Чувства повторяются - а стихи - никогда!

"Исповедальное"

В голографическую душу
Небесно огненных прожил,
Я релевантностью обрушен!
Подброшен силою пружин!
Ища гармонию созвучий
И звонкой рифмы диалог -

Из тьмы я высек тьму излучин,
Я разгадал - что значит Бог!
Великой радостью объятый
Я сноп созвездий накосил
И дух - небесный арендатор -
Сам окрылитель высших сил:

Ты кто?! - он зАдал мне вопрос.
- Я звёздокос! Я звёздокос!

Верблюжьих облак караван
Моим дыханьем обдуван!!!
Я твой венок на волосах,
Я ветер в алых парусах!
Волшебный Фей раскрасил мной
Полёт идей и шар земной!

Я ламп – для Джин! Я лун – для неб!
Я для поэзы – соль и хлеб!
Мотор и скорость для машин,
К обеду – стол, к вину – кувшин!
Восходам – луч, снегам – метель,
Дождям – я туч, страстям – постель!

Прощённый грех - для аллилуй,
Для губ - я смех и поцелуй!
Для солнца – зной, для яблок – хруст,
Гитарам – строй, дорогам – куст,
Для бабы – ша, для музы – грец!
Друзьям – душа, врагам – пиз@дец!

УЙ:)))))
Сан-Торас   

.
_______ Как-то  отозвалось во мне Ваше:
 
"Дождям – я туч, снегам – метель,
Восходам – луч, страстям – постель!"

строчками А.Тарковского:

"А когда-то во мне находили слова
Люди, рыбы и камни, листва и трава".
Лина Чирко.
.
_________Тонкое наблюдение, Линочка.
Чувства повторяются - а стихи - никогда,
 если они настоящие.
... читаю с Вашей подачи Тарковского, которого люблю и вижу -
его темп, его ритм и даже рифмы - так отличимы от
современности, в хороших стихах всегда слышно время.
А иногда так явственно, что  чувствуется как вращается земля...
Сан-Торас.
.
 
_________Да,Санто, Вы правы: современные стихи звучат иначе, чем классика.
 Для классической поэзии (и Тарковского в том числе) характерно серьезное отношение к серьезным темам, а шутливо-смешливое - только к несерьезным.
У нынешних авторов любая тема - и сверх серьезная не исключение - может быть обременена "невербальными факторами", экстралингвистической составляющей
- я имею в виду не жесты, позы, мимику, интонацию (хотя при чтении вслух это также может иметь место), а сам строй речи, неуклонное стремление всё свести к хохме, к дурашливости, окунуть в олбань...
Это, наверное, "заводит", но тема теме рознь.
Поэзия должна все-таки быть поэтичной... Сплошной ржач утомителен.
Это не в Ваш огород я каменья бросаю, а рассуждаю о поэзии вообще,
 о Поэзии в высоком смысле слова.
Лина Чирко   
.

_____Сплошной ржач, Линочка, так же утомителен,
 как сплошная скорбь, заумь или любой перебор.
А дать юмор в стихах, на самом деле мало кто способен -
это редчайшего дар. Много Вы видели УМЕЮЩИХ юморить
 вообще и, тем более, в стихах?
УДАЧИ попадаются, но мастерство - большая редкость.
Я включился в Вашу ассоциацию с Тарковским
и увидел, как изменился язык, образность, метафоричность.
У него столь простая и строка, и рифма, что напиши
поэт стихи в таком формате сегодня, они бы не прокатили:
Присмотритесь к строчкам Тарковского :

Начинается новая жизнь для меня,
И прощаюсь я с кожей вчерашнего дня._____ "я, меня, дня"

И уже наконец над собою стою,
Отделяю постылую душу мою,_______________ "стою - мою"

В пустоте оставляю себя самого,
Равнодушно смотрю на себя - на него._____ "Самого на него"

Здравствуй, здравствуй, моя ледяная броня,
Здравствуй, хлеб без меня и вино без меня,____"Броня меня"

Сновидения ночи и бабочки дня,
Здравствуй, всё без меня и вы все без меня!___ " Дня - меня".


Я привел подряд несколько катренов -   в рифмах сплошные местоимения,
 это настолько бедновато, что если б не их очаровательная  мелодичность,
они воспринимались бы, как фонетическая беспомощность.
Не говоря уж о бесконечном повторе местоимений внутри строки:

Больше я от СЕБЯ не желаю вестей
И прощаюсь с СОБОЮ до мозга костей,

И уже наконец над СОБОЙ стою,
Отделяю постылую душу МОЮ,

В пустоте оставляю СЕБЯ САМОГО,
Равнодушно смотрю на СЕБЯ - на НЕГО.

Знаете, без ложной скромности, но так можно писать  километрами
и не надорвешься.
Хотя люблю  Тарковского до на память!
Но принимаю -  эту тавтологию местоимений только в его
стихах! -  в любых других -  не вдохновляет:)
Сан-Торас   
.
_________Я как-то задумалась над рифмами Тарковского... В простеньком вроде бы стихотворении, которое поет С.Ротару

Вот и лето прошло,
Словно и не бывало.
На пригреве тепло.
Только этого мало.

(не выношу припев:"Только-только-только этого мало!")
О чем стихо? По большому счету - о ненасытной жажде жизни и любви к миру.
А рифмы?
Прошло - тепло (по календарю осень, а на пригреве (и в душе) тепло.
Не бывало - мало (не замечаем ни как лето проходит, ни как проходит сама жизнь) - и срока этого нам мало!
Могло - легло (сбылось!) - но и этого мало!
Зло-светло (свет побеждает!)
Добро не пропало - мало! Не пропало - не значит воцарилось.
крыло-везло (об окрыленности!)
берегла и спасала - мало... что тут скажешь? Всё в ту же тему.
не обожгло, не обломало - день промыт, как стекло... Всё чисто и светло в жизни и во внутреннем мире - но ЭТОГО МАЛО! Потому что летать, витать, мечтать - не значит созидать. Именно неудовлетворенность "малыми" свершениями и коротеньким жизненным сроком движет пером поэта... Может, и не так, но у меня ТАК прочиталось.
Лина Чирко. 

.
_________Очень люблю эти стихи, их читал Кайдановский, прижавшись бритой головой к холодной стене  в картине  Андрея Тарковского "Сталкер".
ЗОНА СТРАЛКЕРА выявляла то, что человек есть на самом деле,
 а не то чем он хочет казаться.
А песня эти стихи опримитивила, попросту испохабила.
 Но речь не об этом! А, о том, что современная поэза
не может использовать те же приемы стихосложения.
Это уже пройдено:)))
Сан-Торас.


_______Да, Санто, современная поэзия экспериментирует не меньше,
 чем в начале 20-го века...
Однако, нельзя младенца (литературное новаторство) выливать из ванны
 вместе с грязной водой.
Но и зацикливаться на "новизне во имя новизны" и "самости во имя самости"... глупо.
Да, рифмы у Тарковского не слишком богаты... Но сколько смысла!
Лина Чирко. 
.

________Линочка, в философии еще больше смысла и без всякой рифмы,
 а поэза должна ЗВУЧАТЬ!!!
Что же касается - новизны ради новизны - это обесценивает любое
искусство. НО сама по себе новизна - ценное сырье.
 Она необходима для развития собственного голоса,
для создания индивидуального произведения.
Ибн перепевы, даже гладенькие, вообще бессмысленны, как жевачка,
которую уже кто-то жевал.
Сан-Торас.

.
_________Вот я сам затронул Тарковского и утонул в нем:)
Когда моя жена училась во ВГИКе, я ее сопровождал  на разные
мероприятия. Однажды в Доме Кино ее профессор познакомил нас с женой
 Арсения Тарковского.
Мы беседовали, и почти от каждой  фразы, я внутренне вздрагивал
 например она говорила:
«Когда в Париже мы с Арсюшей и Эдит Пиаф после ее концерта поехали к ней домой...»
Или:
«...когда в Праге мы с Арсюшей пришли к Марине Цветаевой,
Марина Ивановна сидела на полу и счищала землю с обуви
 на белый лист бумаги.
Арсюша спросил:
- Марина, что Вы делаете? Она ответила:
- Это священная земля Праги, я положу ее в ладанку и буду носить на груди.
За это я рассказал ей историю, которую прочел в рукописях Марины Цветаевой, в
 закрытом архиве в Елабуге, когда мне было лет 15.
В ее квартиру  ночью залез вор.
Увидев его, Цветаева предложила морковного чаю. Они немного поговорили.
Видимо, его настолько ударила нищета, в которой жила Марина
 с двумя маленькими дочерьми, Алей и Ириной, что уходя
 вор оставив на столе все, что у него было в карманах.
У жены Тарковского от этого эпизода выступили слезы.
Она  произвела впечатление  мягкого, деликатного человека
о муже сказала: "он был вспыльчив и горяч на солдатское словцо" - это
прозвучало с любовью, я запомнил дословно:))

___Прошли годы, и вот  я в Риме с женой гощу у своего друга  Тонино.
Мы гуляли, остановились возле кафе Виа Коло ди Рьензо и он говорит:
"Здесь любил бывать Андрей Тарковский, это его кафе".
Мы сели за столик.
 Тонино рассказал как выкорчевывал  Андрея, тогда уже
снявшего "Зеркало" и "Андрея Рублева", из СССР. Они были близки,
Тарковский  снял по сценариям Тонино Гуэрра две картины:
«Ностальгию» и «Покаяние». Тонино отметил, что характер у него был трудный,
вольно или невольно он подчинял себе всех окружающих.
Бывал нетерпим, но с ним  всегда было интересно.
Люди желают иметь удобных гениев!
Гениев и богачей всегда стараются использовать: пусть дают, у него много!
Но гении не умеют защищаться, как богачи.
Тонино познакомил  Андрея с режиссёром Микеланджело Антониони, у них
возникла любовь–соперничество.
 У  Антониони в Сардинии на берегу моря роскошная вилла, окруженная розовыми скалами, в самом красивом месте Италии.
 Он запускал в свою бухту модели кораблей,  дистанционно управляя ими
из спальни. Тарковский взбирался на самую высокую скалу и ко всеобщему
ужасу бросался в море.
Все  умирали от страха, ожидая когда над волной появится его голова.
Мне кажется эти отчаянные прыжки были его маленькой местью благополучным итальянцам,за всю его бедность, неустроенность, разлуку с женой и сыном ( их не выпускали из Союза).
 Он тосковал, звонил своему мальчику и говорил:
- Смотри на карту Рима. В три часа я буду вот здесь, на плошади Испании,
у фонтана. Встретимся там. И он ехал в 3 часа на площадь, где его "ждал сын",
водя пальчиком по карте.

А вечером в  доме у  Тонино я взял  с полки  том Пушкина,  оттуда выпал
сложенный вдвое листок.
Это оказалось предсмертное письмо Андрея Тарковского.
Тонино сказал:
- Возьми его себе.
Я сохранил это письмо:

«В последнее время, очевидно, в связи со слухами о моей скорой смерти,
в Союзе начали широко показывать мои фильмы. Как видно, уже готовится
моя посмертная канонизация.
Когда я не смогу ничего возразить, я стану угодным властям имущих,
и тем, кто в течении 17 лет не давал мне работать, тем, кто вынудил
меня остаться на западе, чтобы, наконец, осуществить мои творческие планы,
тем, кто на пять лет насильственно разлучил нас с нашим 10-летним сыном.
Зная нравы некоторых членов моей семьи (увы, родство не выбирают),
я хочу оградить этим письмом мою жену Лару, моего постоянного верного друга
и помощника, чье благородство и любовь проявляются теперь, как никогда
(она сейчас моя бессменная сиделка, моя единственная опора от любых
будущих нападок).
Когда я умру, я прошу ее похоронить меня в Париже, на русском кладбище.
Ни живым, ни мертвым я не хочу возвращаться в страну, которая причинила
мне и моим близким столько боли, страданий, унижений.
Я – русский человек, но советским себя не считаю.
Надеюсь, что моя жена и сын не нарушат моей воли, несмотря на все
трудности, которые ожидают их в связи с моим решением.
Париж, 5 ноября 1986 г.
Подпись (Тарковский)».

Ну, вот куда нежданно завели шуточные стихи:)
Вспомнилось... не стал себя останавливать, пусть будет, как память...
Сан-Торас.


Рецензии
И всё же несмотря на умные рассуждения Лины, и канешна мудрого Санто я с вами малость не согласен. Соль поэзии никем не разгадана, она как любовь. Все знают что есть любовь, как и есть поэзия, а что это конкретно, никто сказать не может, одни рассуждения и гипотезы. Современный человек стал похож на замороченный калькулятор, считают, высчитывают и т.д. И так же сегодня относятся большинство любителей поэзии, пишущие сами стихи. Многие из них напичканы правилами сложения, и так называемой догмой сильной рифмы, и диссонансы просто не приемлемы. Конечно без правил никуда, но в поэзии, да как и в других направлениях творчества, существует необъяснимая тайна, которую будь хоть ты семи пядей во лбу, не разгадать. Есть какая-то фишка, которая цепляет несмотря на нарушения всяких правил и просто живёт в народе несмотря ни на что. Чтобы особо не заморачиваться, возьмём для примера песенные стихи Исаковского:
Лучше нету того цвету
кОгда яблони цветут... и дальше:
какУ вижу, каКу слышу...
Любой более менее разбирающийся автыр, скажет фу, сколько ляпов...
А песня живёт долгие годы и при том великолепно...
Или же взять сагу Вознесенского:
Ты меня на рассвете разбудишь,
проводить необутая выйдешь.
Ты меня никогда не забудешь.
Ты меня никогда не увидишь....
*
Какая перенасыщенность глагольной рифмы... И опять же знатоки скажут, фу... А плевать, стихотворение цепляет, так что мама не горюй...
Это я к чему, а к тому, что переборщение и зацикленность знаниями всяких правил, является тормозом любого, пусть даже и небольшого таланта.
На мой взгляд хорошие стихи обладают неким гипнозом, и он этот гипноз зависит от совокупности слов отражающих ту или иную логику мышления, и входящие в череп читателя и трогающие его душу по непонятным причинам...
Раз уж выше шла речь о Цветаевой, то вот её юморное стихо, оно простое, как две копейки:
Мать всплачет:
год три месяца,
а посмотри, как зол.
А я скажу пусть бесится,
знать в бабушку пошёл...
*
И вроде ничего такого, и как бы неправильное слово всплачет, а ведь цепляет же, а чем? Поди разберись...
*
Твоё Исповедальное, супер👍 начало сурьёзное, а дальше начал разбавлять шуточки с неким сарказмом, и пирог вышел из духовки твоей души, просто замечательный.
🙋

Виктор Косолаповский   16.02.2019 00:21     Заявить о нарушении
Виктор, как Вы правы, в поэзии энергия "цепляет": вдруг сказанная простенькая фраза настолько в душу входит, умиляя... Понять нельзя успех того стиха, который , разбери, хромает по всем статьям, а тянет прочесть его еще, зачем(?) и где просчет в твоих твореньях гениальных, в которых, что ни слово - то алмаз?..Где та гармония, что души наполняет и просится в сердца? Наверное,в другом, неведомом пространстве ...

А Сантос - он явление, пока не понятое. кажется. самим собою...

Разговорилась я , простите, если что)

Рита Рам   17.02.2019 21:43   Заявить о нарушении
________Приветствую, друзья мои!______________!!!
Кстать, знакомьтесь и закружитесь, ежель приглянитесь друх-друху :)
Витюш, сразу не прислал ответочку, поскольку проскочил твою рецу,
но сейчас догнал: - ааааа! - эт не я, а наша гостья расписалась
на твоей поляне:))
Ну, што собстнна, скать? - был бы с вами симметрично солидарен,
будь вы филологи-профессионалы! Ибн, подобное мнение, с примерами
слышал от самодеятельных авторов многократно, но - никогда от профи!
Марина, владела русским и немецким, и французским в совершенстве!
Рильке отмечал, что цветаевский немецкий на невероятной высоте
( переписка Марина Цветаева, Райнер Мария Рильке, Борис Пастернак)
Стихи Марины, что ты привел - сложнейшие - драгоценная звонкость
русской народной речи:

Свистят скворцы в скворешнице,
Весна-то — глянь! — бела…
Скажу: «Родимый, — грешница!
Счастливая была!

Когда писатель владеет инструментом языка, его эксперименты, шалости,
авторские слова - это игра мастерства, а не ляпы того, кто не мог

" ямба от хорея, как мы ни бились, отличить."

"Квадрат" Малевича, тоже всякий может сляпать, а вот книжечку
к нему: "СУПРЕМАТИЗМ КАК ЧИСТОЕ ПОЗНАНИЕ" - фигушки!
Тем и отличается гениальный "Квадрат" от квадратной мазни.
А Вознесенский в поэзе был новатором, его глагольные
рифмы, в сочетании с ассонансными и диссонансными
- это его фишки, а не беспомощность "Незнайки":)

Я - поэт, зовусь я Светик,
От меня вам всем приветик!

Но я уж взрыхлял тему в своем романе "Йошкин кот",
цитатну:

"С распадом Союза планка культурного уровня в стране быстро опускалась,
читатель стал менее взыскательным, суррогатные романы стряпались на потребу.
Жители спальных районов их поглощали на ходу, как макдональдовские катлеты.
В Москве стало модным приходить в гости со своим творением в твердом или мягком переплете, в зависимости от благосостояния творца.
Писали все, кто имел мало-мальски популярность: актеры, политики, бандиты, бизнесмены… то и дело можно было услышать:
«Ой, такое было!» Или «Такая любовь, хоть роман пиши!»
Но, как раз писать-то большинство авторов не умеет.
Литературный дар - такая же редкость, как музыкальный или живописный,
но парадокс в том, что не умеющий играть на скрипке понимает, что
производит какофонию, не умеющий рисовать – тоже видит, что
изобразил каракули, но не обладающий литературным даром зачастую
этого не осознает.
Ведь в формальном смысле что-то написать или рассказать способен каждый,
а что-то сыграть или нарисовать может не всякий. Поэтому, именно письмо
имеет самый коварный подвох, оно создает иллюзию доступности,
и это самообольщение носит столь массовый характер, что для его определения
даже существует специальный термин: «графомания». Показательно то,
что этот термин не имеет синонимов, поскольку относится исключительно
к бездарному писательству. Для иных видов искусства,
за ненадобностью, аналогичного определения просто не существует."

Ребятки - эт не означает, что не люблю самодеятельность,
или народное творчество - не-не-не!!!
Но в любом искусство, прежде всего, ценю стремление к совершенству!
А попытки исподволь искать оправдание всякому невежеству,
как собственной лени, - мол де и так сойдет! - не-ну - не вдохновляет.
И ты, Вить, знаешь - я, как никто, всегда откликаюсь на просьбу улучшить
произведение: подумать, поискать, усовершенствовать - это правда,
в этом и заключается истинное отношение.
Убежден - чем выше требовательность к себе - тем лучше результат.

Сан-Торас   20.02.2019 09:47   Заявить о нарушении
_______УПС! - " знакомьтесь и задружитесь"
- "закружитесь" эт комп.сам нефтуда исправил:))
- слово искусство в последнем абзаце - промашка с окончанием.
и вапще - Ай!

Сан-Торас   20.02.2019 10:03   Заявить о нарушении
Ах, Томас, "камешек" давно поймала,
С искусством дела, правда, не имела,
Чуть больше года мысли рифмовала,
В стихиру посылала слишком смело)

Мой первый рецензент - поэт и брат мой,
В моих твореньях не нашел искусства,
Хотя увидел рек бурлящих чувства,
Но путь поэзии, сказал, совсем другой.

А я не жду успеха в неизвестном,
Я просто принимаю направленье-
Мне с вами (умными) легко и интересно,
Быть Здесь, Сейчас - моё предназначенье )))

Рита Рам   20.02.2019 11:00   Заявить о нарушении
Привет, Санто🙋 конечно я с тобой в основном согласен, что поэзия это не только игра в рифмы.... Но всё же поэзия принадлежит народу, и так называемая народность и является основополагающей платформой для даровитых поэтов. Хотя я думаю, будь сейчас хоть кто нибудь из маститых поэтов прошлого жив, то он был бы незаметен, как это было в прошлом. Сегодняшний мир уже не приемлет поэзию как таковую.
Что же касается меня любимого, то я уже говорил, что сочинительство это моё хобби без всяких амбиций... И всё же Санто, есть какая-то не разгаданная тайна в Поэзии...🙋

Виктор Косолаповский   20.02.2019 15:02   Заявить о нарушении
Канешна, поэза - тайна, Витюш!
Все, что не познаваемо - загадочно,
что познано - то разгадано:)
Любая область, в которой недостает знаний
- загадка и тайна - для меня, по крайней мере:)
*
Злобно-тунгусский экс:

Шинель Акакия - «Шанелью»
Дождь орошал по сентябрям!
Пахнуло времечко Емелье,
Парфюмом дактилей и ямб.

Всяк тонколирит озареньем,
Блестит луны пустой поднос:
«Не продается вдохновенье»,
Но покупается анонс!!!

На Аполлонов повсеместно
Раскатывает люд губу,
Как ополониками треснут,
Так воссияет шиш на лбу!

За то, что лихо фанатеем
От графоманских Лир и Муз:
По ямбу влепит нам хореем
Калмык и друг степей тунгус!

:)))

Сан-Торас   20.02.2019 20:55   Заявить о нарушении
😁😁😁Очитнь злобнай экс👍👍👍
*
Сейчас паэт пошёл матёрый,
шустрее ядерных ракет.
Имеет под рукой просторы,
который дарит интернет.

Творить паэзь легко и просто,
любая тема по-плечу.
На просто, ложем рифму просо,
а дальше шутим: чу-чу-чу.

Добавить нужно всяко, перца:
возможно вышибет слезу.
А дальше к перцу, рифма сердце,
но не хватает куражу.

И тут немедля, пишем сука!
Любовь несчастная моя!
Аборигены съели Кука,
опасны видно те края.
/Австралия любовь моя/😁😁😁😁
👴
Вот напиши я сейчас 150 доброжелательных опов, и этот бред будет завтра на первом месте лучших стехов этого сайта😁😁😁

Виктор Косолаповский   20.02.2019 21:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.