеса, всё темней облака.
Ой, скаженная будет погода!
К перемене погоды заныла рука,
А душа — к перемене народа.
                1998

Обострённое чувство вечных ценностей, доверенных предками потомкам на сохранение и приумножение, прорывается в каждом стихотворении Кузнецова, и в каждом стихотворении вечное и временное показывают путь читателю, заставляют его задуматься, какой выбор ценностей сделает он и как это повлияет на жизнь и время.
Не хотелось бы сводить рассуждения о поэзии Юрия Кузнецова к дискуссиям о том, модернист он или постмодернист. Для творца эти ярлыки ничего не значат, вызывают ироничную усмешку. Для поэта главное – увидеть красоту жизни и рассказать о ней другим. Пробираться своей колеёй, но с ощущением того, что идёшь не в пустыне, до тебя здесь были люди, позаботившиеся о том, чтобы тебе этот путь не казался одиноким и страшным, чтобы знать, на какие вершины духа ориентироваться, чтобы сверяться с компасом тех ценностей, которыми гордились и которые создавали наши предки. И в поэзии Юрия Кузнецова таким компасом, такими флажками, на мой взгляд, становятся категории вечности и временности, которые и помогают не только поэту, но и любому человеку понять смысл своей и всеобщей жизни.


_____________________________

* Здесь и далее ссылки на стихотворения Ю. П. Кузнецова даются по данному электронному ресурсу: Сайт 45 параллель [Электронный ресурс]URL: https://45parallel.net/yuriy_kuznetsov/stihi/ - дата обращения: 28.01. 2019

** Третьякова Е. Ю. Юрий Кузнецов: зрелое новаторство: монография. – Краснодар: Краснодарский гос. Ун-т. культуры и искусств, 2013. – 206 с. – С. 110.


Рецензии
Ах, Анна!
Теперь на Конференции это уже не станет сюрпризом)

Сергей Крюков -1   28.12.2021 21:24     Заявить о нарушении
Добрый день, Сергей Константинович!
А это уже издано, с конференции в 2019 году)
Рада Вашему визиту)))
С наступающим Новым годом!

Анна Лексина   29.12.2021 10:23   Заявить о нарушении
Что-то больно тесными витками пошла история)
Теперь придётся ту же тему рыть глубже)))
С наступающим!

Сергей Крюков -1   29.12.2021 13:21   Заявить о нарушении
Спасибо большое!
Желаю Вам поймать самую большую рыбу в Новом году!!!

Анна Лексина   29.12.2021 13:32   Заявить о нарушении
Куда ей деваться!)
Счастья!

Сергей Крюков -1   29.12.2021 14:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.