С опорой на Здоровое
Лев Выготский "Психология искусства"
Исполнилось 120 лет со дня рождения Льва Семёновича Выготского (Льва Симховича Выгодского). Учёный родился 17 ноября 1896 года в Орше Могилёвской губернии в семье купца и банкира Симхи Львовича Выгодского. В 1897 году семья переехала в Гомель, где отец будущего учёного стал основателем публичной библиотеки. В то время отец занимал пост заместителя управляющего отделения Соединённого банка (прим. - учреждение банка было санкционировано самим императором Николаем II; банк преимущественно занимался финансированием промышленности; позже национализирован большевиками и вошёл в состав Госбанка России). Мать будущего теоретика психологии и педологии занималась воспитанием восьмерых (по др. св. шестерых) детей. Лев получил начальное домашнее образование, после чего поступил в гимназию (сначала казённую, позже в частную). Особое значение в семье придавалось изучению древних языков. В 1913 году юноша поступает в МГУ (сначала на медицинский факультет, а позже переводится на юрфак). Талантливый и гуманитарно образованный, он не ограничивается изучением юриспруденции. Его влечёт история литературы и искусства. Он пробует себя в качестве автора критики антисемитских статей, находит себя в психологии искусства и, наконец, бросает МГУ, чтобы пойти своей дорогой исследователя... Но в судьбы того поколения врывается Октябрь 1917 года. И хотя уже избран для продолжения образования Университет им. Шанявского, приходится метаться из города в город по объятым огнём революции дорогам. В результате - туберкулёз лёгких, которым Лев заразился от своего брата. Брат умирает в 1920. Лев так и будет страдать от этого заболевания практически до конца жизни. Начинаются годы работы в советской трудовой школе, где Лев трудится вместе со своим двоюродным братом Давидом ( известным поэтом, литературоведом, переводчиком), из-за которого и поменял букву "д" на "т" в фамилии. В это время рождается его постулат, что с ребёнком следует работать "с опорой на здоровое, положительное".
В 1924 г. Льва приглашают в Московский институт экспериментальной психологии. Тогда же начинается московский период деятельности исследователя и его последнее десятилетие жизни. Лев принимает участие в работе II Психоневрологического съезда в Петрограде (1924г.), возглавляет подотдел Наркомпроса в Москве, создаёт собственную культурно-историческую психологическую школу, защищает диссертацию по теме "Психология искусства", становится членом Русского психоаналитического общества. В 1926 году он стоит у истоков создания экспериментального дефектологического института (сейчас институт коррекционной педагогики). Всё это, невзирая на болезнь, вопреки обстоятельствам, успевая совершить поездку в Лондон (1925г.) на дефектологическую конференцию, по дороге на которую встречаясь с психологами Германии и Франции; успевая читать лекции (1929г.) в Средней Азии... А тем временем его доклады (хоть и без его участия) читают в Йельском университете и в Барселоне. Но он не останавливается на достигнутом, он продолжает учиться, поступает на медицинский факультет Психо-неврологической академии в Харькове (1931г.).
Лев Выготский считается инициатором нескольких направлений в психологической педагогике: педологии и коррекционной педагогики, результатом чего становится формирование новой демократической школы. Главным в его исследованиях видится прообраз человека будущего, имеющего чёткие ориентиры в жизни. Несмотря на резкую критику его взглядов, Выготский сумел их сохранить и отстоять хоть и не перед современниками, но пред будущими поколениями. Его идеи и концепции в педагогике и психологии намного опередили время.
9 мая 1934 Выготский переведен на постельный режим, а 11 июня того же года его не стало. Продолжателями дела жизни отца стали обе дочери учёного и его внучка, выбрав психологию, дефектологию и медицину в качестве своей профессии.
Из новостей: В эти дни в Гомеле, где прошло становление Льва Выготского как учёного, проходит Международный форум психологов Беларуси, Израиля, Латвии, России, Украины. На повестке дня - такие вопросы, как психологическая культура и психологическое здоровье личности в информационном обществе, роль искусства, литературы, философии, средств массовой информации, других социальных практик в самоопределении и саморазвитии личности, психологическая помощь в воспитании детей с особенностями развития и т.д. (прим. - новость ЕАЕК).
23 ноября 2016 года
Свидетельство о публикации №119021705767