О Стреле Времени через синергетику

           Время в том виде, как его описывают фундаментальные законы физики от классической ньютоновской динамики до теории относительности и квантовой физики, не содержит никакого различия между прошлым и будущим. И поныне символ веры многих физиков заключается в убеждении, что на фундаментальном уровне описания природы стрела времени не существует.

               И. Пригожин. Конец определённости.


       Сначала та же наука, силой своей абстракции "создаёт" абсолютное время и абсолютное пространство, а затем она же, вдруг с криком "Эврика!" прозревает, что её понятия "пространства" и "времени" и всегда были, и сегодня продолжают, и далее по факту будут, как подозревается, - крайне абстрактными, что они настолько индиффиренты, что в вычислениях и расчётах нет никакой разницы между прошлым и будущим. Похоже, что наука тут копается в самой себе, и дальше себя, на самом деле, в этих кардинальных вопросах носа не кажет. Не природу пространства и времени она реально познаёт, а с трудом осуществляет частные шаги собственной рефлексии и гносеологии - в вопросе о времени просвечивает скорее уровень самосознания науки, чем реальная природа реально понятого Времени.
       Принято считать, что в науке время сначала было абсолютным, а затем стало относительным, после теории относительности Эйнштейна его, как бы, понизили рангом, и сами же застыли в немом удивлении - гляди-ка, какая картинка открывается!
       Но и относительности времени учёным оказалось мало, и вот уже они добираются до его подлинного научного статуса - Пригожин ведь пишет не об относительности времени, а именно о его абстракции. Ещё бы! Как может время быть не абстрактным, если оно вообще источается из субъекта, является одной из его фундаментальных размерностей, а субъекта в науке, по крайней мере в известной нам науке, не существует, он там не подразумевается... Ему там, в общем-то делать нечего...
       Только абстрактным расчётам физических теорий может соответствовать абстрактное безразличие времени в плане его прошлого и будущего. Только механические или атомные часы, как производные той же науки, отсчитывают такое абстрактное время, и вторым, косвенным или опосредованным образом, навязывают и человеку столь размеренно-безразличную во времени жизнь.
Но как только мы возьмём любую реальную жизнь конкретного индивида, эта абстракция моментально куда-то исчезает - сколько бы не задавливалась человеческое существо и человеческая сущность этим равнодушным "тик-так", подспудно оно осуществляет и проживает "время своей жизни".
       Пригожин не понимает, что не "стрела времени" уничтожается последними научными "открытиями", а его собственная абстрактная поступательная равномерность ставится под вопрос или наконец-то просветляется, делается явной. Абсолютно делимое(любой бесконечно малый отрезок времени снова делится, как и последующий, как и предыдущий) и абсолютно равномерно идущее время(каждая секунда равна каждой секунде, каждый час равен каждому часу - когда бы и где бы он ни происходил) - это не "Стрела времени"!!! А самая что ни на есть Абстракция с большой буквы Времени как необходимая для становления науки Абстракция. Но раз учёные наконец-то натыкаются на неё - её время))) пришло или прошло...
      В общем время НАШЕГО времени кончилось.
      Более, оно не сможет нас удовлетворять.
   Только зачем же это выдавать за научные открытия?
   А затем, что плохо всё с сознанием и мышлением - туманно. Учёные всё ещё не понимают, что именно они "открыли".
     Учёные -синергетики думают, что разоблачили "стрелу времени", но они сами не понимают, что они разоблачили - они разоблачили вот что - господствующую до сих пор абстракцию, созданную самой же наукой. То есть разоблачили, считайте, самих себя. Но пройдёт ещё немало времени, пока они об этом догадаются - философия, диалектика и Логос в среде науки не живут, так что вполне допустим и такой вариант, что вообще не догадаются. Им просто скажут об этом - извне, припрут к стенке - мир и новый человек с его новыми запросами и возможностями.

     Почему Пригожин называет абстрактное время "стрелой времени"? Потому что оно, якобы, необратимо - идёт в одну сторону. Но он совершенно не понимает, что у абстрактного времени, так называемая "стрела времени" существует лишь постольку, поскольку последнее является "проекцией" настоящего Времени. Лишь настоящее, подлинное Время содержит в себе "стрелу времени", а та абстракция времени, которую мы имеем налицо - содержит некоторую "пародийную направленность" и оттого грубую, одностороннюю и неразрешимую.
     Пригожин намекает, что исходя из "новых" пониманий времени, якобы, МОЖНО допустить, что из будущего мы спокойно отправляемся в прошлое, поскольку прошлое и будущее то равны. О! Опять это "равны", опять это индифферентны, опять это безразличны! И столь же безразличен оказывается и наш допуск к "машине времени" - наука не воспрещает, не отрицает, что это возможно и всё. Но ТАКАЯ наука, не в силах сказать ничего больше, кроме ЭТОГО! Столь ли ценны её сведения? По существу они означают - снять запрет, который сами же и наложили, и... остановиться в дальнейшем недоумении. Достаточно спросить её - а как же парадокс времени - я встречаюсь с самим собой в прошлом - и она тут же заявляет "мы пас". Элементарный парадоксальный, противоречивый вопрос сознания повергает ТАКУЮ науку в амеханию - в ступор.
      Из чего не могут выбраться физики? - Из своего сознания, сплавленного с физикой.
      Физики - это люди, которые искалечены физикой. Не ждите, что они поставят перед собой экзистенциальный вопрос и дадут на него экзистенциальный ответ. Наоборот, ожидайте другого: что ваш экзистенциальный вопрос и ваши экзистенциальные раздумия они извратят своей физикой. И, как невинные младенцы даже не будут о том подозревать.
      Страшная вещь наука - когда время её уже прошло!
    Чтобы сказать авторитетно об отсутствии или присутствии в реальности "стрелы времени", нужно хотя бы увидеть ЧТО ЭТО ТАКОЕ! А как можно разоблачить "стрелу времени", которую ты не в состоянии увидеть и которая не вмещается в поле твоего сознания?

     Открою вам небольшой секрет, вам читатели, а вовсе не вам физики. замороченные своей судьбой. Время не направлено бог весть куда - в неизвестное "далеко" и дальше, дальше - как у нас считается, или как у нас говорится - время не направлено "вперёд"(и где этот перёд?). Настоящее время, а это такое время, основанием которого служит "настоящее" - направлено всегда на самого себя, то есть в своём направлении замкнуто в круг или бесконечность. И эту его направленность мы способны постигать следующим образом: будущее направлено в прошлое; прошлое направлено в настоящее; настоящее направлено в будущее и т.д. - по такому кругу. И там, в их интенциях друг с другом и нужно искать "стрелу времени".
     Причём, это не является словесной эвилибристикой: события настоящего порождают определённое будущее, это будущее заранее формируясь, отправляется в прошлое, чтобы подтянуть всего человека к себе, и вот прошлое уже спешит к настоящему. Только так. Вот в чём заключается "стрела времени" - совершенно изогнутая кривая, сложнейшей формы, а не "прямая палка" наших измерительных систем. Кривая "стрелы времени" может стать и прямой, но опять же, в исключительных случаях, которые мы называем "мгновением ока" или "вечностью", когда время останавливается и стоит. Но об этом нужно писать отдельно и подробно.
     Таким образом, "стрела времени" как СТРЕЛА, а не как кривая, возможна лишь в одном единственном случае - когда открывается вечность и тогда эта СТРЕЛА направлена вовсе не вперёд, а вверх, ибо эта Стрела - это СТОЛБ слившегося, претворённого времени - "Столп и утверждение истины", о котором писал отец Павел Флоренский.


Рецензии