Государство, нация, патриотизм

               
     Патриотизм – любовь и преданность к своему отечеству, своему народу.
В основе патриотизма - любви к отечеству - лежит инстинкт защиты своего гнезда, своей территории, своего образа существования и этнической идентичности.
    Отечество и есть наше гнездо, первооснова нашего физического и духовного существования, и без него нам - никуда.  И пусть оно может не самое-самое в сравнении с другими, зато наше, и мы любим его каким бы оно ни было за то, что наше, что лишь оно гарантирует сохранение нашей этнической принадлежности.

    Этнос это устойчивая из поколения в поколение общность людей. Общность людей объединённых длительным совместным проживанием на определённой территории обретших тем самым свой язык общения, свою культуру, жизненный уклад, самосознание и самоназвание и на их основе духовное единение.

     В бесконечной вражде, извечном противостоянии своих и чужих, духовное единство рода-племени было условием сохранения племени как этноса от ассимиляции или физического истребления. Стремление к духовному единству и братству на его основе превратилось в итоге в естественную потребность, в инстинкт,  коллективное подсознательное гомо сапиенса.
    
   Что есть духовное?  Духовное, это не только набожность. Духовное, если смотреть шире,  это знания, представления, убеждения, идеалы и ценности, это весь интеллектуальный (умом нажитый) багаж, определяющий отношение к миру, его восприятие и осознание,  устремления в нём.
    Общность в духовной сфере сплачивает людей в сообщество, в котором каждый находит понимание и поддержку, чувствует себя членом одной большой семьи.
 Семейное братство в свою очередь обязывает каждого его члена быть причастным к отстаиванию  интересов  общества и укреплению единства рядов его, подпитывает естественный патриотизм.
   
     Родоплеменные времена прошли. Необходимость совместного выживания породила, в конце концов, такую форму выживания людей, как современное государство.
     Современное государство это страна, или территория с населением и его совокупным хозяйством. Но не просто страна, а система, имеющая  в основании экономическую и социальную составляющую, а сверху политическую надстройку, или организацию, осуществляющую управление и охрану как основы, так и всего вместе.  Обе составляющие функционируют как единое целое, т. е. одно быть независимым от другого не может – общее благо достигается совместно
   А население современных государств уже не народности-этносы, а нация.
      
     Нация, исторически сложившаяся форма общности людей, которая приходит на смену народности. Для нации свойственна, прежде всего, общность территории и экономической жизни, общность языка. Нация наиболее широкая форма общности, складывающаяся с возникновением капиталистической формации и ликвидаци феодальной раздробленности, с упрочением экономических связей между отдельными регионами страны.
    В общем, нация есть устойчивое сообщество людей, находящихся в едином политическом, экономическом, культурном и информационном пространстве,  называемом государством, где этнические корни и обычаи, религиозные увлечения переходят на второй план.
    Конечно, не всё население государств по тем или иным причинам во всём едино или стремится к единству. Но когда большинство население позиционирует себя как МЫ, тогда оно и нация.

     Ощущение единения, как отмечено выше, это ощущение причастности к единой семье, ощущение, подпитывающее в душах врождённые искры патриотизма. Залогом же превращения искорок в устойчивый огонёк, становится крепость и успешность семьи-государства: экономическая, политическая, военная. От сюда следует, что сначала духовная общность, потом благополучие-успешность семьи-государства, а тогда уж полноценный патриотизм, т. е. любовь и преданность к государству-отечеству, иначе её не к чему приложить.

     В действительности степень патриотизма, то есть, любви и преданности к стране своей не у всех одинакова, и тому много причин. И это выявляется, когда в чужой семье (стране) успехов больше, и она ещё принимает чужаков и даже заманивает порой, как это наблюдаем в Европе. А когда при этом в своей стране единение (семейственность) рушится, экономика в стагнации, что с нами и случилось после Перестройки (и до сих пор ещё не прекратилось), слабаки и эгоисты наперегонки побежали в более благополучные страны. И кто устроился там, стали тамошними патриотами. А у оставшихся с патриотизмом теперь как? Искорки то потухнут, то погаснут.

    И теперь вопрос. Может ли быть патриотизм национальной идеей при невнятном национальном согласии и неважном хозяйствовании в стране? Да патриотизм в принципе национальной идеей быть не может, а уж в расслоённом обществе тем более. От куда ему там браться, к чему прилагаться?
А если не патриотизм, то что может быть нац. идеей?
    Национальная идея, если в общем, есть краткая формула, отражающая основные чаяния большей части народа и определяющая стратегию выживания  и благополучия в настоящем и являющаяся залогом процветания в будущем.
     Национальная идея это идея нации, большинства населения государства, позиционирующих себя как МЫ, а Мы это государство. Следовательно нац. идея это цели и задачи государства, точнее, гос. системы по защите своей целостности, обретению устойчивого и надёжного функционирования, дальнейшего совершенствования.
     Однако национальная идея на разных этапах развития и условиях существования, хотя цель её всё та же - обеспечение надёжного существование в настоящем и будущем, требует уточнения.
   Самая изначальная идея-задача для нарождающегося или возрождающегося государства, как нынешняя Россия, добиться у населения духовного единства, сделать его нацией.  Тогда и на всеобщий патриотизм можно будет уповать как на подспорье. ибо преданность патриотов это сила, противостоящая угрозам родине, сила, реализующаяся в труде и бою на благо отечеству. Патриотизм единомышленников это фундамент, на котором может возводиться и обустраиваться здание государства полноценного и самодостаточного. Но на каждом этапе становления, Нац. идея должна корректироваться.
   А вот когда государство делается сверх державой, как США или бывший СССР, а ныне и Китай, тогда ему идеей становится мировое господство, дабы закрепить своё благополучие навечно. И это естественно, т. к. государство это биосистема, а для биосистем это норма и посыл к совершенствованию в вечном противоборстве.

    Для пробуждения патриотизма у большей части населения страны, как выяснили, изначально необходимо обретение у него духовного единства. Достижение оного сложный, болезненный до кровопролития процесс - история изобилует этим - а наглядный пример нынешняя Украина.
    Тут воля нужна, воля заинтересованной в этом и при этом вооружённой обоснованной для данной ситуации идеей-идеологией организованной части населения во главе с её вожаками. Партии, организации вооружённой идеей и противостоящей внутренним и внешним силам, добивающимся общественного разлада с целью извлечь из него свой интерес.

    И вот главные сложности на этом поприще, нас касающиеся.
    Не может быть искреннего единства  когда население многоконфессионально, а  руководство страны ещё потакает возрождению  былой религиозности. Религиозность разобщает и чуть что, тут же приводит к неприязни и враждебности – полюбуйтесь на Украину, Сирию.
    Религиозность (как некая духовная составляющая) в нынешние времена, в отличие от средневековья, должна отойти на задний план.
    Не может быть единства при большом имущественном и по доходам расслоении, ибо это наглядный показатель несправедливости в делёжке общего пирога.  А у нас расслоение прямо дичайшее, при этом подоходный налог для всех одинаков, и налога на роскошь нет, как в большинстве стран.
   Не может быть единства, когда сама Конституция отвергает государственную идеологию и утверждает идейно-идеологический плюрализм - т. е. кто в лес, кто по дрова.  Ведь духовное единение население во многом зависит от мировоззренческой и идеологической общности.
    Мировоззрение должно быть научным. И государственное строительство должно основываться на научно обоснованной идее и идеологии, как всестороннем обосновании путей и средств достижения насущных задач общества-нации, которые большинство понимает и принимает.
 
 


Рецензии
Здравствуйте, Михаил!
Вы мне под чужой рецензией написали следующие замечания:
"Не вы Ленина хоронили и не вам судить: лежать ему в мавзолее или нет.
Моё мнение: пусть лежит на зло грамотеям-умникам таким как вы и вам подобным. Мелковато плаваете.
Закопать Ленина, перепрофилировать Мавзолей - значит оплевать святое наших предков и заодно своё же (имею в виду тех кто постарше) вчерашнее. ".

Там был мой диалог не с Вами, поэтому отвечаю Вам здесь:

Во многом я с вами согласен, например, с вашим мнением про религию.
Вы горите: «Закопать Ленина, перепрофилировать Мавзолей - значит оплевать святое наших предков и заодно своё же».
А закопать Сталина, - разве не значит оплевать святое наших предков и заодно своё же?? Ведь многие сотни тысяч советских солдат и офицеров шли в атаку (на смертельную битву с фашистами) и звали за собой: за Родину, за Сталина!!
И чем Сталин хуже Ленина?
И что в результате: Ленин – святой, а Сталин - убийца, которого многие уже к Гитлеру приравняли?? Такое разделение ничем хорошим кончиться не может.

Вячеслав Гольдберг   03.04.2019 07:22     Заявить о нарушении
И Ленин и Сталин не святые, и грешники-убийцы не больше, чем иные императоры, короли и повелители. На исторических изломах всегда кровопусканий избыток, хочешь-не хочешь садистом станешь, иначе сомнут.
А возьмём для сравнения Николая Второго. Чем отличился, за что в святые великомученики зачислен? В кровавое Воскресенье по его подлости сотни ходоков к нему ни за что расстреляны. Русско-Японская война профукана с огромным потерями и утратой Сахалина и Курил. Объявление в 14-ом войны Германии, с которой до этого никаких особых взаимных претензий до этого не было, но в угоду интересам Британии. Войну опять с огромными потерями проигрывали, и Николай, став Главнокомандующим, только этому способствовал своей бездарностью. И это ещё не всё, в чём повинен. В конце концов его отлучили от власти свои же приближённые и сослали с семьёй с Тобольск. Теперь святой, и его (якобы) мощи в Петропавловской Крепости. Позор под эгидой Церкви.

Что касается Сталина, то его в Мавзолей к Ленину не следовало бы подкладывать. Глуповато. Он своего собственного захоронения заслужил. А ещё глупее и позорнее было тайное выдворение его из Мавзолея, да ещё и гроб в спешке обронили, опуская в могилу. И всё это его же соратники проделывали.
А что мы? Мы им всем не судьи. Что сделано, то сделано.
Перезахоранивать, историю перелицовывать, как чешется многим, нахватавшимся вершков и сплетен, надо категорически пресекать и запретить им вякать.
Разбирайтесь, если способны в том, что сейчас творится, критикуй, исправляй, чтобы прыткие потомки не осудили, как сами своих предков горазды осуждать.

Михаил Шамин   03.04.2019 14:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.