Новодевичий монастырь

                С ним связано множество
                Страшных вещей...

                Напрасно погубленных
                Жизней и судеб...
               
                И всё-таки он...

                Что стеною своей
                Веками глядел...

                И века ещё будет
                Глядеть и глядеть
                В Новодевичий пруд...

                С годами всё больше
                Смиренно-устало...

                Уже заслужил,
                Что его назовут
                Обителью Бога,
                Ни много, ни мало!..
                20.02.2019.

               
               
Московский Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь по праву считается жемчужиной русского зодчества: величественные белые стены, резные красно-белые ярусы храма, колоколен и башен считаются одним из самых великих шедевров московского или, как его еще называют, нарышкинского барокко.
 
Новодевичьим монастырь был назван, поскольку считался действительно «новым» относительно других московских монастырей – Зачатьевского женского монастыря и Вознесенского монастыря московского Кремля. Однако по истечении времени назвать монастырь «новым» язык не повернётся – ведь он был основан еще при Василии III, в первой половине XVI века! Главный собор монастыря – Смоленский – является свидетелем тех далеких времён. Однако обо всё по порядку.
 
Первая достопримечательность встречает нас сразу же у входа – это Преображенская надвратная церковь. Сооруженная в 1680-е гг., эта церковь относится к тем постройкам, которые были сооружены по приказу царевны Софьи в период её регентства. Храм по праву считается одной из жемчужин стиля «нарышкинское барокко» в целом и ансамбля монастыря в частности. Изящные окна, колонны коринфского ордера и, конечно же, сочетание красного и белого цветов придают храму пышность и величественность; вытянутая форма создаёт ощущение устремлённости в небеса, которое сразу заставляет Вас почувствовать себя на пороге святого места, Божьего дома. По сути, отнесение этого храма к нарышкинскому стилю не совсем точно: особенности планировки храма, построенного в самом начале формирования это стиля в России, ещё не отвечают точным архитектурным требованиям, к этому стилю предъявляемых. Однако для неспециалистов он является органичным и, несомненно, прекрасным архитектурным шедевром.   
 
Пойдя сквозь тройную арку, Вы попадаете на территорию самого монастыря. За его стенами Вы увидите множество интересных объектов разных эпох, многие из которых старше самого монастыря на несколько столетий!
 
Пройдя сквозь врата, поверните по дорожке направо. Находящиеся по правую руку Лопухинские палаты датируются 1687-1688 гг. и названы по имени Евдокии Лопухиной. Первая жена Петра I подарила ему не только радость супружества, но и еще один весьма щедрый подарок - совершеннолетие. Замужество в те далёкие времена имело такую функцию – женитьба «недоросля» автоматически делала его взрослым и состоявшимся гражданином. А, как следствие, вместе с совершеннолетием женитьба на Евдокии давала Петру и право взойти на престол, наконец сменив властную сестру Софью. Воспитанная в духе Домостроя, Евдокия не разделяла прозападных интересов Петра, и вскоре после того, как царь, быстро потерявший интерес к молодой супруге, уехал в Архангельск, она сблизилась с противниками политики государя. В 1697 году после раскрывшегося заговора были отправлены в ссылку отец и брат царицы, а вскоре и она сама была насильно пострижена в монахини и отправлена в Суздальско-Посольский монастырь – традиционное место ссылки царских жён. В получивших её имя Лопухинских палатах последняя русская царица пожила лишь при внуке - Петре II.
 
Напротив Лопухинских палат расположены другие палаты – Певческие. Выстроенные в 1718-1726 годах, они являются самым большим жилым зданием на территории монастыря. Издавна в этом здании располагались братские кельи, здесь же проживала наместница, и лишь в XIX веке палаты обрели своё современное название – Певческие - после того, как сюда заселили монахинь-певчих.
 
Всем известно, что монастыри в древности выполняли не только функции Божьего храма. Они были центрами учёности, экономическими и военными оплотами городов. То же самое можно сказать и о Новодевичьем монастыре. С XVI века монастырь был одним из главных оборонительных рубежей Москвы. Однако на тот момент стены его не были еще столь монументальными и прочными, какими мы их видим сейчас. В 1571 году войско хана Девлета I Герая подчистую сожгло монастырь. Борис Годунов, сделавший немало для сохранения и поддержания Новодевичьего монастыря (при нём он переживал самый настоящий расцвет), и выстроил наконец мощные стены вокруг святого места. Высота их достигала 13 метров, а ширина – 3 метров – попробуй захвати! Именно тогда ввысь взметнулись и башни крепостных стен, а при них появились помещения для стрельцов, так называемые Стрелецкие караульни.
 
Всего их четыре, они располагаются подле угловых башен монастыря. В каждой из них могло разместиться до 350 стрельцов. Одну из таких караулен вы увидите напротив Певческих палат – следующая постройка по правую руку от Вас после Лопухинских палат. Эта стрелецкая караульня расположена при одной из самых знаменитых башен Новодевичьего монастыря – легендарной Напрудной башне.
 
Именно сюда была заключена Петром I коварная интриганка Софья после организованного ею стрелецкого бунта. На полотне И.Е. Репина можно лицезреть, какая это была могучая и волевая женщина – огонь в глазах, растрепанные волосы, могучая стать – ну просто демоница во плоти. Новодевичий монастырь стал для Софьи судьбоносным местом. Во время своего регентства, а по сути – царствования, Софья развернула здесь широкомасштабное строительство. Именно благодаря ей монастырь приобрёл ту пышность, красоту, яркость и изящество, которым славится московское барокко. Практически весь монастырь, кроме палат Ирины Годуновой, монастырских стен и старого Смоленского собора, подвергся реконструкции и обновлению. В 1680-90 годы выросли могучие стенные башни, изящная колокольня, надвратные церкви Преображения и Покрова, церковь Успения и т.д. 
 
В 1689 году Пётр, дабы оградить жадную до власти родственницу от искушений, доставил её в Новодевичий монастырь, к тому времени полностью принявший роль «придворной» обители. Здесь Софью постригли в монахини, и уже под именем Сусанны она из окон стрелецкой караульни наблюдала за казнью своих сподвижников - стрельцов. Какая ирония судьбы: именно благодаря Софье Новодевичий монастырь приобрёл известный нам роскошный вид и одновременно с этим стал её темницей. Очень интересное народное поверье связано с Напрудной башней монастыря, в которой томилась царевна. Если подойти к башне с внешней стороны стен, то можно увидеть, что она вся исписана желаниями, оставленными теми, кто не чужд суеверию. Действительно, многие верят, что проживавшая здесь царевна помогает тем, кто пришёл навестить её в темнице. Кто знает, может, это действительно так... Однако портить облик исторического памятника всё-таки не обязательно: по преданию, достаточно лишь прикоснуться к башне и подумать о том, чего хочется больше всего, и желание обязательно сбудется.
 
Пройдя мимо Певческих палат, Вы увидите Успенскую церковь с трапезными палатами. Это необычное по сути сооружение было построено в 1685-1687 гг. Это здание уникально для своего времени: помещение палат является бесстолпным, то есть крышу не поддерживают столбы, а само здание стоит на высоком подклете. Эта церковь изначально выглядела немного не так, как сейчас. Храм был украшен величественным пятиглавием, которое погибло в пожаре 1796 года. Восстановительные работы XIX века преобразили верхнюю часть храма и заставили попрощаться с белокаменной галереей, окружавшей всё строение, – слишком уж она была ветхой. Успенский храм примечателен находящимся на втором его этаже приделом в честь Сошествия Святого Духа и хранящимся там древним иконостасом.
 
Справа от Успенской церкви находится небольшое аккуратное сооружение в стиле ампир, создание которого приписывают самому Доменико Жилярди – известнейшему московскому зодчему итальянского происхождения, снискавшему славу одного из главных ампирных мастеров Первопрестольной. А само здание – это мавзолей князей Волконских, где покоятся офицеры, князья Дмитрий Михайлович (1770-1835) и Сергей Александрович(1786-1838) Волконские. Как ни странно, но мавзолей на долгие годы затерялся за величием своих блистательных соседей – других памятников монастыря, и изучению его никто не уделял особого внимания. О его истории известно лишь, что архитектурный шедевр был возведён в 1830-х годах над могилой князя Дмитрия Михайловича, а оба родственника были героями Отечественной войны 1812 года.
 
По дорожке, плавно огибающей Успенскую церковь и трапезную, мы попадаем к палатам Ирины Годуновой и примыкающей к ним Амвросиевской церкви. Это одно из немногих строений монастыря, к которому не приложила руку Софья: строение датируют XVI-XVII веками. Ирина Годунова, сестра Бориса Годунова, добровольно отправилась в монастырь на девятый день после смерти своего мужа, царя Фёдора Иоанновича, и постриглась в монахини под именем инокини Александры. Расчёт её был прост: фактически власть в государстве принадлежала ей, однако позиции её были не столь сильны, как позиции её брата Бориса. Ирина провела масштабную работу, «агитируя» бояр, духовенство, простой люд просить Бориса принять царство. Именно сюда пришла толпа просителей, и именно здесь Борис Годунов официально принял приглашение на царство. Инокиня Александра прожила здесь до самой своей смерти в 1603 году.
 
 
Церковь св. Амвросия Медиоланского, примыкающая к палатам Ирины Годуновой, – маленький, бесстолпный одноглавый храм с непростой историей. Церковь то функционировала, то стояла закрытой, то перестраивалась. Храм использовался даже в качестве хранилища Государственного исторического музея. С 1994 года храм находится в собственности РПЦ, а каждый год 7 декабря в нем совершаются службы в честь святителя Амвросия Медиоланского. Как ни прискорбно, но и эта постройка не сохранилась в первоначальном виде – пожар 1796 года не пощадил и ее.
 
Миновав храм и палаты, мы попадаем к главной святыне Новодевичьего монастыря – Смоленскому собору. Это древнейшее каменное здание на территории монастыря, датируемое 1524-1525 гг. Построенный по образцу Успенского собора московского Кремля, Смоленский собор представляет собой настоящую жемчужину русского каменного зодчества, сохранившуюся до наших дней. Это шестистолпный шрам на высоком подклете, окруженный крытыми галереями. Во время переустройства монастыря царевной Софьей храм стал главным смысловым узлом всего архитектурного ансамбля. В интерьерах монастыря сохранились аутентичные фрески и иконостас XVI века. Здесь покоятся сёстры Петра I – Евдокия, Екатерина и, разумеется, Софья, чья судьба так тесно переплелась с историей монастыря.

 
Чтобы полюбоваться храмом, можно обойти его вокруг, а по пути рассмотреть еще несколько интересных достопримечательностей. Одна из них – надвратная церковь Покрова 1687-88 гг. постройки. Это вторая надвратная церковь монастыря, которая располагается на одной линии с надвратной церковью Преображения. Она не такая пышная и нарядная, но не уступает в изяществе остальным памятникам московского барокко. Церковь трёхглавая, боковые главы её предназначаются для размещения колоколов. Видно, что Софья позаботилась о том, чтобы, входя в монастырь, люди сразу чувствовали, что вступают в место святое – иначе как объяснить тот факт, что оба прохода в монастырь увенчаны надвратными церквями. Если это действительно так, то можно констатировать с уверенностью – нужный эффект достигнут!

 
К надвратной церкви Покрова вплотную примыкают Мариинские палаты, названные так по имени их знатной обитательницы – сестры Петра I Марии. Это невероятной красоты здание было построено в  1683-1688 гг. и за изящество внешнего убранства названо «Русским теремом». Палаты строились специально для царевны Марии, которая, в отличие от буйной своей сестрицы Софьи, в придворных интригах не участвовала. Но из-за добрых отношений с сестрой-бунтаркой и с первой женой Петра Евдокией (той самой, что после будет жить в Лопухинских палатах) особенным расположением брата царевна Мария, вероятно, не пользовалась.
 
Подле угловой Чеботарной башни располагается интересное здание Больничных палат. Здание использовалось в качестве больницы для солдат и офицеров, а вокруг него был разбит аптекарский огород.
 
Сразу за Смоленским собором расположена настоящая жемчужина архитектурного ансамбля Новодевичьего монастыря – великолепная барочная колокольня. Строительство колокольни была начато во время масштабных реконструкций Софьи в 1683 году и приостановлено в 1690 году. Считается, что колокольня должна была состоять из шести ярусов, но так и не была достроена – по сей день в ней лишь пять ярусов. Долгое время это изящное строение было вторым по высоте зданием Москвы после колокольни Ивана Великого. По строению колокольню даже правильнее было бы назвать храмом «иже под колоколы», в котором ярус звонницы расположен непосредственно над помещением храма. Храмов в колокольне два - церковь святых Варлаама и Иосафа в первом ярусе и   церковь Иоанна Богослова во втором. Колокола помещаются на третьем и пятом ярусах. С этим строением связано множество символических моментов. Например, звонница расположена с восточной стороны от Смоленского собора – как и Столп Иоанна Великого относительно Успенского храма в Кремле. В основе формы обеих колоколен – восьмиугольник, что в православии считается символом Царства Небесного. В сочетании с основным предназначением этих строений – местом, где звонят церковные колокола – рождается образ вестников Царства Божьего (ведь звон колоколов в православии считается олицетворением благой вести). Церковная символика довольно сложна и многогранна, и изучать её можно поистине бесконечно. Но даже не являясь знатоком истории религии и архитектуры, можно без сомнений причислить колокольню Новодевичьего монастыря к списку главных архитектурных шедевров русского зодчества.
 
 
 Рядышком с колокольней расположено здание Филатьевского училища, построенное в 1871-1878 гг. По сути это был приют, выстроенный для девочек-сирот из разных сословий Н.П.Филатьевой, вдовой тайного советника сенатора В.И.Филатьева. Здесь и ранее располагалось здание приюта: по указу Петра I в 1725 году в Новодевичьем монастыре был открыт приют для девочек-сирот, где их обучали плетению голландских кружев, однако до наших дней это первое здание не сохранилось. В 1899 году в здании Филатьевского училища была открыта и церковно-приходская школа, однако с приходом советской власти и училище, и приют, и школу закрыли. Сейчас в здании Филатьевского училища расположен секретариат Новодевичьего монастыря РПЦ.
 
Пожалуй, одним из самых необычных объектов Новодевичьего монастыря можно считать часовню Прохоровых, построенную в неорусском стиле архитектором В.А.Покровским в XIX веке. Она расположена на территории некрополя у стен Смоленского собора. Эта надгробная часовня-усыпальница установлена над захоронением владельца знаменитой Трёхгорной мануфактуры И.Я.Прохорова и его семьи. На первый взгляд, кажется странным, что захоронение обыкновенного, пусть и знаменитого, промышленника находится в столь знаменательном месте. И тому, разумеется, есть причина. Дело в том, что Иван Яковлевич в течение всей жизни уделял много сил, времени и средств для успешного функционирования Новодевичьего монастыря. К тому же, здесь в качестве монахини долгие годы жила сестра промышленника.

 
Казначейские палаты – следующее строение на нашем пути. Здание XVII века предназначалось для хранения казны (ведь все помнят, что монастыри были важными экономическими центрами?), а также в ней проживали старицы обители. Сразу за Казначейскими палатами находятся площадка для отдыха и подробный макет монастыря, там можно передохнуть и еще раз осмотреть объекты, которые вы уже лицезрели вживую.
 
При посещении Новодевичьего монастыря нельзя забывать о том, что совсем рядом с ним находится, пожалуй, один из самых знаменитых некрополей Москвы – Новодевичье кладбище.
 
Не все любят посещать места успокоения и последнего людского приюта; однако некрополь Новодевичьего монастыря можно считать скорее музеем, чем кладбищем. Здесь находятся захоронения знаменитых писателей, политиков, учёных и артистов, оставивших заметный след в истории России: М.Булгаков, С.Бондарчук, Р.Быков, А.Вертинский, В.Гиляровский, Н.Гоголь, Л.Гурченко, Б.Ельцин, М.Ермолова, Л.Зыкина, З.Космодемьянская, Л.Ландау, И.Левитан, А.Маресьев, Ю.Никулин, Н.Островский, М.Ростропович,  К.Станиславский, А.Твардовский… Список можно продолжать ещё очень долго. Здесь всегда можно почтить память великих людей прошлого; и не стоит бояться таких мест – Новодевичье кладбище сложно назвать страшным или сакральным местом. Это, скорее, светлый островок тихой грусти и величия нашего общего прошлого, прошлого, которое нужно чтить и бережно хранить в памяти, передавая из поколения в поколение. Удобнее всего пройти на кладбище через южные ворота монастыря (те самые, что увенчаны надвратной церковью Покрова).
 
Покинув стены монастыря и глубоко проникшись духом его истории, можно продолжить прогулку в романтичном и тихом сквере у Новодевичьих прудов. Отсюда открывается потрясающий вид на стены монастыря, особенно на закате.


Рецензии
Спасибо, Вадим, за ознакомление с монастырём. С праздником днём защитника Отечества!!!

Марина Ермакова -Петрова 2   23.02.2019 07:22     Заявить о нарушении
Рад, Мариночка!

Вадим Константинов 2   23.02.2019 11:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.