Дорогой Милосердия
Анна Адлер родилась 2 февраля 1856 года в дворянской семье. Детские и юношеские годы Анны прошли в Казани, где она окончила с серебряной медалью Казанскую Мариинскую женскую гимназию. Анна с детства отличалась упорством в учёбе. С семи лет ей пришлось прикладывать к получению образования немало сил, так как из-за болезни костей она стала хромать. И хотя семья была не бедной и могла позволить лечение за границей, оно не дало желаемого эффекта. Девочке пришлось познать беды человека с ограниченными возможностями, что и определило её будущую судьбу. Она всегда хотела помочь таким людям и, как только получила статус домашней учительницы в 1875 году, посвятила себя общественной работе и благотворительной деятельности. Вторая половина семидесятых годов XIX века (русско-турецкая война 1877-1878гг.) принесла значительные потери: тысячи раненых и десятки тысяч убитых).
РПЦ приняла ряд мер по оказанию помощи российской армии. Были созданы отряды «сердобольных сестер» во всех женских (в мужских — соответственно, отряды «сердобольных братьев» из монахов и послушников) монастырях и общинах и налажено там производство материалов для обработки ран. Во время войны во многих монастырях были созданы госпитали и собирались пожертвования в пользу раненых воинов.
Дочь полковника российской армии, Анна не осталась в стороне от общей беды. Помогала голодающим в Самарской и Уфимской губерниях, открыла народную библиотеку-читальню в Стерлитамакском уезде.
В 80-е годы началась её почти 45-летняя деятельность на поприще просвещения незрячих. В то время практически не существовало специализированных учреждений помощи раскрытию потенциала слепых. В богоугодных и благотворительных больницах уделялось внимание прежде всего их физическому здоровью, но не интеллектуально-эмоциональным факторам.
Императрица Мария Александровна, обратив Высочайшее внимание на ослепших во время русско-турецкой войны, открыла в северной столице „Попечительство о слепых“. Заботы легли на хрупкие плечи энтузиастов-благотворителей, среди которых оказалась и Анна Адлер.
В 1881 году в Санкт-Петербурге открылась первая школа для слепых детей, у истоков создания которой стоял выдающийся государственный и общественный деятель — Константин Карлович Грот (1815-1897). А в 1882 такая школа появилась и в Москве. Анна была избрана членом Распорядительного комитета по открытию этой школы, а позже стала её Попечительницей.
В 1883 году она смогла обучать воспитанников с помощью метода Брайля игре на фортепиано, скрипке и виолончели не на слух, а по выпуклым нотам. Им открывался мир нотной грамоты и гармонии звука.
Школа заняла первый этаж дома Веры Фирсановой в Больших Грузинах и была рассчитана на содержание и воспитание 20 слепых детей. Анна Александровна старалась привить воспитанникам веру в силы добра и чистоты, полагая, что воспитание молодого поколения есть гражданский долг и предмет общей заботы всех членов общества.
В 1913 году школа переехала в новое трёхэтажное здание на 1-й Мещанской улице (сейчас — пр. Мира) и количество обучаемых выросло.
Детей обучали грамоте, а на старшей ступени — доступным ремёслам: мальчиков – плетению, девочек – вязанию и шитью.
Кроме того, воспитанники изготавливали щётки, плели корзины, сиденья для стульев, соломенные половики, вязали чулки, одеяла и пр. При школе был открыт магазин, где можно было приобрести изделия учащихся.
Открытие и работа школы осуществлялась на пожертвования благотворителей, видных деятелей русской культуры и меценатов: братьев П.М. и С.М. Третьяковых, братьев Д.П. и П.П. Боткиных, Е.И. Арманд и др.
Анна Александровна непосредственно участвовала в разработке методов преподавания русского языка, литературы, арифметики, истории, географии, естествознания; было положено начало созданию фонда учебных и рельефно-наглядных пособий, выписанных из-за границы. Так, Анна Адлер стала одним из первых тифлопедагогов и методистов школы для слепых детей России.
В России принципы письма слепых по методу Брайля начали использовать ещё в 1861 году, когда слепой князь Оболенский попытался создать русский алфавит Брайля. Анна же стала первопечатником брайлевских книг в России, а это требовало значительных денежных затрат и большого труда.
Среди первых музыкальных педагогов Московской школы слепых был главный дирижёр Большого театра Ипполит Карлович Альтани, бесплатно обучавший детей игре на фортепиано.
Анна Адлер привлекла к музыкальным занятиям со слепыми и Варвару Дмитриевну Цветаеву, урождённую Иловайскую, дочь известного историка Дмитрия Ивановича Иловайского.
Нотная система Брайля помогала незрячим учителям в работе. Хор исполнял русские народные песни, хоровые произведения классиков, духовные песнопения.
А.А. Адлер отправилась за границу, чтобы изучить опыт западно-европейских коллег по работе со слепыми. Она побывала в Венском Королевском, Прусском Центральном и Дрезденском институтах для слепых детей. Впоследствии она использовала этот опыт в своей работе.
С конца XIX века Анна Александровна уже заведует подотделом «Воспитание детей», в который входили три секции: обучения слепых, глухонемых и умственно отсталых детей.
В 1904 году Анну Адлер избирают в Совет Арнольдо-Третьяковского училища для глухонемых, в 1913-ом – в Правление Политехнического музея, где она неизменно показывает своё устремление к просвещению лиц с ограниченными возможностями.
С началом Первой мировой войны Анна вступает в Никольскую общину сестёр милосердия Российского Красного Креста, где вновь её подопечными становятся раненые, которым она щедро отдаёт тепло своей души.
Война, революции, послевоенная разруха… Но это не остановило Анну. В 1923 году в Москве она участвует в работе группы по созданию Всероссийского общества слепых (ВОС). Вместе с председателем группы, слепым с детства, Борисом Мавромати, она занимается разработкой первого Устава ВОС, читает незрячим газеты, журналы и книги.
Анна Адлер радовалась, что слепые люди начали брать свою судьбу в свои собственные руки. Это была её заветная мечта, к которой она шла 43 года.
22 июля 1924 года Анны Александровны Адлер не стало. Сестра милосердия к незрячим — такой она осталась в памяти людей.
Написано по материалам откр. источников 17 января 2017 года
Свидетельство о публикации №119021705185