Цвета любви

"Красный петух" его роды отметил:          *1
Холмами крутыми Двины пробежал
По-над забором кривым при рассвете
Новой эры России в штЕтле пожар.          *2

От МессИи народа им принято имя,          *3
Гонимых "колен" унаследовал кровь
В громаде царства "третьего Рима",
Чтобы странником сделаться вновь

И создать в ярких красках гротески
Милых образов вкупе из яви и сна
Из долгой жизни историй нарезку,
Что детски чиста и Душою честна,

Началом с улиц небесного Витебска            *4
С притчами и традициями на идише
Для паренька с кудряшками у виска
В родной стране, но хуже подкидыша.             *5

Запрос его под стать Микеланджело
С новым взглядом на мир от рода,
Но отец ссужал «на мазню» тяжело
С бакалеи и сельди худых доходов.

Мойша, ища поддержки таланта лиц
И учителя живописи манеры особой,
Добрался без денег и прав в Столицу,
Рисунки вместо паспорта вёз с собой.

Ремесло пытал у Рериха и Лео Бакста,             *6
Цвет искал, а классику мешал с золой,
Да не долго вынашивал теорий балласт
И уж модным Марком вернулся домой,

А на мосту через Витьбу узнал Судьбу,
Мнимую снами как образ голубки белой
Мечтой в театре да грузом травмы табу,
Что стала Гению Музой с именем Белла.              *7

Да "Улей" Парижа и Берлина "Штурм"               *8
Смазали Марку великой Славы колеса,
Но Войны загорелся в Европе "шнур",
И на Родину листок его жизни уносит.

Революции масс раскололи Державу,
Алой кровью тушили огрехи Души,
И летел уж Марк комиссаром бравым                *9
До Витебска провинциальной глуши.

Тут Скрипач на крыше с зеленым ликом                *10
Летает в небесах с музыкальной козой,
На земле же грустный с Торой старик
Над ушедшим поёт с шаббатней слезой.

Новому искусству и Авангарду - Лехаим!
Школу с Малевичем Шагал открывает,                *11
Школяров уже "полк"…, но ими же охаян
"Холодком" молвы до Москвы и окраин.

От греха с семьей на Парижский постой,
И с головою в работу пока не «припекло»,
Но оккупация вопрос задала непростой -
Ночь Хрустальная эхом стучала в стекло.                *12

Вот уже по борту Статуи Свободы салют,
С американской мечтой он начинает вновь
В эмиграции, чтобы строить гнездо и уют,
Да чужбины у Беллы не выносит кровь.                *13

Фантасмагория красок и свет витражей
Заполняют дикий одиночества холод,
Библейские темы меж жизни его виражей
Курантами знаки дают, как он не молод!

Снова золотом и теплом Лазурного берега
Благодарный Прованс ему ублажает тело,
А Душа нигУны Витебска в себе сберегла,               *14
Чтобы руки и глаза дарили Любовь делом.

Грели Марка семь лет от Вирджинии в дар,
И тридцать три года с царственной Вавой.
Шагал в свой Век совсем и не был стар,
С ним были рядом: Белла, Родина и Слава.              *15

19.02.19. Москва


*1_ В день рождения 07.07.1887 Мойши Сегала - первого сына  в бедной еврейской семье - в районе Песковатика Витебске был очень сильный пожар, чудом остались целы несколько домов.  После этого художник всегда считал цифру «7» своим счастливым числом. После учебы в Витебском училище, первые три года уроки живописи М.Сегал брал у Ю.Пэна, ученика Репина. Прадедом Мойши Сегала был известный еврейский художник Хаим Сегал, который расписывал синагоги.

*2_ Штетл (идиш - «городок» или еврейское местечко ) — небольшое, как правило, поселение полугородского типа, с преобладающим еврейским населением в Восточной  Европе  в исторический период до Холокоста. Примечательно, что наиболее либеральные законы по отношению к иудеям в России были введены при Екатерине II.

*3_ Моисей (Мойша) -  еврейский пророк  и законодатель, основоположник иудаизма, организовал Исход  евреев из Египта, сплотил израильские колена в единый народ. Является самым важным пророком в иудаизме, водил народ Израиля 40 лет по пустыне, пока не сменятся два поколения после рабства.

*4_ Для М. Шагала родной Витебск был всегда идеальным городом, почти небесным Иерусалимом, даже Париж он называл «вторым» Витебском.

*5_ Евреи, исповедующие иудаизм, могли жить только в определенных властью местах в черте оседлости.

*6_ Лев  (Лео) Бакст (настоящее имя — Лейб-Хаим Розенберг,  родился в ортодоксальной еврейской семье в Гродно) известный художник театра, сценограф и дизайнер, работавший преимущественно в Санкт-Петербурге и Париже, куда вынужден был уехать после высылки из Санкт-Петербурга за то, что он в 1909 г. после развода с женой отказался от христианства и обратно принял иудаизм. Оценив талант после двухлетнего обучения в школе Н.Рериха, куда Моисея сразу приняли на третий курс без экзаменов, Бакст сам оплачивал по 30 рублей в месяц несколько лет учебы в его школе в Санкт-Петербурге для М.Шагала, увлекавшегося кубизмом и импрессионизмом, Бакст же дал молодому художнику работу в Париже для дальнейшего обучения.

*7_ Берта Розенфельд была восьмым ребенком в ортодоксальной еврейской семье. Отец ее был владельцем ювелирного магазина в Витебске. Официально познакомила Мойшу со своей подругой Бертой их общая подруга по Санкт-Петербургу Тея Брахман. Белла изображена более чем на 2000 полотнах художника.

*8_ В Париже с 1909 г. М. Шагал жил в знаменитом бедном творческом общежитии «Улей» с соседом сверху Хаимом Сутиным, который однажды напугал его, «залив» через потолок его единственный костюм бычьей кровью при рисовании своей самой известной и дорогой картины "Бычья туша" (в 2016 г. была продана $28.165.000) как протест против насилия, а сам же писал картины от бедности на натянутых на подрамник скатертях ("Скрипач", 1912 г.) и ночных рубашках. А в Берлине издатель известного журнала «Штурм» Г. Левин (он же Херварт Вальден) организовал ему персональную выставку в 1914 г., в год начала первой мировой войны, принесшую художнику Европейскую известность. Картины с этой выставки он так М.Шагалу и не вернул, посчитав их своим «гонораром». Художник писал многие из своих картин с использованием одних и тех же девяти пигментов и почти никогда не использовал чёрный.

*9_ Народный комиссар А.Луначарский хорошо знал М.Шагала по жизни в Париже, поэтому и назначил его как уполномоченного от своего наркомата культуры в Витебск для организации местного Художественного училища и общей культурной работы.

*10_ М.Шагал сам учился игре на скрипке и любил слушать, как играет на фактически народном еврейском инструменте - скрипке его дядя Ноах, искусный "клейзмер", что на идише означает просто "музыкант" и своеобразный стиль еврейской музыки.

*11_ После открытия в Витебске Художественного училища, М.Шагал не сошелся взглядами на его развитие с К.Малевичем (русско-польский художник, один из создателей в 1910 г. супрематизма (от лат. supremus — наивысший) - направления в авангардистском искусстве,  как разновидности абстракционизма, что выражалось в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний с отказом от задачи копировать реальность в пользу моделирования ее через форму, он же автор эпохального «Черного квадрата» как итоговой точки старого искусства и «совершенного формализма» простых фигур при равенстве на картине белого (света) и черного (тьмы) цвета, причем черный цвет для «черного» квадрата вообще не использовался, и под ним есть еще две закрашенные живописные картины), и тот настроил учеников М.Шагала против него, обвинив мастера в приверженности к «старому» искусству.
«Только глупые и нетворческие художники защищают свое искусство искренностью, - хвастался Малевич. - Хватит любви, хватит эстетизма... Мы, супрематисты, прорываемся вперед»
М.Шагал уехал на несколько лет в Москву, где работал по оформлению Еврейского Камерного театра и преподавал живопись в подмосковной Малаховской еврейской детской колонии до 1922 г..
"Лучше буду думать о близких: о Рембрандте, о маме, о Сезанне, о дедушке, о жене...
Ни царской, ни советской России я не нужен.
Меня не понимают, я здесь чужой.
... Зато Рембрандт уж точно меня любит".      
"Моя жизнь" М.Шагал

*12_ Фашистская Германия начала оккупацию Франции после её капитуляции в 1940 г.
Хрустальная ночь, или Ночь разбитых витрин (нем. Novemberpogrome 1938, — еврейский погром по всей нацистской Германии, Австрии, осуществлённый военизированными отрядами СА и гражданскими лицами. В 1934 году картины Шагала, которые хранились в музеях Берлина, были публично сожжены по приказанию Гитлера, несколько сохранившихся были выставлены в 1937 году как образцы «дегенеративного искусства».
  07.05.1941 г. М.Шагал покинул Францию, и через Португалию с помощью друзей с семьей отправился в США.

*13_ Накануне возвращения Шагала с семьей во Францию в 1944 году от внезапного сепсиса в больнице в Нью Йорке умирает Белла.  Целых 9 месяцев после ее смерти Марк Шагал не берет в руки кисти…

В Америке Шагал создавал нередко еще более фантасмагоричные, чем прежде, композиции. Этому способствовала, возможно, изоляция от круга привычных впечатлений, а также знакомство с экзотическим миром Мексики, с ее природой и фольклором. Петухи и лошади, всегда населявшие полотна и графические листы Шагала, теперь вырастают до гигантских размеров и становятся еще более чудесными.
«… Я никогда не отделяю себя от моей родины, земли, где я родился. Моя живопись не может существовать без неё и не может ассимилироваться в любой другой стране. И теперь Париж мёртв… Я шлю мои искренние пожелания моим советским друзьям и коллегам — писателям и художникам. И даже ещё более великим художникам — героям Красной Армии на всех фронтах — они рисуют своей кровью лучшую и самую прекрасную картину». М.Шагал, 1942, член  Комитета Еврейских Писателей, Художников и Учёных (США), из «Письма моему родному Витебску».
За эти слова и его гражданскую активность, «комиссарское» прошлое,  связи с Россией позже в 1948 г. ему при запросе на посещение США из ПМЖ во Франции было отказано: «его приезд нежелателен, т.к. его имя ассоциируется с организациями коммунистического фронта». Он смог попасть в Америку для работы над витражом для ООН, стенной росписи и декорации для Метрополитен-Опера (Нью-Йорк), витражами, посвящёнными Джону, Майклу и Нельсону Рокфеллерам, на тему пророков для Union Church в Покантико Хиллс в Тарритауне, мозаичной композицией перед Банком в Чикаго и чтения лекций только в 1958 г. после усилий известного проф. Нефа через Госдепартамент США.

*14_ Нигуны (идиш) - классические еврейские мотивы и напевы.

*15_ М.Шагал имел дочь Иду (1916 г.р.) от Беллы (первая жена с 1915 г., Россия) и сына Давида (1946 г.р.) от Вирджинии Хаггард (гражданская жена, США). Второй законной женой художника стала Валентина Бродская (или Вава, Франция), дочь известного дореволюционного российского сахарозаводчика, которая до кончины М.Шагала была его женой, менеджером и помощником с большим влиянием.
М. Шагал умер в 1985 году в своем поместье в Провансе, подарке от благодарной Франции, когда он «возносился» в лифте на 2 этаж в свою мастерскую, в возрасте неполных своих 98 лет…
Существует легенда, как цыганка нагадала еще в детстве Шагалу долгую и наполненную невероятными событиями жизнь, и что будет он любить одну необыкновенную женщину и двух обыкновенных и умрет в полете. И действительно, предсказание сбылось.

Во Франции о нем остались на память его музей в Ницце с 1973 г., грандиозный плафон из пяти частей с историей музыки в Гранд-Опера и большое количество картин в Париже, в Германии - витражи для восстановленной приходской Католической церкви Святого Стефана в Майнце как символ примирения христиан и евреев после трагедии Холокоста, в Израиле - серия великолепных витражей под названием «Двенадцать колен Израилевых» – украсила синагогу иерусалимской больницы «Хадасса», гобелены и мозаики украшают Зал Шагала в Кнессете (Парламенте) Израиля, есть музей в Хайфе с 1957 г., и в родном Витебске в Белоруссии есть его музей с 1992 г.

В 1973 г. Шагала пригласили посетить Россию. Он попросил показать ему панно для Еврейского театра, лежавшие в запасниках Третьяковской галереи вплоть до 1991 г. Их развернули перед Шагалом и его третьей женой Валентиной, и Шагал, заметив, что они не подписаны, потребовал разбавленной масляной краски, чтобы их подписать. Пока искали краску, хранитель Третьяковки с благоговением смотрел на Шагала, который долго рассматривал свое творение, а потом сказал Валентине Григорьевне: "Я был хорошим художником, не правда ли?" и ... подарил Третьяковке часть своих картин.

Он писал и интересные стихи:
http://www.m-chagall.ru/tvorchestvo/poehzija.html

"...В искусстве, как и в жизни, возможно всё, если в их основе лежит Любовь",- говорил М.Шагал.


Рецензии
Интересные, исторические
стихи и описание в прозе,
просто целая эпоха прошла
перед глазами!
Мне очень понравились и стихи
и описание жизни М.Шагала.

Мария Нечаева 2   22.01.2024 23:01     Заявить о нарушении
Добрый вечер.
Насыщенная творчеством жизнь оставляет яркий след в памяти с ним знакомых.
Он сам потом побуждает других к творчеству. Так этот свет и идёт сквозь поколения для их взросления.
Поклон Прометеям!... и читателям ))

Лев Дроздов -Лад   23.01.2024 00:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 82 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.