Русская мадонна-главы из романа часть 2, глава 4

        ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

               1

Не укротим и смутен путь эпохи.
Ее герои, слуги и вожди
Горды успехами свершений,
Не чуют сопротивления себе.
Не ведают, что мысль живая
Уж не находит в них опору.
Что вечные основы бытия
Разрушат призрачный порядок.
Не может человек остановиться
В пределы вечность заключить.
Ему уж лучше оступиться,
Чем прекратить движение свое:
Могильщиков эпохи порождают
Во времена расцвета и побед.


               2

Пора нам вспомнить про Ивана.
О нем сказал я ранее лестные слова.
Хотя оценка, может быть, и спорна,
И все же близок мне по духу сей герой.
Он рос в российском малом городке,
Где было все для жизни полноценной:
Река, леса, поля невдалеке,
И дом на тихой улочке с садами.
Отец работал инженером на заводе,
Мать дом в порядке содержала.
Хоть и единственным ребенком рос,
Родители с ним строго обходились.
И на труде посильном с малых лет
Держалось воспитание Ивана.

               3

Недалеко от дома - метров триста,
Поселок заводской построен был:
Домов десяток двухэтажных -
Там детства дни Ивана проходили.
Двор общий, все друзья друг другу:
Детей сближало устремленье детства.
Зимой – коньки и лыжные походы,
А летом - игры с утра до темноты.
То казаки - разбойники, то прятки,
Лапта иль штандер, или городки.
”Попа” гоняли километрами дорог,
Футбол и волейбол, и многое еще.
Заботы детства, радости его
Все дни Ивану заполняли.

               4

Дни жаркие на речке проводили.
А ближе к осени - ягоды, грибы.
Набеги дерзкие свершали на сады:
Забав рисковых хотелось всем изведать.
Для чтенья тоже время находилось:
Ребята создали свою библиотеку.
Работа, игры, чтенье книг
Составили Ивану воспитанье .
Он был довольно крепким парнем,
Усилия к тому не прилагая.
Легко, непринужденно жил,
Как птица, подрастающая в стае:
Готовился к полету за свои моря,
Не ведая о трудностях маршрута.

               5

Конечно, было и иное в детстве:
Игра на деньги, ссоры меж детьми.
Они не проходили без последствий,
Точней, в себя от них уходил Иван.
В нем рано пробудилась склонность
В минуты трудные брать карандаш.
С ним чувства укрощал свои,
В рисунках воплощая их.
Он рисовал порывисто и дерзко,
Сгущая цвет усилием руки,
Природу, игры, образы друзей,
Все то, что наблюдал Иван.
Художником его прозвали во дворе.
Родители искали в нем обычные таланты.

               6

Вражда бывала меж детьми.
Её не редко Митя проявлял.
Ивану было лет двенадцать,
Когда разбил он в драке Мите нос.
Стекала густо кровь к губе.
Иван растерян больше Мити.
Заплакав, слезы вытирал,
Мать сына успокоить не могла.
Он долго, постепенно затихал.
И позже с Ваней зло не прижилось.
Он часто этот случай вспоминал.
Уроком стал ему на много лет:
На зло людей так надо отвечать,
Чтобы себя при этом не поранить.

               7

Зло жизни и добро ее
В нас ощущеньем пребывает:
Два груза на весах судьбы -
К себе их часто примеряем.
Хоть выбор между ними,
Порою, сами мы вершим.
И всё же делаем его невольно,
Подвластны равновесию души.
Немногое от нас зависит.
Поступки часто мы не сознаем.
И даже святости родных и близких
Не побеждают темных сил рассудка.
Стихии света, тьмы; добра и зла
Невольно в нас вершат свою работу.

               8

Учеба в школе проходила без усилий.
Любовью Ваня не выделял предметы.
Легко шагал из класса в класс,
Не вызывая нареканий и похвал.
Среди мальчишек никого не выделял,
А из девчонок одну лишь замечал.
Наверно, то была любовь
По детски скрытна и полна фантазий.
Ей верен был он много лет,
Почти ничем ее не проявляя.
Лишь иногда краснел из-за нее,
Взаимности не допуская в мыслях.
Застенчивость и целомудрие Ивана
На долго это чувство сохранили.

               9

Как все почти что в школе,
Был Ваня пионером, комсомольцем.
Терпел собранья,  порученья,
Активность в них не проявляя.
Призывы комсомола не чужды ему,
Их соблюдать и сам стремился.
Считал не нужен Комсомол ему,
Он без него найдет свой путь.
Тому, конечно, нужен Комсомол,
Кто устремлений личных не имеет.
Ему насилие разумное - лекарство,
Чтобы желания порочные не овладели им.
Такие мысли у Ивана возникают,
Исканья будущие предрекают.

               10

Жизнь беззаботная и дружба без усилий
Кончались вместе с детством незаметно.
Желания порочные вдруг возникали у ребят,
А взрослые их поощряли часто:
стремленье деньги без усилий добывать
И уходить от воли непонятливых отцов;
Изведать вкус вина и сигарет,
Освободить себя от дел домашних,
А школьные уроки прогулом заменить.
Так отказавшись от принуждения себя,
Хотели следовать призывам непонятным.
Когда же нет у человека целей и идей,
Надежд и воли на лучшую судьбу,
Он обречен чужую повторять.

               11

В минуты трудные непониманья
Иван опору в своих мыслях ищет.
А чувства, что бродили в нем,
Он сохранял для будущих исканий.
Охотно погружался он в фантазии,
В миры прочитанных им книг.
Душа охотно наполнялась ими,
Сама с собой к согласью приходила.
Привык покой он в книгах находить,
Забывшись в пробуждаемых эмоциях.
Он верил, что идет к открытиям своим,
Загадки жизни ждут его решений.
Так в молчаливой, замкнутой натуре
Рождалась воля будущих исканий.

               12

Отец и мать! Родней их нет.
Иван, конечно, это понимал.
Был верен им душой и телом,
И верность эту понимал как долг,
Который платежами красен.
Родные ему главное давали:
Заботу, верность и любовь,
Достаток жизни повседневной.
Но жило в Ване и другие чувства:
Потребность в нежности и ласке,
Желанье искренних бесед
Как проявленье единенья.
Но сантиментов не было в семье,
Им не хватало места в жизни.

               13

Десятый класс к исходу приближался.
И юность в прошлое, и радости её.
Кем быть? Стоит вопрос сурово:
Художником иль кем-нибудь еще?
Он рисовал уже хорошие картины,
Душа звала к активной жизни.
В нем бродят мысли о такой судьбе,
Которая ведёт к борьбе, познанью жизни.
Совет родителей он слушал неохотно.
С его желаниями он не сочетался,
Законченность судьбы в нем ощущал.
В его душе уж жил иной герой,
Со страстным и мятежным духом, 
Готовым в жизни все одолевать.

               14

В нем зарождается стремленье
Такую жизни формулу открыть,
Чтоб, окрылённым смыслами ее,
Идти своей, осознанной дорогой.
Пусть наставляет Комсомол других,
Послушных Ленину и Марксу.
Он хочет ощутить в себе всё то,
Что к коммунизму приведёт страну.
В нем пробуждался интерес
К мотивам поведения людей.
Он хочет знать, как мир произошел?
Что стало для него началом?
В чём состоит предназначение людей?
И надо ль соответствовать ему?

               15

В тех книгах, что читал Иван,
Ответа нужного найти не мог.
Их суть сводилась лишь к примерам,
Которым не хотелось подражать.
Он думал, так не может быть,
Не должен жить так просто человек,
На главные вопросы не ища ответы.
Их обсудить хотел с учителями.
Но тщетны были все его порывы.
Ответов не было на главные вопросы:
Придется самому их находить.
Не знал Иван, что в этих поисках,
Потрачено уже немало жизней,
Свою готовится прибавить к ним.

               16

Такое время было у страны,
Когда пытливая натура,
При поиске основы бытия
На одиночество была обречена.
За человека власть решала,
Как жить, что делать, чем платить,
Чтоб волю смутных мыслей подавить.
Мотивы жизни, поведения людей
Должны определяться интересами страны,
А личные стремленья не мешали им,
И каждый интересом коллектива жил.
Сомнений в этом допускать нельзя.
Обязан человек лишь обществу служить,
Чтоб дружно с ним идти к единой цели.

               17

И все ж нужна своя основа человеку.
Она должна определять его поступки.
Он может ошибаться в ней,
Но без нее ему никак нельзя.
Для Любы это состраданье к людям.
Иль верность делу для Степана.
У Миши - угождение желаниям своим.
Иван же должен знать: зачем живет -
Есть смысл его существованию?
Вопросы эти он не запрещал себе.
Пусть мир живет без знания ответа.
Он так не может, быть как все:
Слепым уподобляться в главном,
На ощупь жить иль по наитию.

               18

Меж тем решение созрело:
Он поступает в МГУ.
Учиться будет на юрфаке,
В Москве на Ленинских Горах.
Так посчитался с волею родных:
Профессию надежную получит.
Отец о ней мечтал в свои года.
Ивану "право" тоже интересно:
Познает цели, механизмы государства.
Насилие, что от него исходит,
Возможно, осмысляет нашу жизнь.
Не только подавляет чуждой волей.
Ведь государство - творение людей,
И, значит, человеку оно необходимо.

               19

Иван пленён величием столицы:
Людскими массами, просторами бульваров,
Обилием театров, магазинов и музеев,
Возможностями необозримых зрелищ.
Он методично постигал Москву,
Без робости прохожих изучал.
Жизнь москвичей понять стремился,
Заглядывать в их окна не стеснялся.
Как существует муравейник сей?
И почему в нем каждый делает свою работу?
Чтоб получать зарплату, лучше жить
Иль функцию свою, как должно, исполнять?
Живет ли в людях знанье смысла жизни,
Иль в том их мудрость, что не искать его.

               20

Ритм и порядок дня навязан:
Метро, трамваи, лекции и семинары.
Читальный зал Иван не редко посещает.
И приобщается к студенческой среде.
Идеи прежние не забывал Иван.
И хочется увидеть ему многое.
Из дома денег стало не хватать,
Он начал зарабатывать их сам:
Сдавать в салон свои картины.
Их брали из-за маленькой цены.
В них был наивный интерес Ивана,
К тому, что наблюдал вокруг себя.
В картинах содержались те вопросы,
Ответы на которые искал Иван.

               21

Зима второго курса приближалась.
Снимает на Садовой комнату Иван.
Душа его уединенья просит,
Чтобы твореньям кисти, до поры,
Внимание чужое не вредило.
Решение покинуть общежитие,
Пришло к нему в родных краях.
Туда, закончив первый курс,
Иван приехал повидать родных.
Он вспоминал друзей, их игры,
Естественное братство единенья.
Вновь пережил то состояние души,
Которое счастливейшим казалось,
Теперь утраченным, видно, навсегда.

               22

Духовные основы отношений,
Что в детстве ощущал Иван,
Он только начал сознавать:
Их глубину, универсальность.
Игра ребят сближала постоянно.
День начинался и кончался ею.
Заботы даже, что на всех лежали,
Лишь были ожиданием игры.
Она всех ставит на свои места:
Друзья ведь многим отличались.
Слабак водил иль запасным сидел,
А сильный в нападении играл.
Вражды и зависти не было у них,
К согласью все охотно приходили.

               23

Теперь же у друзей иная жизнь.
За те недолгие, прошедшие года
Разъединило многое ребят:
Былое единение исчезло.
У каждого теперь своя игра,
И цели их, конечно же, различны.
Играют все по правилам своим,
Тем детству изменили навсегда.
Причин тому немало, у каждого своя,
Но искушение - главная из них:
Хотелось каждому лучшего себе,
Не ведая, в чем состоит оно.
Всем лучшего хотели для себя,
Не ведая о каверзах пути к нему.
   
               24

Иван перебирает в памяти друзей,
Подробности их жизни вспоминая:
Один женился, хоть и по любви,
И все ж последствия водкой разбавляет.
Другой попался на немалой краже.
Сидит на зоне иль в тюрьме.
Иные в армии -  вернутся скоро.
Какие достижения их дома ждут?
Сера и беспросветна жизнь.
А он, Иван, успешней их?
Он мечется, не зная смысла,
Хотя в учёности будто преуспел.
Но не пролог ли в том беды большой,
Ведь знанья умножают скорби.

               25

Он помнит, что такое счастье.
Лишь в детстве испытал его.
Но изменил ему, как все, 
Различие путей - неважно.
В них каждый склонность проявил,
Поддавшись искушеньям личным.
Иван свои увидеть хочет,
Тем объяснить свои поступки:
Их рок иль назначение судьбы.
Он задает себе вопросы,
Не думая о важности ответа:
Навязан ли ему путь жизни,
Иль выбирал сам он тяготы ее,
Не ведая о трудностях маршрута.

               26

Не мог Иван ребенком сознавать
Последствия своих поступков.
Зачем брал в руки карандаш:
Чтобы себя в рисунке проявить?
Изображая мир на свой манер,
Его пытаясь на бумаге поместить,
Он возвеличивал себя,
Страсть роковую проявил.
Все главное тогда произошло.
Желаниям порочным волю дал.
Им подчиняясь, гордость проявил,
От жизни подлинной тем уходил.
Такое же случалось и с его друзьями.
Они от счастья также далеки.

               27

Корысть и гордость, в них корень зла.
Обманчивы они и многолики.
В них общее судьбы людской,
Их уводящие от счастья.
В далеком детстве, подобно дикарю,
Творившему изображения на скалах,
Он уходил от единения с друзьями.
Так у любого из его друзей
Своя скала и свой рисунок.
Обман желаний всех нас поделил
Надеждой рокового побужденья.
В них плата за утрату единенья,
И чувства общности судьбы
И счастья личного в душе.

               28

Родители! Они свои по крови.
Но кто он им и кто они ему.
Для них он продолженье жизни,
И в том опять проклятый интерес.
Он от родителей берет, что может,
Платить же вовсе не спешит.
Он оправдание всему находит -
У всех корысть в основе поведенья!
В ней можно спрятан жизни смысл?
Иван готов дать утвердительный ответ.
Но как же быть с порывами его?
А верность долгу, избранному делу?
Ужель, коль глубже посмотреть,
И в них корысть он обнаружит.

               29

Тоска все ближе подступала.
Он дома и по-прежнему один.
В Москве мог потеряться меж людьми,
А здесь один среди своих вопросов.
На одиночество он, видно, обречен.
И на него пойдет без сожаленья.
Хоть в этом есть своя корысть,
Он с ней обязан примирится.
С ней выйдет на пути такие,
Чтоб замыслы свои осуществить.
Всё в творчестве он одолеет,
И то, что с ним неотделимо.
Он с волей все сумеет превзойти,
Высоким целям подчиняясь.

               30

Людские слабости! В них корень зла.
Иван решил о них рассказы написать.
В них отразить итоги размышлений,
Чтоб объясненье прежним выводам найти:
Все в людях ложь - прикрытие корысти,
И выглядят они не так как должно -
В притворстве, их избранная роль,
Всю жизнь ее охотно исполняют.
Судить людей не вправе он.
Лишь сознает серьезность положения:
В корысти все мотивы поведения людей.
Но для себя он сохранит надежду:
В познаниях своих таких высот достигнет,
Чтоб смог вернуться к тому, что в детстве ощущал.

               31

Нет анатомии души в рассказах.
Грешат они натурализмом нравов:
Писал Иван во власти настроенья
В неодолимости конца их утопал.
Тогда лишь завершить рассказ он мог,
Когда на горло наступал себе.
С одной корыстью - убого содержанье:
Финал достойный не мог найти рассказу -
Угрюмо и не ясно всё почти.
Порывы чувств в них, критика - абстрактны,
Истоки подлой жизни указать нельзя,
А их последствия весьма разнообразны.
Ведь жизни смысл, увиденный другими,
Он достоверным для себя не признавал.

               32

К холсту привычно обращается Иван:
Инстинкт, опробованный в детстве.
Напишет он портрет, возможно, свой,
Чтобы итоги подвести своим исканьям.
Пусть будут в нем неясные сужденья:
Символика картин не всем доступна.
Портрет он нарисует для себя,
Поверит в результат боренья красок
Меж смыслом жизни и бессмыслицей ее;
Меж верностью и подлою изменой;
Между корыстью, спрятанной в душе,
И дерзкому презрению к притворству.
Увидит все в лице у человека,
Всему он даст суровую оценку.

               33

Не удавался задуманный портрет.
Хоть отказался в нем от черт своих:
Морщин прибавил, увеличил возраст.
Не раскрывал он замысла его.
Тогда он к женскому портрету обратился:
Подвижней, тоньше дамские черты.
В них легче отразить коварную борьбу,
Найти улыбку достойного презрения.
Так время шло, уж третий курс в разгаре.
Портрета нет! И будет ли - не ясно.
Все муки творчества и осужденья мира
В Иване прорывались недовольством.
Наверное, он шел к своей беде,
Когда Мадонну в магазине встретил.

               34

Была ль случайной эта встреча:
Бывает ли такое в жизни?
В исканьях полагаясь на себя,
Решенье чаще мы в других находим.
Нечаянная встреча им нужна обоим
(Центральное событие романа).
Идя по жизненной дороге одиноко,
Спасаемся порой нежданной дружбой.
Лишь человек поможет человеку
В порыве благородства иль печали:
Сочувствует чужой беде он, неудаче,
Когда свои, пусть ненадолго, отступают.
У Любы и Ивана все было по другому:
Их родственные души совместились.

               35

В лице у Любы не было тех черт,
Которые в портрет хотел вложить Иван.
И всё ж пришло к нему согласие с собой:
Сознанье завершенности исканий.
В чертах и милого, и нежного лица
С венцом из прядей седеющих волос
Светило на него такое благолепие
Как будто бы сошло оно с небес.
Рассеянный немного взгляд ее,
Глубины пониманья мира выдавал:
На мир не надо ей пристально глядеть.
Во взгляде не было суждений и оценок,
Которые хотел в портрете изложить Иван:
Лицо, точнее лик, покой лишь излучало.

               36

Ивану предстоит узнать Мадонну.
При встрече же отметил для себя:
Есть в ней суждения о жизни,
Узнав которые поймет он и себя.
Что существует взгляд на мир,
На истинность имеющий права.
Цена ему, конечно, высока -
Достойной платы нет у него пока.
Фантазиям он долго предавался,
Они вражду в нем возбудили.
Она живет уж больше года с ними,
На истинность так долго претендуя.
Напрасно потерял он много сил.
Теперь другой портрет напишет -
Итог иного взгляда на порочный мир.


Рецензии