Глава 24. Синтаксические фигуры речи

      ПОЭТИЧЕСКИЙ ЯЗЫК (продолжение)

       Следующий раздел этой главы посвящен второй группе художественных средств, с помощью которых рождается Поэтический образ. Это особые способы построения предложений – синтаксические (стилистические) фигуры речи.

     АНАДИПЛОСИС (от греч. «повторение»)  - повтор последнего слова (группы слов) предыдущего предложения в начале следующего:
                О, весна,  без конца и без краю,
                Без конца и без краю  мечта!       (А.Блок)
               
   АНАФОРА (от греч. «anaphora» - вынесение вверх) – повторение одинаковых элементов в начале предложений или строк. Различают её виды:
         
          1.звуковая (повторение одинаковых звуков):
                Грозой снесённые мосты,
                Гроба с размытого кладбища.     (А.Пушкин)
         2. морфемная (повторение одинаковых морфем):
                Черноглазую девицу,
                Черногривого коня!               (М.Лермонтов)
         3. лексическая (повторение одинаковых слов):
                Не напрасно дули ветры,
                Не напрасно шла гроза.           (С.Есенин)
        4. синтаксическая (повторение одинаковых синтаксических конструкций, то есть параллелизм):
                Брожу ли я вдоль улиц шумных,
                Вхожу ли в многолюдный храм,
                Сижу ль средь юношей безумных,
                Я предаюсь моим мечтам.          (А.Пушкин)
        5. строфическая (повторение одинаковых слов в начале строф). Примеры – у  М.Лермонтова («Когда волнуется желтеющая нива»), у К.Симонова («Жди меня»).
      
     ЭПИФОРА - повторение слов в конце строк:

Солнышко утром в колодезь озёр
Глянуло – месяца нет…
Свесило ноги оно на бугор,
Кликнуло – месяца нет…            (С.Есенин)

 Если же одинаковые слова повторяются в середине строки,  то перед вами другая фигура - СИМПЛОКА:

Молодым везде у нас дорога,
Старикам везде у нас почёт.       (В.Лебедев-Кумач)

    АНТИТЕЗА (от греч. «antithesis») –  противопоставление,  служащее для усиления выразительности речи и чувств.
               
 Основа антитезы -  антонимы (греч. «anti» - против,    «onyma» - имя) – слова  с противоположным значением:

Есть у памяти свойство такое:
После самых суровых невзгод
Забывается быстро ПЛОХОЕ,
А ХОРОШЕЕ долго живёт.         (К.Ваншенкин)

     Каждое слово при  встрече с противоположным по значению раскрывается полнее. Яркий пример  использования этого приёма в поэзии - стихи Франсуа Вийона, прочитанные им на поэтическом  состязании при дворе Карла Орлеанского, любившего словесные игры. Перевёл их Илья Эренбург:

От жажды умираю над ручьём.
Смеюсь сквозь слёзы и тружусь играя.
Куда бы ни пошёл, везде мой дом,
Чужбина мне – страна моя родная.
Я знаю всё – я ничего не знаю.
Мне из людей всего понятней тот,
Кто лебедицу вороном зовёт.
Я сомневаюсь в явном, верю чуду.
Нагой, как червь, пышнее всех господ,
Я всеми принят, изгнан отовсюду.
               
    Виды антонимов:
1) разнокорневые (хороший – плохой, чистый – грязный),

     2)однокорневые (добрый – недобрый, общественный - антиобщественный),

     3) контекстуальные, приобретающие противоположное значение лишь в конкретном тексте, как, например, у Державина:
                Где стол был яств, там гроб стоит.

 Здесь противопоставлены «яства» (символ изобилия) и «гроб» (символ смерти), хотя в обычной речи они вовсе не антонимы.

    ГРАДАЦИЯ — цепь однородных членов с постепенным нарастанием (называется климакс) или убыванием (антиклимакс) значимости  или  чувств:

     «Пришёл, увидел, победил», знаменитая фраза Цезаря, — градация-климакс.
Пример градации-антиклимакса:
                Никто не даст нам избавленья,
                Ни бог, ни царь и  ни  герой.          
                («Интернационал»)
               
    ИНВЕРСИЯ - нарушение привычного порядка слов, когда нужное слово ставится на необычное для него место. Если поэт хочет подчеркнуть важность чего-либо, он выносит нужное слово в начало строки или  в конец, делая его логически ударным.  Примеры инверсии:
                а) определение стоит после определяемого слова:
                Сижу за решёткой в  темнице СЫРОЙ...       (А.Пушкин)
               
                б) обстоятельство (наречие) стоит после главного слова:
                На севере диком стоит ОДИНОКО...              (М.Лермонтов)
               
                в) сказуемое перед подлежащим:
                РОНЯЕТ лес багряный свой убор...               (А.Пушкин)
          
    ОКСЮМОРОН (ОКСИМОРОН) – сочетание противоположных по смыслу слов - фактически это парадоксально звучащая антитеза:               

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка.                (А.Блок)

  Оксюморон  можно встретить в названиях произведений: «Оптимистическая трагедия» В.Вишневского,  «Живой труп» Л.Толстого, «Мёртвые души» Н.Гоголя, «Горячий снег» Ю.Бондарева.  Поэты любят эту фигуру, так как она сразу же обращает на себя внимание читателей парадоксальностью и необычностью:

Мы любим всё — и жар холодных числ,
И дар божественных видений.                (А.Блок)
                ***
Мама!
Ваш сын прекрасно болен!
Мама!
У него пожар сердца.                (В.Маяковский)
               
     ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ  КОНСТРУКЦИИ (СИНТАКСИЧЕСКИЙ  ПАРАЛЛЕЛИЗМ) помогают объединить разрознённые детали в единый образ.

  Это: а) одинаковое построение следующих друг за другом предложений:
 
        Я звал тебя, но ты не оглянулась,
         Я слёзы лил, но ты не снизошла.          (А.Блок)

          б) композиционный параллелизм, основанный на сходстве сюжетных линий или  частей композиции: например, за  описанием осенней распутицы следует описание грустного настроения;

          в) хиазм —  когда в  соседних предложениях второе строится в обратной последовательности частей:

       Здесь Пушкина изгнанье началось
       И Лермонтова кончилось изгнанье.        (А.Ахматова)
                ***
        Испанский гранд, как вор,
        Ждёт ночи и луны боится.                (А.Пушкин)

            г) отрицательный  параллелизм особенно любим в народной песне:

Не ветра шумят холодные,
Не пески бегут зыбучие, -
Снова горе подымается,
Словно злая туча чёрная.

             Современные поэты тоже используют  такие конструкции:   

Не заблудился я,
Но всё же поаукай.
Я не замёрз,
Но не гаси огня.
Я не ослеп,
Но протяни мне руку.
Я не ослаб,
Но пожалей меня.
         (М.Сопин. «Судьбы моей поле», М.: «Современник»,1991)

      ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ (фр. «рагсеllе» от лат. «частица») -   выразительная  фигура речи, когда предложение разбивается на  части в качестве самостоятельных предложений. С помощью интонации выделяются наиболее важные для автора части. Пример у А.Твардовского во втором четверостишии примера : 
                Но если ты, случится как-нибудь,
                По глупости, по молодости ранней,
                Решишь податься на постыдный путь,
                Забыв о чести, долге и призванье:

                Товарища в беде не поддержать.
                Во чьё-то горе обратить забаву.
                В труде схитрить. Солгать. Обидеть мать.
                С недобрым другом поравняться славой, -

                То прежде ты — завет тебе один:
                Ты только вспомни, мальчик, чей ты сын.

     Цели парцелляции:
 - акцентирование внимания на главном в изображении;
 - выделение важных деталей;
 - эмоциональное усиление воздействия текста на читателя;
 - создание эффекта неожиданности;
 - усиление контраста.

     Пример парцелляции у А.Грибоедова:

  А всё Кузнецкий мост, и вечные французы,
  Откуда моды к нам, и авторы, и музы:
  Губители карманов и сердец!
  Когда избавит нас творец
  От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!
  И книжных и бисквитных лавок!

     ПЕРЕНОС — несовпадение конца предложения и конца строки. Отсюда возникает дополнительная пауза внутри стиха. Интересно, что в народной поэзии почти нет переноса — он характерен, в основном, для авторской речи.  Различают:

           а) строчной  перенос:
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь, - но только песня зреет.       (А.Фет)

             б) слоговой перенос более резок, но и более выразителен. У М.Светлова в «Гренаде» обрыв слова  словно кричит о внезапной гибели героя:

И мёртвые губы шепнули: Грена...
Да, в дальнюю область, в заоблачный плёс
Ушёл мой приятель и песню унёс.

     Даниил Хармс  виртуозно использует этот приём в шуточных детских стихах:
А вы знаете, что у,
А вы знаете, что па,
А вы знаете, что пы,
Что у папы моего
Было сорок сыновей?
          
      ПОВТОР – одна из самых распространённых стилистических фигур, чья главная цель -  подчеркнуть в стихе наиболее важные слова или части.

   Прекрасный пример этого приёма в стихотворении Якова Козловского:

        БОЮСЬ

Я снова сам себе перечу,
Как будто сам с собой борюсь.
Боюсь, что я тебя не встречу
И встретиться с тобой боюсь.

Тобой протянутую руку
Боюсь в ладонях удержать,
Боюсь, испытывая муку,
И слишком быстро отпускать.

И снова я из странствий дальних
К тебе единственной стремлюсь,
Боюсь я глаз твоих печальных,
Но и весёлых глаз боюсь.

Боюсь – не всё во мне ты видишь,
Боюсь, что видишь без труда,
Боюсь, что скоро замуж выйдешь,
Боюсь – не выйдешь никогда.

Какие ждут меня событья?
Предвидеть это не берусь.
И о тебе боюсь забыть я,
И вспоминать тебя боюсь.

 Различают типы повторов:
               а) простое повторение слов или словосочетаний:
Отец, отец, оставь угрозы,
Свою Тамару не брани.     (М.Лермонтов)            
      
        б) анафора, симплока,  эпифора, редиф, параллелизм, ассонанс, аллитерация (с ними вы уже познакомились),
          
      в) лейтмотив - повтор особо важных элементов сюжета,

      г) рефрен — повтор предложения, фразы или строфы-куплета в песнях.
«Идёт-гудёт Зелёный Шум,/ Зелёный Шум, весенний шум!» - этот рефрен звучит в каждой строфе стихотворения Н.Некрасова «Зелёный Шум».
      
       д) плеоназм — излишнее повторение однородных слов и однородных оборотов (приснилось во сне, побежал бегом, курносый нос...): 

       е) тавтология — повторение тождественных по смыслу слов, крайняя степень плеоназма:
                Тень нахмурилась темней... (Ф.Тютчев)
               
  Повтор может стать элементом кольцевой композиции, когда стихотворение начинается и заканчивается одинаковыми словами, как, например, в «Звезде полей» Н.Рубцова.

                РИТОРИЧЕСКОЕ  ФИГУРЫ 

      РИТОРИЧЕСКИЕ  ОБРАЩЕНИЯ, как в стихах Светланы Петровской:

Ветер, ты мне друг или враг?
Мы с тобой давно заодно!
Вечера взметнув чёрный флаг,
Ветер пьёт заката вино.

С крыльями тебе повезло,
А мои — как шелест страниц...
Ветер, ты зачем мне назло
Ввысь бросаешь радостных птиц?

   В первой строфе есть ещё одна  фигура — РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ.

Другой пример восклицаний: посмотрите, как  необычно -  многочленно - выражает свою экспрессию  В.Брюсов:

Не дойти мне! не дойти мне! я устал! устал! устал!
Сушь степей гостеприимней, чем уступы этих скал!

Всюду камни, только камни! мох да голая сосна!
Грудь гранита, будь мягка мне! спой мне песню, тишина!

       РИТОРИЧЕСКИЙ  ВОПРОС  вовсе не требует ответа, у него только эмоциональное значение, наполненное чувствами да краёв, как в стихотворении Вероники Тушновой:

Знаешь ли ты,
что такое горе,
когда тугою петлёй
на горле?

     В  поэзии  необязательно до конца раскрывать свои мысли и чувства. Недоговорённость, недосказанность — это тоже особая стилистическая фигура.

    Это УМОЛЧАНИЕ, чья главная цель — дать возможность слушателю или читателю  додумать (или придумать) свою версию происходящего. На письме умолчание обычно обозначается многоточием, в устном произнесении — долгой паузой.

     Яркий пример умолчания, пробуждающего глубокие мысли и  сильные чувства, — в стихотворении И.Бунина:

В лесу, в горе, родник живой и звонкий,
Над родником старинный голубец
С лубочной почерневшею иконкой,
А в роднике берёзовый корец.

Я не люблю, о Русь, твоей несмелой,
Тысячелетней, рабской  нищеты.

Но этот крест, но этот ковшик белый...
Смиренные, родимые черты!

   Что примиряет поэта с «рабской нищетой» Руси? О чём говорят его сердцу крест и  ковшик, заботливо оставленный у родника? Подумайте об этом и вы, дорогие читатели.
             
    К умолчанию примыкает  ЭЛЛИПСИС (ЭЛЛИПС) — пропуск подразумеваемого слова.  В отличие от умолчания, пропущенное слово в эллипсисе легко восстанавливается  в данном контексте. При этом  вся интонация строки становится более  энергичной, упругой. Пропускается чаще всего глагол, придавая тексту  динамичность.

В речи эллипсис  - это короткая пауза, на письме — тире (или без него).  Примеры:

К коням, брат, и ногу в стремя,
Саблю вон — и в сечу! Вот
Пир иной нам Бог даёт.                (Д.Давыдов)
   
   В литературоведении вы  встретите  такие термины, как АСИНДЕТОН (бессоюзие) и ПОЛИСИНДЕТОН (многосоюзие). Первый приём усиливает динамику, как в  описании Полтавской баталии у А.Пушкина:

Швед, русский колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет...

   Второй замедляет речь, но в то же время  подчёркивает единство перечисляемого:

Ох, лето красное! Любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.    (А.Пушкин)

     ХИАЗМ (от греч. «chiasmos» - крестообразный) – стилистическая фигура,  перестановка слов на фоне  параллельного построения предложений: в первой половине хиазма слова расположены в одной последовательности, а во второй – в обратной. По принципу хиазма построены две первые строки в стихотворении  А.Блока:
                Жду я холодного дня,
                Сумерек серых я жду.
                Замерло сердце, звеня:
                Ты говорила: «Приду…»               

    Инверсия главных и второстепенных членов делает вторую строчку зеркальным отражением первой. И это необычно красиво и выразительно.


Рецензии