Философ Фридрих Вильгельм Ницше,
Культуролог,
Фридрих Вильгельм Ницше,
Представитель иррационализма,
Роль разума и логику,
В познании мира отрицал,
Вильгельм не долго жил,
15 октября 1844 года,
Родился, а умер,
Через 56 лет,
25 августа, в 1900 год,
От больших,
Со здоровьем невзгод,
Вильгельм подверг резкой,
Критике культуру,
Мораль и религию,
И до сих пор, его труд,
Много споров и афоризмов несет;
Родился Ницше,
В Реккене, в семье пастора,
В гимназии, а также в,
Боннском, и Лейпцигском,
Университетах,
Филологию изучал,
Поклонником Шопенгауэра был,
С Рихардом Вагнером дружил,
В возрасте 23 лет,
Призван был,
И в прусской армию служил,
В конной кавалерии,
Но демобилизовался,
Так как травму получил,
Блестящим студентом,
Ницше считался,
Прекрасную репутацию,
В научных кругах заслужил,
Благодаря чему в 1869 году,
Он должность профессора получил,
От гражданства Пруссии,
В 1869 году, отказался,
И гражданином Швейцарии стал,
Но 1879 году,
Ницше в отставку подал,
Из-за здоровья своего,
Проблемы были у него,
С 1879 по 1889 год,
Он написал,
Основные произведения,
Их много он создал,
Но бедно жил, хотя,
Пенсию от университета,
Базеля получал,
А популярность,
Как всегда,
После смерти пришла,
Творческая деятельность Ницше,
Оборвалась в начале 1889 года,
В связи с душевной болезнью,
Манией величия он страдал,
Поэтому утратил способности,
К умственной работе,
И нуждался в заботе,
С тех пор Ницше,
В городе Веймаре,
В Германии жил,
Без свободы,
Почти как в темнице,
До самой смерти,
В психиатрической больнице;
Философия Ницше не системна,
«Волю к системе»,
Ницше ненужной считал,
И исследовал вопросы:
Философии, религии,
Психологии и социологии,
Ницше Шопенгауэра уважал,
И уважал его:
Мудрость, красноречие,
Плохое настроение,
Но не всегда признавал,
Отличительные черты,
Закоренелого холостяка,
Артура Шопенгауэра,
Который проповедовал,
Аскетизм, вегетарианство,
Но мясо себе позволял,
Вино, женщин любил,
Искусство и путешествия обожал,
Заимствуя у Артура эти мысли,
Ницше свою философию,
Противопоставлял,
Традициям рациональности,
Все «очевидности» разума,
Сомнению подвергал,
Но наибольший интерес,
У него вызывали,
Вопросы морали,
«Переоценки всех ценностей»,
Ницше сомнению подвергал,
Единство субъекта,
Причинность воли, истину,
Как единое основание мира,
Возможность рационального,
Обоснование поступков,
Афористическое, метафорическое,
Изложение взглядов спустя,
Ему славу принесла,
Великого стилиста
Но афоризм для Ницше,
Не просто стиль,
А философская установка,
Не давать окончательных ответов,
А напряжение мысли, создавать,
Возможность читателю давать,
Самому «разрешать»,
Возникающие парадоксы мысли,
Шопенгауэровскую «волю к жизни»,
Ницше уточнил,
Как «волю к власти»,
Считал, что жизнь не что иное,
Как возможность, стремление,
Расширять свою власть,
Ницше Шопегауэра критиковал,
За нигилизм, поскольку тот отрицал,
Общепринятые ценности, идеалы,
Нормы нравственности, культуры,
За негативное отношение к жизни,
Ведь Шопенгауэр культуру рассматривал,
Как способ приспособления,
Человека к жизни,
Ницше исходил из-того,
Что главным в жизни является,
Ее избыток и полнота,
А религия и философия,
Должна жизнь прославлять.
Во всех ее проявлениях,
А все, что отрицает жизнь,
И самоутверждение жизни,
Достойно смерти,
Отрицанием жизни,
Ницше считал христианство,
И заявлял, что «нет никаких,
Моральных феноменов, есть только,
Моральное истолкование феноменов»,
Согласно Ницше,
«Здоровая мораль,
Должна прославлять и укреплять жизнь,
Ее волю к власти,
Всякая иная мораль упадочна,
Есть симптом болезни, decadence»,
Человечество инстинктивно использует мораль,
Чтобы добиваться своей цели,
В цели расширения своей власти,
Вопрос не в том, истинна ли мораль,
А в том, служит ли она твоей цели,
Такую постановку вопроса,
Мы наблюдаем у Ницше,
В отношении к философии,
И культуре вообще,
Ницше приветствует приход,
Таких «свободных умов»,
Которые поставят себе сознательные цели,
Цели «улучшения» человечества,
Умы которых уже не будут,
«Задурманены» никакой моралью,
Никакими ограничениями,
Такого «сверх нравственного»,
«По ту сторону добра и зла» человека,
Ницше называет «сверхчеловеком»,
В отношении познания,
«Воли к истине»,
Ницше опять же придерживается своего,
«Прагматического» подхода,
Спрашивая «для чего нам нужна истина?»,
Для целей жизни истина не нужна,
Скорее иллюзия и самообман,
Ведут человечество к его цели,
Самосовершенствованию,
В смысле расширения воли,
Воли к власти,
Но«свободные умы»,
Избранные, должны,
Отличать ложь от правды,
Чтобы они могли,
Управлять этим движением,
Эти избранные Ницше,
Моралисты человечества,
Созидатели ценностей,
Должны знать основания,
Своих поступков,
Отдавать отчет,
О своих целях и средствах,
Такой «школе» свободных умов,
Ницше посвящает,
Многие свои произведения,
В которых такие цитаты,
И основные высказывания:
Будь тем, кто ты есть!
А больше всего ненавидят того, кто способен летать;
История есть ни что иное, как вера... вера в ложь;
Все боги - это символы и хитросплетения поэтов;
История имеет дело только с крупными преступниками,
И с теми, которые были способны,
На великие преступления, но не совершили их;
Нравственное осуждение верит,
В несуществующие реальности;
Остерегайтесь морально негодующих людей:
Им присуще жало трусливой,
Скрытой даже от них самих злобы;
Глупец тот, кто в названиях ищет знания;
Думать следует учиться так же,
Как учатся танцам, танцам особенного рода;
Кто много мыслит, тот непригоден,
В качестве члена партии: своей мыслью,
Он легко пробивает границы партии;
Если женщина обладает мужскими добродетелями,
То она непременно от вас убежит,
А если у неё нет мужских добродетелей,
То она всё равно убежит;
Если женщина имеет мужские добродетели,
То от нее нужно бежать,
Если же она не имеет мужских добродетелей,
То бежит сама;
Я питаю недоверие ко всем людям,
Постоянно наводящим порядок,
И держусь от них подальше,
Желание привести всё в порядок,
Обнаруживает недостаток порядочности;
Дороже всего люди расплачиваются за то,
Что пренебрегают банальными истинами;
Чем выше мы поднимаемся,
Тем меньше кажемся мы тем,
Которые не умеют летать;
Когда молчишь целый год,
То отвыкаешь болтать,
И приучаешься говорить;
Никогда не скрывай и не замалчивай того,
Что сможет быть противопоставлено,
Твоей мысли!
Обещай себе это!
Это - основа честности мысли;
Каждый день ты должен совершать поход,
Против самого себя,
И остерегайся добрых и праведных!
Они любят распинать тех, кто изобретает для себя,
Свою собственную добродетель;
Три вещи в мире способны успокоить меня,
Но это редкие утешения:
Мой Шопенгауэр, Шуман и одинокие прогулки;
Чего мы ищем? Покоя, счастья?
Нет, только одну истину,
Как бы ужасна и отвратительна она ни была;
Подчинение морали может быть или рабским,
Или суетным, или своекорыстным,
Или самоотверженным, или глупо-восторженным,
Или бессмысленным, или актом отчаяния:
Само по себе это не содержит ничего нравственного;
Кто всегда прислушивается к тому,
Как его оценивают, будет всегда огорчаться;
Уверенность в неизбежности смерти,
Должна была бы подмешивать к жизни,
Драгоценную, благоухающую каплю легкомыслия,
А вы, аптечные души, сделали её горькой каплей яда;
Люди, которые не чувствуют себя уверенными в обществе,
Пользуются всяким случаем, чтобы перед обществом,
Показать на ком-либо, кто ниже их, свое превосходство,
Например, с помощью насмешек;
Люди не стыдятся думать что-нибудь грязное,
Но стыдятся, когда предполагают, что им приписывают,
Эти грязные мысли;
Всякая музыка только тогда очаровывает нас,
Когда говорит с нами языком нашего прошлого;
Первым признаком того, что книга устарела,
Служит то, что она делается достоянием,
Всё более и более незрелых возрастов!
Человек принадлежит к толпе,
Пока сваливает вину на других,
Он на пути к мудрости, когда считает,
Только себя ответственным;
Мудрец же не считает виновным ни себя, ни других,
Мужчина пользуется всем вновь изученным,
Или пережитым, как плугом или как оружием,
Женщина же - как украшением;
Наиболее остроумные авторы,
Вызывают наименее заметную улыбку;
Несчастье проницательных и ясных писателей,
Состоит в том, что их считают плоскими,
И не изучают усердно,
И счастье неясных писателей – в том,
Что читатель трудится над ними,
И относит на их счет радость,
Которую ему доставляет его собственное усердие;
О, как много великих идей, чье действие,
Подобно кузнечным мехам:
От них человек надувается и становится еще более пустым;
Следует говорить только тогда,
Когда не имеешь права молчать,
И только о том, что уже победил,
Всё остальное – болтовня;
"Литература" - недостаток выдержки,
Парикмахеры зарабатывали бы больше,
Если бы им, как писателям, платили за количество слов;
Поверхностные же люди должны постоянно лгать,
Потому, что они не знают содержания;
Пока не покорила нас судьба,
Надобно водить ее за руку, как ребенка, и сечь ее,
Но если она нас покорила,
То надобно стараться полюбить ее;
Пошлая натура отличается тем, что она никогда,
Не упустит из виду своей выгоды;
Поэт торжественно везет свои мысли на колеснице ритма,
Обыкновенно потому, что они не идут на своих ногах;
Самые застенчивые девушки являются,
В полуобнаженном виде, если этого требует мода,
И даже увядшие, старые женщины,
Не отваживаются воспротивиться;
Совершенный человек приносит пользу,
Без всякого намерения,
Так же как и вредит без всякого намерения;
Сумасшествие отдельных личностей,
Дело весьма редкое, но помешательство групп, партий,
Наций и эпох – правило;
Талант хорошего прозаика в выборе средств,
Состоит в том, чтобы ближе подойти к поэзии,
Но не перейти к ней;
Что такое оригинальность? Видеть нечто такое,
Что не носит еще никакого имени,
И не может быть еще названо,
Хотя и лежит на виду у всех;
Великие люди остаются непонятыми,
Если на них смотреть с жалкой точки зрения,
Общественной пользы,
Может быть, именно то,
Что из них нельзя извлечь никакой пользы,
Свидетельствует об их величии...,
Цитаты и Афоризмы Ницше:
А на рассвете рассмеялся Заратустра в сердце своем,
И сказал насмешливо: «Счастье бегает за мной,
Это потому, что я не бегаю за женщинами,
А счастье – женщина»;
Аскет – тот, кто из добродетели делает нужду;
Благодетельное и назидательное влияние,
Какой-нибудь философии… нисколько не доказывает,
Верности ее, точно так же как счастье,
Испытываемое сумасшедшим,
От своей неотвязной мысли,
Нисколько не говорит,
В пользу разумности этой идеи;
Благороднее обвинять себя, чем оправдывать,
Особенно если, кто прав;
Благородство состоит из добродушия,
И избытка доверия;
Богу, который любит,
Не делает чести заставлять любить себя:
Он скорее предпочел бы быть ненавистным;
Большинство людей слишком глупы,
Чтобы быть корыстными;
Брак – это наиболее изолганная форма половой жизни,
И как раз поэтому на его стороне чистая совесть;
Брак выдуман для посредственных людей,
Которые бездарны как в большой любви,
Так и в большой дружбе,
Стало быть, для большинства, но и для тех,
Вполне редкостных людей,
Которые способны как на любовь, так и на дружбу;
Брак может казаться впору таким людям,
Которые не способны ни на любовь, ни на дружбу,
И охотно стараются ввести себя и других в заблуждение,
Относительно этого недостатка, которые,
Не имея никакого опыта ни в любви, ни в дружбе,
Не могут быть разочарованы и самим браком;
Брак – так называю я волю двоих создать единое,
Большее тех, кто создал его,
Брак – это взаимоуважение и почитание этой воли;
Будущее служит условием настоящего,
Так же, как и прошедшее,
Чему предстоит быть и что должно быть,
Служит основанием тому, что есть;
Будьте же равнодушны, принимая что-либо!
Оказывайте честь уже тем, что принимаете,
Так советую я тем, кому нечем отдарить;
Бурное страдание всё же предпочтительнее вялого удовольствия;
В любви всегда есть немного безумия,
Но и в безумии всегда есть немного разума;
В любви женщины есть несправедливость и слепота,
Ко всему, чего она не любит,
Но и в сознательной любви женщины есть всегда,
Еще неожиданность, и молния, и ночь рядом со светом;
В настоящем мужчине всегда сокрыто дитя,
Которое хочет играть,
Найдите же в нем дитя, женщины!
В пылу борьбы можно пожертвовать жизнью:
Но побеждающий снедаем искусом,
Отшвырнуть от себя свою жизнь,
Каждой победе присуще презрение к жизни;
В сознательной любви женщины есть и внезапность, и молния,
И тьма рядом со светом;
В старании не познать самих себя обыкновенные люди,
Выказывают больше тонкости и хитрости,
Чем утонченные мыслители в их,
Противоположном старании – познать себя;
Везде, где находил я живое, находил я и волю к власти;
Великие интеллекты скептичны;
Великое утешение сердца – презирать там,
Где больше не можешь уважать;
Величественные натуры страдают иначе,
Чем это воображают себе их почитатели:
Пуще всего страдают они от неблагородных,
Мелочных вспышек, выводящих их из себя,
В какие-то злые мгновения, короче,
От сомнений в собственном величии,
И вовсе не от жертв и мученичества,
Которых требует от них их задача;
Вера в причину и следствие коренится,
В сильнейшем из инстинктов: в инстинкте мести;
Верное средство рассердить людей,
И внушить им злые мысли – заставить их долго ждать;
Во всякого рода женской любви проступает,
И элемент материнской любви;
Во всякой морали дело идет о том,
Чтобы открывать либо искать высшие состояния жизни,
Где разъятые доселе способности могли бы соединиться;
«Возлюби ближнего своего»,
Это значит прежде всего: «оставь ближнего своего в покое!»
И как раз эта деталь добродетели,
Связана с наибольшими трудностями;
Нет прекрасной поверхности без ужасной глупости;
Клокоча от гнева, мне приходилось любить там,
Где следовало бы презирать;
Угрызения совести - такая же глупость, как попытка собаки разгрызть камень;
Берегись предостерегать бесстрашного!
Ради самого предостережения,
Он ринется еще в каждую пропасть;
Истина требует, подобно всем женщинам,
Чтобы ее любовник стал ради нее лгуном;
Сообщу вам тайну: во-первых, вряд ли боги философствуют,
А во-вторых, люди неохотно верят в богов;
Необходимо уничтожить мораль, чтобы освободить жизнь;
Мы должны скрепя сердце,
Выставить жестоко звучащую истину,
Что рабство принадлежит к сущности культуры;
Под влиянием опьянения человек,
Преображает все объекты до такой степени,
Что они, как в зеркале, отражают его мощь,
И становятся рефлексами его совершенства;
Это неумолимое стремление преображать,
Всё в совершенное и есть искусство,
В такие минуты всё чуждое ему радует его,
В искусстве человек наслаждается самим собой,
Как совершенством;
Честные суждения, так же как и честные люди,
Не выкладывают, как на ладони, своих доводов;
"Снисходить" ко всем людям,
Держать своё сердце открытым,
Это либерально, но не более того;
Людей, способных быть гостеприимными,
Только с избранными, можно узнать,
По многим завешанным окнам и закрытым ставням,
Их лучшие комнаты остаются пустыми...,
Но почему же? Потому что они ждут таких гостей,
К которым не приходится "снисходить"...
В великих людях и в великих временах,
Лежит чрезвычайная опасность,
Всяческое истощение, оскудение, бесплодие,
Следуют за ними по пятам;
Человек, владеющий диалектикой,
Держит в руках такое оружие,
Которое не знает пощады,
Тот, кто захочет разыгрывать перед ним роль тирана,
Обнаружит свою слабую сторону, хотя и победит,
Диалектик даёт своему противнику доказательство того,
Что он, этот диалектик, далеко не идиот,
Он может привести своего соперника в ярость,
И вместе с тем сделать его совершенно беспомощным,
Диалектик обессиливает ум своего противника;
Человек погиб, если он стал альтруистом,
Вместо того чтоб наивно сказать:
"Я сам больше ни на что не годен",
Нравственная ложь в устах декадента говорит:
"Ничего нет ценного, сама жизнь ни на что больше не годна!";
"Этот портрет обворожительно-прекрасен"...,
Литературная женщина, неудовлетворённая, возбуждённая,
С пустотой в сердце и во внутренностях,
С мучительным любопытством вечно прислушивается
К повелениям, исходящим из глубины её существа и шепчущим: "Aut liberi aut libri"*,
Литературная женщина достаточно образованна,
Чтобы понимать голос природы,
Даже когда она говорит по-латыни,
И в то же время достаточно тщеславна и глупа,
Чтобы по секрету добавлять себе по-французски:
"Je me verrai, je me lirai, je m'extasierai et je dirai:
Possible, que j'aie eu tant d'esprit?"**
*Или книги, или дети (лат.)
**Я погляжу на себя, я прочту себя, я восхищусь собою, и я скажу:
Возможно ли, чтобы я была так умна?
Никогда человек не погибает по вине другого,
А всегда по своей собственной вине,
Но в то же время это самая позорная смерть,
Несвободная, трусливая, смерть не вовремя!
Из любви к жизни следовало бы желать другой смерти,
Свободной, сознательной, без случайностей, без неожиданностей...
Власть, которой больше не нужно подтверждения,
Которая пренебрегает тем, чтобы нравиться,
Которая медленно отвечает,
Власть, не чувствующая над собой свидетеля,
Живущая с сознанием, что ей нельзя прекословить,
Покоящаяся в самой себе,
Роковая власть, закон над законами,
Всё это создаёт великий стиль;
Настоящая женщина занимается литературой точно так же,
Как она совершает какой-нибудь маленький грешок:
Ради опыта, мимоходом, с оглядкой,
Не замечает ли кто-нибудь этого и в то же время желает,
Чтобы кто-нибудь заметил...;
Самые одарённые люди,
Если они вместе с тем и самые смелые,
Переживают мучительнейшие трагедии,
Но именно потому они и уважают жизнь,
Что она выставляет против них сильнейших противников;
Почти для каждого гения одной из стадий его развития,
Бывает "существование Катилины",
Чувство ненависти, мести и возмущения против всего,
Что уже есть, чего уже не будет...;
Ничто не может быть легче, как быть благоразумным,
Рассудительным, терпеливым...,
Мы исходим из елея снисхождения и сочувствия,
Мы до глупости справедливы, мы всё прощаем...;
Они были для меня ступенями,
По которым я поднялся наверх,
Поэтому я и должен был пробежать по ним,
И не останавливаться,
А они вообразили, что я расположусь на них отдыхать;
Вот такой художник, каких я люблю,
Человек с очень ограниченными потребностями:
Ему, собственно говоря, нужны всего только две вещи,
Его хлеб и его искусство,
Хлеба и зрелищ;
Может ли осёл оказаться в трагическом положении?
Может, если он вот-вот упадёт,
Под тяжестью такого бремени,
Которого он не может ни нести больше,
Ни сбросить, не правда ли?
Именно в таком положении часто оказывается философ;
Как? Ты ищешь? Тебе хотелось бы удесятериться,
Умножиться во сто раз? Ты ищешь последователей?
Ищи людей ничтожных: нулей!;
Есть ещё нечто другое, что я тоже не мог равнодушно слышать,
Это сомнительное "и": немцы говорят "Гёте и Шиллер",
Я даже боюсь, не говорят ли они тоже "Шиллер и Гёте"...,
Неужели все ещё не поняли этого Шиллера?
История есть ни что иное, как вера в чувства, вера в ложь;
Эти цитаты из книг,
Приведенные выше,
Великого Фридриха Ницше,
Показывают как он жил,
Какого ума человеком был,
И как он творил.
Свидетельство о публикации №119021705413