На Южный Приют

Свои пути я выбирал по карте,
не глядя на Полярную звезду,
когда в дорожно-будничном азарте
в часы дневные был я на ходу.
А вот ночами...Тихая поляна.
ручей журчащий, скальный гор навес,
и запах разнотравия медвяный,
и к звёздной карте праздный интерес...

Седой Кавказ...Амткел - к нему тропою
туристов череда, костёр горит,
негромкий смех, гитарною струною
душа поэта с небом говорит.
Она поёт любимой о высотах,
о трудностях похода, красоте...
А я гляжу на звёздные щедроты,
как метеор растаял, пролетев.

Затух костёр, затих аккорд гитары,
накрыл поляну спящую туман...
С рассветом солнца звонкая фанфара
и вновь краса Кавказа в закромах.
Взревел мотор... Колёсами разбросан,
блестя, ручей вновь к морю побежал...
Хочу на серпантине под утёсом
я своего достигнуть рубежа.

А он уже вот-вот, за дальним склоном,
и путь к нему, хоть труден, но открыт...
Легко одолевал тогда препоны,
и тот азарт доныне не избыт.

В мае 1977-го года я окончил курсы по вождению автомобиля при автошколе ДОСААФ и получил заветные корочки с категорией «В» и теперь я мог уже водить не только мотоцикл, но и авто любой модели вплоть до грузовика грузоподъёмностью до 3,5 тонн. Это обстоятельство решало многие вопросы, ибо выросла семья - у нас с супругой уже двое детей (девочки 62-го и 68-годов рождения) и на мотоцикле всех не разместить, а пристрастить к путешествиям., пусть и недальним, я их всё-таки успел, так что вопрос машины встал с неодолимой ясностью. В декабре того же года я приобретаю почти новый (10 000 км пробега) ЗАЗ-965 ( в народе прозванный «горбатый» и начинается новая эпопея в моей моторизованной жизни.
И естественным порядком возникает желание , а теперь и возможность, показать детям прелести Кавказа, да и не только детям – маме и отцу. Благополучие езды на мотоцикле сильно зависит от погоды. Авто в этом смысле гораздо комфортней и безопасней. Забегая вперёд, скажу, что за десять лет (1977 – 1987г.г.) я свозил на Кавказ, в Кишинёв, Киев, Москву, Днепропетровск обеих дочерей, жену, маму и отца. В 1987 году я продал «Запорожца» и купил «Жигули» второй модели, с которой тоже много приятного связано за двадцать лет, но это уже другая тема.
В этом повествовании я хочу рассказать о своей поездке на Кавказ с супругой и со старым приятелем, у которого тоже, но чуть ранее, появился ЗАЗ-965 и мы совершили наш очередной пробег по Кавказу уже на машинах.
Напомню читателю, что опубликовав «Вторую кавказскую одиссею», где упомянул о том, что ровно через десять лет мы посетили «Южный приют», я и привожу этот
рассказ в качестве продолжения темы Клухорского перевала. Только теперь мы едем не из Теберды к «Северному Приюту», а из Сухуми к «Южному Приюту». Но надо ещё доехать до Сухуми. Маршрут старый и заезженный (на мотоциклах), но условия быта уже другие – над головою крыша, а не палатка.
В те годы проблем с парковкой не было, можно было ставить машину в любом месте, где не было запрещающих знаков, и на любое время. Теперь мы не торопились покинуть пределы города, который встречался на пути. ибо палатку натягивать не надо было. И «Запорожец», и особенно вторая модель «Жигулей», обеспечивали условия ночлега в салоне на двоих.
В этот раз отпуск мне дали в начале октября. Надо сказать. Что октябрь на побережье Кавказа схож погодными условиями Южного берега Крыма в сентябре. В октябре в Ялте я уже не хожу на пляж – вода падает до 17 – 19 гр.С., а в это время в Сочи – 22 – 24 гр.С
Первая ночёвка наша пришлась на Геленджик, где мы остановились за воротами почти пустой автостоянки. Всю ночь дул прохладный ветер и наш сон нарушался грохотом сорванного железного листа с навеса над каморкой приемщика.
Но к утру ветер стих, вышло солнце и мы быстро добежали до Сочи, где и позавтракали.
Целью нового дня стала Красная Поляна, где мы ещё не бывали и куда вела крутая горная дорога. Сейчас это известное во всём мире место, а тогда это была заштатная достопримечательность для немногих любителей кавказской экзотики.
Заночевали мы на поляне, где под откосом пролегало русло сброса воды из небольшого водохранилища с гидростанцией местного значения. Поужинали при свете костра и долго сидели, глядя на завораживающее пламя. Стояла тишина и только слышно было журчание воды и ещё впечатляло высокогорное небо, густо насыщенное звёздным светом.
Среди ночи послышался нарастающий гул сброшенной в русло воды, но скоро и он утих.
После полуночи вдруг поляну осветили фары фургона, но, увидев два стоящих «Запорожца», владелец фургона быстро ретировался, а утром мы увидели сброшенные на землю останки мотоцикла «Ковровец» - раму с передней вилкой.
Позавтракав разогретой тушонкой с гречкой и чаем, выбрались на шоссе и поехали вверх, к «Красной Поляне» В то время там был небольшой музей природы в деревянном (из брёвен) одноэтажном строении и мне хорошо запомнился прекрасно изготовленный муляж оленя в естественной среде Кавказа. Со смотровой площадки хорошо была видна вдали белая маковка одной из вершин Эльбруса. Вернувшись на шоссе в районе Адлера, мы помчались на Сухуми. Проскочили Гагру,Пицунду, Гудауту и вот Сухуми. Ночь застала нас на на восточной окраине Сухуми и мы заночевали у поста ДПС в самом начале дороги на «Южный Приют».

 Часть вторая

Возвращаясь в повествовании назад, следует указать причину задержки в дороге –
проезжая Новый Афон, мы уже по традиции остановились для осмотра новоафонской пещеры, ибо рекламный плакат предлагал осмотр вновь открытой экспозиции, чего ранее не было. Мы не торопились и потому клюнули на эту приманку и не пожалели.
Было открыто много новых «залов» с геологическими шедеврами и два часа задержки
забот нам не прибавили, наоборот – обогатились впечатлениями, но это отдельная тема.

Утром шестого октября мы начали своё движение в горы. До селения Цебельда дорога
была со следами хорошо сохранившегося асфальта, далее. на протяжении 120 километров грунтовка . Особого напряжения это не вызывало, ибо дорога была хорошо укатана лесовозами, все повороты сглажены, поскольку лесовозы длинномерные, с роспусками.
За Цебельдой дорога пошла вдоль русла реки Кодори и вот первый мост через реку, после которого и началась грунтовка. От шоссе отходила неширокая дорожка, уводя под мост, где протекал небольшой ручей, который надо было пересечь вброд и выбраться на обетованную поляну в окружении самшитовых зарослей с одной стороны и громадного скального массива с противоположной стороны.
Место выглядело уютным и даже красивым с большим и единственным кострищем, огромным бревном рядом, служащим столешницей для многочисленных туристов, проходящих здесь тропой на озеро Амткел. Под скалой стояла одинокая палатка и до вечера никто из неё не появлялся и лишь к заходу солнца появились три её обитателя – спелеологи, которые ночью уходят в карст, обследуют очередное разветвление пещеры, а к утру выходят и залегают в палатку для сна днём, под согревающими солнечными лучами, ибо в пещерах круглосуточно и круглогодично температура около + 8 гр.С
У нас как раз готовился ужин, кипела вода в котелке и мы пригласили новых знакомых к «столу». Завязался разговор, один из спелеологов закончил КПУ, в котором заочно учился мой напарник, зазвучала гитара и мы услышали новинки московского барда Окуджавы и других, дотоле неизвестных мне, авторов.
Вскоре они ушли собираться к спуску в пещеру, а мы готовиться ко сну. Как и на Красной Поляне, ночь здесь была такой же звёздной и мне посчастливилось увидеть летяший спутник по его мерцающей трассе. Под утро опустился лёгкий туман, но с первыми лучами солнца рассеялся, открыв нам дорогу для дальнейшего движения.
Проделав в обратном порядке движение к шоссе, мы выбрались на тракт и вскоре попали в тоннель трёхсотметровой длины и дальше пошла грунтовка без какого-либо признака асфальта. Среднюю скорость мы держали в пределах 30 – 40 км/час и часа через два добрались до селения Квемо-Ажара. Здесь царил самобытный стиль строительства – все дома местных жителей были из местных пород деревьев, крыши тоже были из дубовых планок – гонта, и, судя по цвету этих планок, служили они долго и исправно
Здесь я впервые увидел деревья съедобных каштанов и тучи диких кабанов и молодняка, питающихся этими каштанами, которыми на земле были покрыты громадные площади.
Молодые кабанчики отличались от взрослых особей розовой шкуркой с чёрными пятнышками и всё это пёстрое братство совершенно не боялось машин и кюветы были забиты наевшимися и спящими животными.
Навстречу нам то и дело тащились лесовозы, вывозящие кавказскую пихту , кедр и дуб – строевой лес, уходящий в порты за валюту. Через овраги и ручьи были переброшены мосты без перил и поручней, так что надо было быть внимательным и осторожным на поворотах.
Километров за двадцать до «Южного Приюта» мы проезжали небольшой хуторок, в котором дорога была главной улицей и вот возле одного из домов видим – стоит на бугорке пол-литра водки и на тарелке рядом лежит начатая плитка шоколада. Понятно, что это для помин, но непонятно, то ли умерший, то ли погибший в ДТП. Проехали, не останавливаясь, лишь слегка притормозив, поскольку пить за рулём, да ещё в чужом краю, явно не стоило.
Было уже время обеда, около двух часов, когда мы подъехали к «Южному Приюту».
Хуторок из деревянных коттеджей, выполняющий функцию турбазы, перевалочный пункт для кратковременного размещения организованных туристов – был в это время пуст, столовая была закрыта, буфет не работал, так что нам ничего не оставалось, как прогуляться по территории, напиться минеральной воды из бювета и возвращаться обратно на побережье. Даже сейчас, спустя более тридцати лет, я так и не смогу дать внятное объяснение, зачем мы туда мотались, испытывая неудобства и рискуя здоровьем и даже жизнью.
Упоминаю об этом я не просто для красного словца – через три года мой приятель вновь поехал по этому маршруту и повёз туда свою вторую жену, с которой уже имел общего сына, чтобы заразить и её своей любовью к Кавказу и романтике дорог.
И надо же случиться такому совпадению, чтобы недалеко от того места, где стояла бутылка и лежал шоколад , он залетел на своём «Запорожце» под прицеп лесовоза, порвав предварительно о корягу тормозной шланг. Тормоза, когда он догнал лесовоз и хотел притормозить, отказали и он въехал под платформу прицепа, сорвав крышу автомобиля почти до середины салона.
К счастью, сами почти не пострадали, приехали своим ходом домой, но отпуск был омрачён, надо было решать проблемы с восстановлением авто и прочие заботы, но это уже другая тема.


Рецензии