Многогранность автора

Многогранность автора

Героя этой крохотной зарисовки звали также, как и известного всем нам детского поэта Маршака — Самуил Яковлевич. Он — это кинооператор и художник Самуил Яковлевич Рубашкин.

Зритель редко запоминает имена кинооператоров. Всё больше актёров, режиссёров, в наше время — продюсеров. А вот запомнить кинооператора — редкость. Я наткнулась на это имя совершенно случайно. В Калуге вспомнили фильм 50-летней давности — «Похождения зубного врача». Элем Климов снимал этот фильм в Калуге — моём родном городе — а оператором как раз таки и был Самуил (Шмуэль) Рубашкин.

Чтобы читатель смог представить высоту его мастерства, вот некоторые из его кинокартин: «Парень из нашего города», «Сказка о потерянном времени», «Мост перейти нельзя», «Последний дюйм»…

Он родился в Витебске, в Белоруссии. В начале XX века этот город стал приютом для многих еврейских семей, которые были изгнаны из Литвы после I мировой. Здесь творили Шагал, Малевич, Добужинский, Фальк…

Дедом будущего кинооператора был местный ювелир, владелец собственной лавки,— Евсей Берковский. В дедовском доме Самуил прожил до семи годков. Позже его отец — купец первой гильдии — открывает торговлю зерном в городе Покровске (Поволжье), и семья переезжает в построенный по всем еврейским традициям дом. Проходит ещё несколько лет, и семейство едет в Москву. Начинается путь в жизнь. Молодой еврей Шмуэль Рубашкин был зачислен на первый курс Лесного института, однако творческие задатки и завораживающий мир кинематографа влекли юношу. И он становится абитуриентом ВГИКа, который и заканчивает в 1927 году. Начинается работа на киностудиях страны: Мосфильм, Ленфильм. Тут он работает вместе с Элемом Климовым и Александром Птушко. Снимал великих российских артистов: Крючкова, Вицина, Крамарова, Мартинсона, Рину Зелёную…

С профессиональным успехом приходят и первые проблемы. Сняв впервые фильм как режиссёр («Закон жизни»), он пережил запрет своего «детища» от самого Сталина. Вскоре исключили из Союза писателей сценариста Авдеенко, который был соавтором Шмуэля по фильму. Дальнейших репрессий удалось избежать в связи с началом войны. Он идёт в ополчение, но слабое здоровье мешает вступить в ряды регулярной армии и продолжается карьера кинооператора. Вместе с «Мосфильмом» Рубашкин отправляется в эвакуацию, в Алма-Ату, где снимает знаменитый фильм «Жди меня».

Не удалось избежать гонений на себя как на «лицо еврейской национальности». Его увольняют со студии и приходится перебиваться небольшими заработками на диафильмах.

После смерти Сталина Рубашкин возвращается в большое кино. Ему доверяют снимать «Последний дюйм». Журналистка Шейна Моргенштерн описывает, как на съёмках этого шедевра кинематографа, Рубашкин волею случая начал свою другую профессию по жизни — профессионального художника. Оказавшись в мастерской художника картины Татьяны Васильевой, не мог удержаться от искушения взять в руки кисть.

Первая выставка состоялась в мае 1975 году в Ленинграде, в Доме кино. И вновь на него было оказано давление, и непонимание партийной элитой его художественного замысла отзывалось внутренней болью. Хотя в это время художник и физически был серьёзно болен. В июле его не стало.

Ныне работы Самуила Рубашкина в музеях и частных коллекциях в России, CША, Израиле…

21 августа 2017 года


Рецензии