Краеведу Е. А. Балашову

ОТЗЫВ на книгу Е.А. Балашова
«Метаморфозы топонимики Карельского перешейка»
в форме открытого письма


Здравствуйте, Евгений Александрович.
Прочитал Вашу брошюру «Метаморфозы топонимики Карельского перешейка», посмотрел Ваши материалы сайта ИКО «Карелия» (https://terijoki.spb.ru/kannas/articles.htm).

Признаюсь, что монография Краснолуцкого «Приозерск» или «Три войны Великой Финляндии» Широкорада мне понравились существенно больше в плане фактуры, информативности и глубины выводов. Особенно книга «Приозерск», насыщенная цитатами из летописей (русских, скандинавских и др.) и документов. А если ещё внимательно почитать Калевалу, то картина становится совсем интересной.

Что же меня у Вас зацепило и заставило написать это письмо? Наверное, ваш настрой и то, что я встречаю немало людей, с такими же настроем и мыслями, как Ваши.

Всё что Вы пишите, проникнуто обидой как на царскую Россию, так и на СССР. Чтобы вы не писали, Вы полны сочувствия к финнам и Финляндии; прямо или косвенно в бедах финнов обвиняете государство, в котором живёте и гражданином которого являетесь. Возможно, у Вас даже есть личный мотив.

В своей монографии Вы пишите, что и как называлось до 1947 г. по-фински. Пытаетесь воскресить финские топонимы Ленобласти в сознании людей. Хотя при этом Вы упоминаете, что некоторые финские названия имеют русский корень или даже являются финским переводом русского названия. Почему же Вы не взялись восстановить топонимику Карельского перешейка до шведской оккупации 1608 г. и последующего фактического изгнания отсюда карелы и заселения этой территории подконтрольными шведам финнами? Конечно, это труднее, чем взять за основу карту 1941 г. Но именно такая большая работа по восстановлению забытой исторической правды была бы настоящим Воскрешением памяти этой земли.


К настоящему времени, из доступной мне информации я сделал следующие выводы:

1) Территория, включающая Карельский перешеек, Республику Карелия и часть современной Финляндии (которая до сих пор официально называемая Карелией) до 1610 г. была населена карелами и пришедшими позже словенами новгородскими. В ранние летописные времена она подчинялись Великому Новгороду. Карелы, меря, весь и др. перечислены среди племён, добровольно вошедших в союз Древней Руси и упоминаются в Повести Временных Лет.

2) «Карелы» и «финны» того древнего времени (не современные!!!), несмотря на этническое и лингвистическое родство, рассматривали друг друга как разные народы. В летописях, которые во множестве цитированы в монографии «Приозерск» нет ни одного упоминания о столкновениях русских и карелы. А вот упоминаний о совместных набегах новгородцев и карелы на финнов в летописях много. Более того, если внимательно читать Калевалу, там тоже можно усмотреть память об этих походах-набегах.

3) После захвата шведами в Смутное Время Карелии и гонений на православное христианство, карелы несколько лет вели со шведами партизанскую войну. А поняв её безрезультатность, карелы семьями ушли в Россию (в частности под Тверь, положив начало т.н. «тверским карелам»). Именно тогда (а не в 1940-е гг., как Вы пишите) Карельский перешеек ВПЕРВЫЕ практически полностью опустел. Именно за ушедших карелов шведский король требовал с Московского государя гигантскую компенсацию в золоте. В итоге опустевший Карельский перешеек шведы заселили финнами (своими подданными), которые там до этого никогда не жили.

4) К 1808 г. (спустя 200 лет) Россия вернула себе эти потерянные земли полностью. Но карелы на эти земли из изгнания уже не вернулись.
В отличии от шведов (и др. европейцев), свою религию населению возвращённых земель русский царь не навязывал.
Наоборот, при Александре Втором Финляндия получила полную автономию (которой у неё никогда не было ранее) и в подарок всю Выборгскую губернию (в которую входили современные Выборгский, Приозерский и Всеволожский районы Ленинградской области). В этом смысле Александр совершил поступок, сходный с дарением Крыма Украине Хрущёвым.
Надо сказать, что и теперь центр Хельсинки очень напоминает русский город.

5) В 1917 г. Финляндия впервые в своей истории получила независимость. Этому способствовал не только развал России после революции (и захват огромного количества русского вооружения в Свеаборге, вывезенного туда с Дальнего востока в 1905 г.), но и длительная финская автономия в составе Российской империи.
Почему-то, когда русские правители (России или СССР) начинали заботиться о благосостоянии и развитии финнов или прибалтов, это в итоге вызывало обратную реакцию. А ведь, если бы Финляндия и Прибалтика оставались бы под Швецией, роста национального самосознания этих народов не случилось бы никогда. Не говоря уже об обретении ими государственности. На добро добром России отвечали очень немногие. Вообще, люди быстро забывают хорошее. Тем более, если эта правда для них не выгодна. Но обиды не забывает никто. Кроме русских, наверное.

6) В Зимнюю войну (и последующую за ней Великую Отечественную) СССР (=Россия) вернул большую часть древних новгородских земель, потерянных Россией в Смутное время. Хотя немалая их часть так и осталась в Финляндии (включая городок Липери, который фигурирует в советском фильме «За спичками»).

Можно говорить о том, что война была начата против независимой Финляндии, что проводилась она до весны 1940 бездарно и др., что мощь линии Маннергейма была раздута советским командованием, чтобы оправдать наши людские потери. Всё так. Но возвращение этих территорий было необходимым, политически правильным и исторически справедливым решением.

Можно понять финнов, которые к тому времени жили здесь уже более 300 лет и считали эту землю своей. Иначе и быть не могло. Они, их отцы и деды родились здесь. Поэтому в этой войне за каждым была своя правда и справедливость. Любая война, какие бы цели она не преследовала, несёт кровь, боль и смерть. Поэтому и есть люди (лидеры), которые принимают на себя ответственность вместе с проклятиями одних и благодарностью других.

Переименования названий населенных пунктов и прочей географии Карельского перешейка в 1947 г. – политически понятно и исторически справедливо. Российские земли спустя 300 лет вернулись в Россию. Пусть и названия будут русские. Жаль, что не вернули (там, где было возможно) названия начала 1600–х. Об этом факте возвращения бывшей Новгородской пятины в Зимнюю войну (а не аннексии) сейчас не только не вспоминают, но многие этого и не знают.

Почему-то, к большому моему сожалению, никто не написал и не проанализировал современных переименований в т.н. «Восточном Казахстане», где до создания КазССР предки современных казахов никогда не жили и городов не ставили. Почему, основанные русскими казаками города Семипалатинск, Усть-Каменногорск и др. сейчас переименовали в Семей и Устькаман? Почему, улицы этих чисто русских городов переименованы в имена казахских батыров? Вот ту уж точно – об исторической справедливости и речи нет.

Я люблю Приладожье. Уже несколько лет стараюсь проводить здесь все свободные выходные. В Зимнюю Войну здесь воевал мой дед. А я, как ступил на берег Ладоги, почувствовал себя дома. Вы занимаетесь хорошим нужным делом. Так идете дальше вглубь. Это гораздо благороднее.

17.02.2019 г. Георгий.


Рецензии