Седакова и Бродский
О. Седакова.
Понимает ли Седакова Бродского? Поэта, перепрыгнувшего через своё поколение и давшего оригинальный голос поколению рока и перестройки? Внешняя характеристика поэзии Бродского описательна, тут не поспоришь, но она же, одновременно, и ткань чего-то иного - иного времени.
Каждое слово Бродского - это взгляд, существующий в определённом событийном потоке жизни, по характеру он находится во времени последней свободы социализма, которая пришлась на 80-е и 90-е, для тех, кто тогда был молод. И вот, заскакивая наперёд, Бродский пишет их голосом.
Это не произвольное "что вижу, то и пишу", это одиночество, способное ещё чувствовать общее время и являть последний вздох идеального, рассекающего мир.
Не "что" описывается, а "как" я выхожу на эту встречу - узнаваемо в стихах Бродского. Поэтому Бродский не описывает, Бродский организует "встречи". Меня и комнаты, меня и бабочки, меня и противоположной моему дому крыши, а если надо, то меня и Авраама - также легко, как и крыши, и стула, и дня, и супа, и чемодана.
"Место встречи изменить нельзя" - название этого чудесного советского фильма вполне подходит к творчеству Бродского.
"Место встречи" - это я сам.
Не духовные субстанции воспеты Бродским, а вполне материальные. Что ж с того? И материей можно себя "ощупать", и, пожалуй, гораздо цепче и тесней, нежели "чистым духом". Быта-то нет, даже когда он присутствует во всей своей натуре, он не "бытует", а снова попадает в окоём. Глаз вращается - без умысла, без остановки, и без умолку бдит мысль, Бродский - метафизик "светлейшей воды". У него мысль вращает глазом и понуждает "глаз - видеть", "тело - любить", а меня всего целиком понуждает "существовать во встрече".
Если к предмету, который ещё вчера был лишь "привычкой" приставить мысль, то что будет? Поставим эксперимент. Вот такой эксперимент и ставит Бродский "каждый раз" своей поэзии.
"Я мыслю, следовательно, я существую" - говорит Бродский вслед за Декартом и показывает "как это"...
Думать, что Бродский "длится" лишь в своём "писании" (описании) вещей, обстановки и всяческих разных картин - наивно. Тут масштабы похлеще пересекаются. Время уходит в вещь, вещь говорит метафизическим голосом, а я её подслушиваю и подсматриваю на неё глазом в "зерцале зоркости". Каждое из этих отношений "точнится" - становится ярким, тонким и точным, это мировая сеть, без интернета, или смысл интернета без его поганого осуществления. Все-мировое со-общение...
И так уж пришлось у Бродского, что стало записываться оно у него в виде поэзии. Почему бы и нет? Если по внутреннему слуху именно поэзия является самой подходящей формой.
Откуда же он к нам пришёл? Из того социализма, который хотел создать нового человека, и вот создал. Это был "тунеядец" Бродский.
Как говорится, что заказывали, то и получили(в ироничном смысле).
Не таким представляло себе нового человека это общество, но представлениям пришлось потесниться, и суд истории, а не поспешный и "посмешный" суд, вынес свой приговор.
Чем хуже "вязи" Бродского "вязей" Хайдеггера? И не придётся ли нам завтра наоборот спросить: чем хуже "вязи" Хайдеггера "вязей" Бродского?
Мы встали и стоим в том пространстве, в котором поэт ли, мыслитель - не важно, грани стираются.
При всём моём глубоком уважении к Ольге Александровне, она мимо стреляет, ошибается.
Существует определённый конгломерат людей, которые просто не в состоянии читать Хайдеггера, как там не пыжатся, а сколько ещё и таких, которые читают, не читая? И также точно существует огромная масса читателей и даже любителей поэзии, которым совершенно недоступен Бродский. Высока планка. Цветаевское "не снисхожу", но у Марины была простота, огонь, вольность фантазии - на них спасался читатель и в струнку вытягивался вслед за Мариной. А тут - "ничего подобного". Только "вязь" - "арабские буковки" - многоэтажные смыслы- образы -вещи - слова -мысли - и как это читать?)))
Свидетельство о публикации №119021600632