Талант. А нужен ли он вообще?
Владимир Семакин
Кабинет автора Ларин Ларь
Текст произведения «Талант. А нужен ли он вообще?»
1. 66. глава шестьдесят первая
Ларин Ларь
Книга первая. Первый день.
ГЛАВА ШЕСТЬДЕСЯТ ПЕРВАЯ
Талант. А нужен ли он вообще?
Жизненный опыт, колония, чернокнижники, шизофреники, баптисты и доктора наук.
В певцы Шпала не рвался, хоть в детстве и имел честь посещать музыкальную школу. Аж на протяжении трех лет грыз гранит науки! Служил музам, которые как известно не терпят х**ты. Одним из лучших считался! "ТАЛАНТ!" — говорили. И в школе сначала тоже все учителя в один голос вопили: "Талант, талант!!!"... А к окончанию восьмилетки Витька стал твердым троечником. И у всех этих преподавателей сидел уже в печенках!
Десятилетку вообще еле кончил! музыкальную ближе к концу бросил. Их старый педагог тогда ушел то ли на время, то ли насовсем. А новый имел обыкновение учить искусству игры на баяне с помощью дрына. За пару месяцев он ухитрился разогнать почти всю музыкальную школу. Лишь самые твердолобые остались: тем дрын не помеха для постижения тонких материй!
Так вот насчет жертв, которых как известно требует любое искусство. Дураков нет! Жертвы ему приносят одни, а успех оно дарит, как правило, совсем-совсем другим!
Да и вообще, честно говоря, Гроздев по жизни был талант. Это вам по секрету конечно, без лишних громких слов. Все ему давалось легче, чем другим разным. Стихотворение с одного раза запоминал. Что учитель целый урок талдычит, мог точь-в-точь пересказать. Даже если все это время карикатуры на одноклассников рисовал или из рогатки постреливал. Привык на память да на язык полагаться.
Дома в учебники и не заглядывал. Но пошли в старших классах такие предметы, что одно занятие пропустишь, уже ничего дальше не поймешь. В некий прекрасный день Витька обнаружил — алгебра для него темный лес. Ну так что ж? Это даже интереснее! Выезжал на списываниях да на подсказках. Не учить же в самом деле весь учебник сначала! Тем более, что чем дальше — тем в нем больше. А тугодумы как один в отличники вылезли! У них действительно талант какой-то делать хорошо неинтересные вещи. К концу школы одна учительница дала Витьке следующее замечательное прозвище: “Способный лентяй". А другая уточнила: "Умная голова, да дураку досталась!"
На заводе, когда учеником токаря пришел, мастер ему раз объяснил по-хорошему, и Шпала сложную деталь сделал сам. День точил, два эти детали. На третий надоело! Вместо работы начал пробовать сделать выкидной нож. Рядом за станком напарник стоял. Ох и тупорылый был дятел! Мастер задолбался ему объяснять. Неделю учил! И потом еще, чуть что, у Шпалы "ума пытал". Через неделю аккурат напарник только первую деталь сделал. Невероятно обрадовался. Сам себе удивился! Бегал по цеху всем сокурсникам показывал.
И так ему эта "творческая" работа приглянулась, что он данные детали до самого выпуска аккуратно точил. План перевыполнял. Рекорды устанавливал! Когда у человека фантазии нет, у него мысль ни на что больше и не отвлекается. Работает, как автомат в заданном режиме. И счастлив! Через год Шпала увидел портрет этого сокурсника на заводской доске почета. Сам он за то же время научился лишь прекрасно гнать халтуру, ломать станки, прогуливать, пьянствовать, рассказывать небылицы мастеру и пудрить мозги приемщице ОТК.
Спрашивается после этого вопрос: Нужны ли человеку способности и фантазия, или ему от оных одна нервотрепка? Вечно чего-то нового хочется, неизведанного... А в итоге всю жизнь гоняешься за журавлем в небе!
Пойдем вперед. К следующим вопиющим фактам жизненной биографии нашего героя, доказывающим правоту выше упомянутого, ниже подтверждающегося, нами утверждаемого тезиса о том, что: "Все горе от ума!" — впервые высказанного еще Грибоедовым в одноименной опере под одноименным названием... Ну и так далее! Всю дальнейшую доармейскую жизнь Шпалы Вы здесь прочитаете "аж бегом". На этом мы, по такому случаю, специально останавливаться не будем. Первый (и последний в этой книге) день Витькиной службы в армии
Вам тоже даст необходимое представление насчет того, как у Шпалы все покатило сначала. О том, что за слишком быструю смекалку и умение неплохо устроиться в армии (в ущерб интересам тех кого она охраняет и еще более тех, кого кормит) ему пришлось тянуть срок, тоже небось слыхали. Но это в общем! По частям там так же колоссальный жизненный опыт. И главное ценный! Ни в одной книге не найдешь, не прочитаешь. Достаточно сказать, что Шпале пришлось за службу сменить три воинских части. И еще в нескольких побывать являясь прикомандированным. Причем в разных родах войск.
Прикидываться баптистом, прибрасываться шизофреником... Познакомиться с чернокнижечниками. Проехать, находясь в бегах, пол-Союза. Скрываться от "погони" то у "химиков", то у цыган. Срываться от самих химиков... бежать из закрытого города, делать ноги от конвоя, драпать из спецприемника, тикать от облавы, валить от кондуктора, сматываться от контролера, съебываться от патруля, уебывать от милиционера... Короче, улепетывать от всех. И это менее, чем за год жизни! Ну и, естественно, опыт колонии тоже кое-чего стоит! Здесь наоборот привалило чалиться целых четыре с лишним года.
И еще один високосный день, твари, всунули! В самом, можно сказать, шебутном возрасте. Было время отдохнуть от приключений. Прошлое проанализировать. На будущее сделать выводы. Понаблюдать на бесчисленных живых примерах. (вот уж чего здесь было в избытке!) за тем, как в общем складывается жизнь у "охотников за удачей". Любителей пожить за чужой счет. Бродяг (тогда бродяги тоже считались преступниками!). Борцов за истину. Совесть. Справедливость. Веру (за веру тоже сажали). Так же, впрочем, как и за отсутствие нужной...
И вообще трудно сказать, за что тогда срока не давали. Сеяли за все в общем и ни за что в частности. Даже поговорка выработалась: "Жизнь — та же картошка: не сожрут так посадят!" Потому была, естественно, возможность понаблюдать, поисследовать, поразмышлять поэкспериментировать над жизнью любых слоев населения. Можно сказать над природой человеческой вообще! Материал, если присмотреться, огромный и уникальный! Возможность наиредчайшая. Счастливейшая! (Знак "!" сменить на знак кривой усмешки.) Ежели, конечно, до всего этого иметь охоту, а паче время и силы.
С последним напряженка! Ведь 90 % прошедших зоны то и другое целиком тратили на элементарное выживание! "Слона-то, как говорится, они и не приметили!" Многих, впрочем, не в том вина! Шпале повезло. Причем запечатлеть в динамике. Ибо, будучи по жизни способным лентяем, Шпала предпочел в местах лишения свободы не вкалывать как Папа Карло, зарабатывая себе Условно Досрочное Освобождение (УДО), или чахотку и место на обширном зоновском кладбище, что гораздо вернее!
Где ярусами и плечом к плечу мирно уживаются каторжане царских лагерей, белогвардейские офицеры, "кулаки", пламенные большевики, враги народа (гнилая интеллигенция), пленные японцы, и т. д. "Воры", "суки", "****и", "ломом подпоясанные", "махновцы", "одни на льдине". "Блатные", "шерстяные", "вигоневые", "мужики", "чуханы", "козлы", "пидорасы". "Фуфлыжники", "тихушники", "кумовки", "лукальщики", "отказники". Бригадиры, банщики, повара, мастюшники (кустари), завхозы, шныри, культорги... Фух! Не забыл ли я кого? Древний кандальный шлях! "Все промелькнули перед нами, все побывали тут!" (Включая декабристов) И лишь ни одного демократа там нет до сих пор. Ждем-с!!!
Гроздев оставался верен себе: старался устроиться так, чтобы жить как можно лучше в установленных кем-то для него рамках. По этой причине ему часто приходилось путешествовать с зоны на больничку, где все режимы находились вместе, а "география" была представлена от Колымы до Урала. Приходилось подолгу "гостить" там и, естественно, наблюдать жизнь зеков от малолеток до особо опасных рецидивистов ( ООР ) включительно. Плюс этапы туда и обратно, где только и можно встретить кочующих толпами и в одиночку отказников, раскрутчиков, крытников, поселушников, химиков, возвратчиков, этапников, приговоренных
к расстрелу, спецконтингент: осужденных ментов, политических, женщин. Кого-только в этой системе нельзя встретить? Нет такой категории от самых сильных и влиятельных мира сего (в прошлом и будущем, но не в настоящем, ибо в настоящем здесь все равны, как при коммунизме!), до полнейшего ничтожества. От святого до грешника. От верующего до воинствующего атеиста... Впрочем, то и другое и третье может быть в одном лице. Да и кто вправе их классифицировать?
Короче, тот мир сжат, и вмещает в себя при меньшем объеме значительно больше информации, чем любой другой. Нельзя сказать, чтобы судьбы основной массы всех вышеперечисленных были банальны! Хотя Солженицын и говорит, что опыт колонии целиком отрицательный опыт, а Шаламов это подтверждает. Иногда отрицательный опыт во сто крат ценнее положительного! Что оба они блестяще и доказали на деле: прожив за его счет всю дальнейшую жизнь. Так что дело не в положительности, либо отрицательности, а в умении им воспользоваться!
Но нельзя сразу объять необъятное! Обо всем здесь прозрачно намЕкнутом Вы будете иметь возможность прочесть в следующей книжонке ныне еще неизвестного автора. Пока же мы разбираем вполне конкретный вопрос: как стать кумиром. И в его рамках первую часть: о талантах и поклонниках. Заболтался я тут конечно с Вами! Но где Вы найдете неболтливого описателя? Так вот. Если всего этого недостаточно до сих пор, можно продолжить! Как читателю еще (оказывается) неизвестно, по окончании отсидки решил Шпала взяться за ум. И не повторять прошлых ошибок! Поступить в институт. А чтобы легче было подобное мероприятие провернуть, устроился работать. При данном учебном заведении в один из отделов сотрудником.
Служба, доложит он вам, была не бей лежачего! (Правда, зарплата тому соответствовала) Но, нет-нет, приходилось и там выполнять никому не нужные физические упражнения: Опыты какие-то непонятные, грандиозные проводить. Воплощать в металле и прочей натуре всяческие бредовые замыслы "местных" ученых мужей. Заваленный подвал-мастерскую прибирать, перетаскивая с места на место кем-то когда-то где-то спизженный и припрятанный здесь дефицит, про который сами хозяева, между прочим, давно забыли. Станки ремонтировать. Клеить расшатанные учеными задницами и пришедшие в негодность стулья... В общем, если кому-нибудь из светил вздумается поискать, работу всегда можно было найти! А ставка одна и та же: 80 р.
И вдруг, Витьке на счастье, одна весьма ученая дама из их отдела заметила его смекалку! Поведала по секрету, что работает по совместительству с Киевским институтом строительных материалов. На два института, это в понимании Шпалы как на две разведки: воруешь ценную информацию у одних и выдаешь другим за свою. И те и другие тебя умным считают. Тетя поведала, что там у них появилась проблема со стыком. Строители всего мира бьются. Нет надежного способа соединения материалов наподобие брезента. Чтобы два куска можно было по любому соединить между собой: по краям, посередине, по кривой... А после разъема чтобы они остались такими же целыми как и прежде. Ну и, естественно, герметичного, гибкого. Витька высказал свои соображения на этот счет... И тут поканало!
Тетя попросила додумать детали. Шпала сказал, что ему нужно сосредоточиться. ОН не может творить в антисанитарных условиях... И тетя вмиг освободила его от рутины по подвалу. Перевела в светлый кабинетик, за специально отведенный стол. Витька за день продумал ей принцип этого соединения и несколько вариантов его исполнения. Тетя оказалась тупая. Ей пришлось долго объяснять элементарные вещи, приводить примеры из жизни, рисовать все эти соединения в различных ракурсах. Наконец тетя попросила Шпалу все это оформить соответствующим образом: описать внятно, обрисовать красиво, обосновать убедительно и обсосать еще раз все возможные варианты. Не спеша!
И начались блаженные недели творчества. Шпала в чистенькой одежде приходил в кабинет, садился за свой стол и начинал творить. Изобретал тот же разъем с небольшим конструктивным изменением. И весь дальнейший день его описывал, обосновывал, обрисовывал, обсасывал. Попутно он не забывал отдыхать, ходить в туалет, на перекуры, и просто сидеть за столом с умной рожей. Все это учитывалось в работу. Так бы жить да жить! Только без привычки надоедает. Если б еще на работу можно было раз в неделю появляться и показывать всю проделанную работу оптом! Но для этого нужно ученую степень иметь, как тетенька — Витькина протеже.
В науке чем дальше, тем интереснее!: Тетенька начала таскать в кабинет всяких умных дядей, и Шпала им всем делал лекции и показывал свои каракули. А дяди кивали головами, гривами и изредка задавали вопросы тете. Тетя спрашивала у Шпалы... Потом дяди говорили тете свои замечания, а она толкала ногой под столом Витьку и велела выслушивать всякую их ахинею, запоминать и учитывать. Сама тетя (как и большинство дядей) оставались в проекте ни в зуб ногой. Да им это и не нужно было. Тетя обещала Шпале, что его имя будет в перечне авторов изобретения.
Но всех дядей тоже брала в соавторы, в обмен на участие ее в их разработках. Когда число "соавторов" перевалило за десяток, а работа подошла к нудной черте — черчению. Шпала объявил, что недостаточно подкован знаниями и от авторства отказывается. С тетей чуть удар не случился. Но в институт Витька уже поступил, а из отдела скоро собирался линять. Так что ему было в высшей степени плевать на свое детище. Витька с тех пор окончил институт, сменил кучу мест работы, но зайдя как-то по старой памяти в подвал отдела нарвался на упреки своих бывших товарищей по работе: "Ты напридумывал, а нам до сих пор разъебывайся!"
При окончании института нужно было написать дипломную работу по зоотехнии. В учебниках все, что нужно, есть, бери и списывай. Но Шпала тогда как раз окунулся в практику с головой: работал зоотехником в колхозе, где у него в подчинении было две фермы. Дойного стада 400 голов, молодняка... и того более, 1000 голов скота. Конечно, практика крупно отличалась от теории. Наукой тут и не пахло. По его должности Витька был в первую очередь надсмотрщиком за доярками и скотниками, ворующими комбикорм и разбавляющими молоко. За трактористами, вечно пьяными и калымящими, вместо того, чтобы вовремя отгорнуть навоз из-под транспортера, отчего вся ферма засералась.
Иногда за шоферами, возящими с полей зеленку. Те предпочитали толкать ее налево в частные подворья. Ругался с агрономом, норовившим списать на ферму несуществующий урожай. С заведующим отделением за отсутствие транспорта... Короче, образование тут и не требовалось, но необходимо было иметь сильную глотку и крутые кулаки. И вот дипломная работа. Шпала списывает по учебнику и чувствует, что все что здесь написано — херня на постном масле. Это не для реального положения дел написано. Допустим, племенное дело. Голштино-фризы заграничные, на которых руководство области помешалось, дают молока больше, но против исконно наших симменталов гораздо капризнее.
О какой голштинизации может идти речь, когда нет соответствующей кормовой базы, условий содержания? Проводить голштинизацию, значит гробить стадо! Совсем не учитывалась в науке "Психология поведения в стаде". Ученые считали, что главное для коровы это сиськи, в то время, как из практики и наблюдения было видно, что более сильные симменталы забивают более слабых голштинов. Не подпускают их к кормушкам. Короче, вся наука шла в разрез с практикой и порой даже противоречила самой себе.
Шпала написал, как по книге, а ниже сделал дополнение, как на практике. Америку не открыл, написал то, что сам видел. Но профессор работой был потрясен. Какое-тонкое понимание сути дела! Выделил Шпалу из всей прочей братии и предложил ему после окончания института пойти в аспирантуру. Под свое, естественно, руководство. Шпала до диплома противоречить ему не стал. Потому и на защите особо не страдал. Но двигать вперед науку за каких-то жалких 80 рэ? Да что он бешеный? Ну вот нет у Витьки самолюбивой жилки.
Не греет его звание аспиранта или, допустим, даже старшего намученного сотрудника. Не у каждого есть талант штаны за столом просиживать. Словом, после получения диплома он ушел в сторону. Профессор нашел себе другого ученика: тупого, но более исполнительного. Тот, промучившись 3 года и защитив кандидатскую теперь считает себя чуть ли не Дарвиным, и со старыми знакомыми вроде Шпалы уже не здоровается: не ровня!
Многие люди наивно полагают, что в институте, да еще в научно исследовательском, все сплошь кругом умные люди. Шпала их должен огорчить. Там тупорылые бестолочи, да еще и мелочливые завистники, карьеристы, склочники, очковтиратели и подлизы.
Вообще по жизни: Чем человек образованней, тем он подлее и безнравственнее!
Так, кстати, во всем мире! (См. Гюстав Лебон "Психология народов и масс"). Образованность и умение шевелить мозгами весьма разные вещи! Образованность и культура, интеллигентность — тем более.
Много за свою жизнь Шпала сменил профессий, мест работы, занятий. Все искал, где можно ничего не делая жить припеваючи. И в бизнес нырял. Между прочим, теперь в народе очередное поветрие насчет того, что бизнесмены, предприниматели, банкиры — это самые умные люди, цвет нации. Дескать, потому они и богаты. Чушь это! Очередное промывание мозгов!
Так вот, о нашем незабвенном Шпале. Прыгал он, бегал, и оказался к 37 годкам у разбитого корыта. Нет ни положения в обществе, ни твердой почвы под ногами, ни профессии одной, но до тонкостей изведанной. Той, в которой мог бы сказать о себе: я мастер! И начал Гроздев замечать, что от прозвища "способный лентяй" осталась только вторая часть.
А он-то думал всегда, что талант и способности никуда не уйдут, они вечно с человеком. Оказалось, нет! Дар этот так же не безграничен, как, например, здоровье или физические силы. То и другое дается раз в жизни, авансом. Без бережного отношения и постоянной тренировки глохнут, тупятся. Мало того, за них еще ведь перед спонсором держать ответ приходится: Зачем его добро по пустякам растратил!
Выходит, из всех вышеописанных персонажей Шпала самый глупый и есть! Все остальные направляли свои мозги на что-то определенное, по плану. На то, что давало им хлеб. Они могли управлять своими силами. Возможно, частью блистательных способностей каждому пришлось поступиться, но зато удалось и достичь чего-то реального. Не вышло и его стремление жить как можно легче. Парадокс: ища все время жизни легкой, Витька обрекал себя на самую тяжелую! На то и поистратился.
Короче, у Шпалы теперь на вас одна надежда, читатель! Может вам его опыт понадобится, чтобы самим не тратить на это силы. Выручите уж, пожалуйста! А то ведь придется за долги рассчитываться, а ему и сказать нечего. Прямо как-то неудобственно получается! А в общем-то вывод какой? Способности без цели в жизни для человека только наказание одно! Да и талант пресловутый на 99% из труда состоит. Только в боксе у Шпалы поначалу не обнаружилось никакого таланта, там ему больше всего и повезло!
Свидетельство о публикации №119021808302