Юбилейное
кинорежиссёру, другу к 50–летию.
Полсотни лет пить жизненный нектар
Среди творцов не каждому дано.
Ты стар... Ты стар... О, да! Ты – супер–стар,
Звезда документального кино!
Искусства зов чем дальше, тем сильней.
Твой главный фильм пока ещё не снят.
Тебя недаром ждут в любой из дней
Париж, Калуга, Лондон и Белград.
Предвижу я, – придёт такой момент,
Весьма возвышен и немного дик:
Тебе в Москве поставят монумент
И принесут букеты из гвоздик.
И – кто слезу невольную прольёт,
А кто–то скажет: – Жив он до сих пор...
И песню Леонидова споёт
У монумента сводный детский хор.
Но это всё в грядущем, а пока,
Дай Бог – не с пьедесталов нам светить,
И даже за бутылкой коньяка
В плохие дни ни капли не грустить!
А ты часы у Вечности кради,
Дари нам снова кино–волшебство.
Твой главный фильм, конечно, впереди,
Так ждёт он режиссёра своего!
________________________
* На фото – кинорежиссёр Сергей Зайцев,
президент киноклуба "Русский путь", президент ежегодного
Международного кинофестиваля "Русское зарубежье".
19 февраля 2019 года –
50 ЛЕТ КИНОРЕЖИССЁРУ СЕРГЕЮ ЗАЙЦЕВУ,
автору фильмов "Погибли за Францию" (о Русском экспедиционном корпусе
в годы I мировой войны), "Порог сердца" (о великом исполнителе романсов
Валерии Агафонове), "Союзники. Верой и правдой!" (о роли союзных держав
во Второй мировой войне)… и моему близкому другу.
* * *
Нас не преследуют ни злоба, ни азарт, ни
Всё, что другим срывает тормоза.
Но фильмы Формана, но музыка Маккартни,
Но Чаплина печальные глаза,
Но обжигающие строки Гумилёва,
Но женщины (тут вечная беда!),
Но магия созвучья, кадра, слова –
Они для нас, как воздух и вода!
Что мы без них?..
Мы познакомились с Серёжей в ноябре 2005 года, во время его приезда (по моему приглашению) в Калугу с показом фильма "Погибли за Францию". Но я знал о его киноработах намного раньше. Просто тогда так звёзды совпали... и мы встретились, и с тех пор дружим. Перечислять все его титулы и регалии нет никакого смысла, да и список получится длинным. Его взгляды на историческое прошлое, на нашу действительность, на современное состояние отечественного кинематографа и на профессию режиссёра отражены в нашем давнем интервью "Кино длиною в жизнь". Оно сделано 12 лет назад, но я перечитал его и не увидел там каких-либо расхождений с днём сегодняшним. Взгляды Сергея не изменились ни на йоту. И мои тоже. Этим он мне и дорог, я ценю людей, которые не меняются и не изменяют себе ни при каких условиях.
Дружба с Серёжей для меня один из тех редких счастливых билетов, которые иногда подбрасывает судьба. Сейчас у него юбилей. Сегодня будем поздравлять его в Москве, в Доме Русского зарубежья им. А.И.Солженицына. Позади полвека, впереди полвека. Жизнь продолжается!
________________
Фрагмент моего интервью с Сергеем Зайцевым "Кино длиною в жизнь", записанного в начале 2006 года:
– Могли бы вы сформулировать основную задачу кинодокументалиста, да и вообще человека, который снимает художественное кино? Вот историк скажет: для меня главное – объективность, воссоздание и осмысление конкретных фактов, того, что было на самом деле… Писатель, возможно, видит свою задачу иначе. А ради чего снимается фильм?
– Когда–то Ремарк сказал: «Жизнь слишком длинна для одной любви». Всё–таки не раз бывает в жизни любовь, и каждая женщина уносит кусочек твоего сердца… Вот и каждый фильм также уносит кусочек сердца своего автора, если он неформально сделан. Мне думается, что документальное кино, равно как и игровое кино – а и то, и другое кино – художественное! – должно обязательно уносить кусочек твоего сердца, а значит, рождать ту неповторимую эмоцию, ради которой всё кино и делается. Кино делается ради эмоции! Нельзя одним фильмом перевернуть мир, но эмоция, которую в душе зрителя ты вызвал своей картиной – дорогого стоит.
Конечно, можно всё это сформулировать и по–другому. Помню, одно из моих интервью вышло под заголовком: «Во всём разобраться, но не судить». То есть режиссёр – в частности, кинодокументалист – должен, конечно, и во всём разобраться, особенно, если его работа касается истории, и постараться не навязывать своих оценок… Но, главное, своим фильмом он должен вызвать у зрителей ту самую эмоцию.
– Кино всегда было связано с политикой, порой превращалось в орудие пропаганды… Готовы ли вы к тому, что и вам, возможно, придется снимать фильмы, чтобы поддерживать ими определенную идеологию? Или не снимать их и тогда уйти из кино…
– Какова будет эта идеология? – вот в чём вопрос. Если она – не агрессивно, конечно, не грубо – будет направлена на утверждение русской национальной идеи, то я стану работать в её русле, потому что считаю, наше национальное самосознание повышать просто необходимо. Ну, посмотрим правде в глаза: ведь о русских ноги сейчас вытирают, а русские спасибо за это говорят… Беда в том, что мы сами себе цену не знаем и по лености души не хотим её знать.
Полный текст этого интервью можно прочитать
в моём "Литературном дневнике":
http://www.stihi.ru/diary/cornett/2014-12-27
Свидетельство о публикации №119022005974