Прометей
Сын Япета-титана Прометей,
Двоюродный брат Зевса* – богоборец,
Предав богов, он жил ради людей,
И был по своей сути миротворец.
По версии Эсхила его мать –
Богиня правосудия Фемида,
С Геей-Землёй её отождествлять
Привыкли с давних пор уже открыто.
«Провидца» дар от матери-Земли
Он получил как сын неоспоримо,
«Предвидящим» титана нарекли,
Что также означает его имя.
И Прометей предвидел, чтоб в борьбе
Титаны олимпийцев победили,
Им следует на мудрость уповать,
А не кивать на собственные силы.
Но родичи не слушали его,
Совету не внимали повсеместно,
А Прометей их тупость не стерпел
И принял сторону собрата Зевса.
2
Расправился с титанами бог Зевс,
Не пощадив и братьев Прометея:
Обрёк Атланта он держать небесный свод,
Менетия в тартар забросил не жалея.
Эпиметей лишь наказанья избежал,
За простоту и за лояльность с ними,
За то, что «крепок задним был умом»,
Что в принципе и значит его имя.
Союзничая с Зевсом, Прометей
Не забывал своё предназначенье,
Хоть не вошёл он в олимпийский сонм,
От древних богов вёл происхожденье.
С Афиной* и Гефестом* в дружбе был,
Их мудрость в данном случае сближала,
А покровительство ремёслам всех троих
И в дружбе, и в делах сопровождало.
Но будучи титаном, Прометей
Слыл милосердным всё ж к обычным людям,
Хотел он сделать что-то для людей
И не боялся, что его осудят.
Поверженных и слабых пожалеть -
Он не считал зазорным и преступным,
И даже самому людей создать,
Вполне возможно было и доступно.
3
По мифам, из земли и из огня
Создал Зевс сам животных и людей,
А наделить способностями их
Обязан был с Эпиметеем Прометей.
Но неразумный брат Эпиметей,
Отдал животным средства для защиты,
А люди в жизни по его вине
Остались голы, сиры и открыты.
Чтоб род людской от гибели спасти,
Ремёслам Прометей людей научит,
Все знания, искусства, чтобы жить,
От Прометея род людской получит.
А Зевс такой подвох не ожидал,
И впал, по сути, в состоянье стресса,
Ведь человек законам вопреки,
Пошёл техническим путём прогресса.
Облегчив жизнь и тяготы свои,
Испортились и возгордились люди,
Общественный закон, понятия стыда -
Потеряны и больше их не будет.
4
Но Зевс не думал исправлять людей,
Поддавшись прихоти своей и вздору,
Чтоб наказать виновных наконец,
Он в довершенье зла создал Пандору*.
Гефест по воле Зевса изваял
Прекрасный образ женщины из глины,
Хариты* наделили красотой,
Венец и платье дарит ей Афина.
Гермес* коварство в душу ей вложил,
Набор пороков, хитрость, зло и лживость.
Таким вот образом Пандора создана –
Свершилась на земле несправедливость.
5
Эпиметея женит на Пандоре Зевс,
Такая получилась закавыка,
Хоть Прометей просил её не брать,
Тот не посмел ослушаться владыку.
И вот Пандора, став его женой,
Ларец, в котором собраны несчастья,
Открыла - тут же разлетелись по земле:
Раздоры, муки, боль, пороки, страсти.
Открыв ларец и совершивши зло,
Пандора ликовала и смеялась.
Одна надежда только, говорят,
На дне сосуда этого осталась.
Среди людей злодейства завелись,
А чтобы прекратить и их не множить,
Наводит Зевс на них большой потоп,
Чтоб род людской навеки уничтожить.
Двоим в потопе удалось спастись –
Построили «ковчег» Девкалион* и Пирра*,
Когда вода потопа отошла,
От них пошло вновь поколенье в мире.
6
Прометей, чтобы людям помочь,
И спасти поколение сына,
Похищает с Олимпа огонь,
И ему помогает Афина.
А чтоб выстоять люди могли,
Против гнева богов и терзаний,
Прометей обучает людей,
Дав огонь им божественный знаний.
Похищенье огня лишь предлог,
Есть другая у Зевса причина –
Не простил Прометея за то,
Что влюбился в богиню Афину.
Повелел приковать Зевс к скале
Прометея в горах на Кавказе,
Чтоб клевал ему печень орёл,
Издеваясь над ним по приказу.
Прометей всё предвидел и знал,
Когда шёл он на дерзкий поступок,
Но жалея людей был готов,
Всё ж пойти на великие муки.
7
Однако Зевс не мог торжествовать,
Пусть даже над прикованным титаном,
Хоть стал его нещадно истязать,
И утешать себя самообманом.
Ведь только Прометей способен знать
Про тайну Зевса и помочь советом
Из-за кого власть может потерять,
А Прометей предотвратить мог это.
Тревожась за престол, готов был Зевс,
Освободить его в обмен на тайну,
Но только через несколько веков
Произошло всё это не случайно.
Возможно по прошествии веков,
Зевс образумился – душа обмякла,
И Прометея он освободил
Руками сына своего Геракла*.
Геракл, в пути за яблоками Гесперид*,
Убил орла, терзавшего титана,
Оковы его палицей разбил
И зажила у Прометея рана.
Кентавр Хирон*, страдающий от ран,
Решил сойти в аид* ради идеи,
Чтобы в обмен свободу возвратить
С бессмертием титану Прометею.
8
Зевс с Прометеем заключили мир,
А тот открыл ему, что сын Фетиды*,
Любви которой добивался Зевс,
Убьёт отца и власть возьмёт открыто.
Фетиду тут же замуж выдают,
Чтоб избежать какой-либо напасти,
Чтоб не родился от Фетиды сын,
И не лишил отца законной власти.
А муж её обычным смертным слыл.
Случилось это всё ещё до Трои.
С Пелеем в браке был рождён Ахилл* –
Последний из отважнейших героев.
20.02 2019г.
Афина – в греческой мифологии богиня мудрости и справедливой войны.
Гефест – в греческой мифологии бог огня и кузнечного дела.
Зевс – в греческой мифологии верховное божество, царь богов и людей, глава олимпийской семьи.
Пандора – в греческой мифологии первая женщина, созданная Гефестом и Афиной.
Хариты – в греческой мифологии прекрасные, вечно юные богини, воплощающие радость жизни, её добро и красоту.
Гермес – в греческой мифологии вестник богов, покровитель путников, проводник душ умерших.
Девкалион – сын Прометея, супруг Пирры, прародитель людей.
Пирра –дочь Эпиметея, жена Девкалиона, спасшаяся с ним от вод потопа.
Геракл – сын Зевса, величайший из героев в греческой мифологии.
Геспериды – в греческой мифологии дочери Атланта и Гесперы, они охраняют дерево с золотыми яблоками вечной юности.
Кентавр Хирон – относится к племени древних божеств-чудовищ.
Аид – царство мёртвых.
Фетида – наиболее известная из нереид. Ей было суждено родить сына, превосходящего мощью своего отца, и, узнав об этом, Зевс и Посейдон отказались от брака с ней и выдали нереиду замуж за смертного Пелея.
Пелей – сын Эака, царя Эгины, отец Ахилла.
Ахилл (Ахиллес) - в греческой мифологии один из величайших героев Троянской войны.
Свидетельство о публикации №119022001372