Обзор Конкурса - Ребятам о зверятах

               
                Самая неблагодарная работа писать отзыв или, как я здесь обозначила “обзор”, какого-либо конкурса. Зная о том, насколько глубоко ранимы все писатели и поэты, сразу приношу свои извинения всем Авторам, ежели я случайно, в ходе рассуждения, кого-то обидела или, кому-то показалось, что это так. Поверьте, у меня и в мыслях этого не было, просто я высказываю свою точку зрения, скорее даже не как “литератор”, а как просто читающий человек - именно тот, для кого вы пишете, кому вы посвящаете свои произведения, а стало быть, кто действительно вправе высказывать своё мнение. Именно по причине того, чтобы “не обидеть” или, каким-либо своим неосторожным высказыванием, не ранить чье-то самолюбие, я не буду указывать авторство произведения, которое буду рассматривать. Каждый узнает свою работу и примет к сведению то, о чём я буду говорить.
                Мне бы очень хотелось, чтобы некоторые, так называемые замечания, были приняты к сведению, потому как это поможет не только мне, как читателю лучше вас понять, но и вам, как писателю, намного повысить ваш творческий уровень.
                Ну, вот с официальной частью закончили, теперь можно начинать, но прежде всего, хотелось бы сказать о вашей личной невнимательности. Внимательность - один из пунктов в воспитании наших детей, который мы(взрослые) от них безоговорочно  требуем, но как мы можем требовать то, на что сами абсолютно не обращаем внимания? Пример тому - условия конкурса, которые многие, я подчеркиваю - многие, читают настолько невнимательно, что устроителям конкурса приходится делать вам замечания и даже, порой, вступать в совершенно ненужную по этому поводу полемику. Правила - есть правила, они неоспоримы и являются одним из важнейших условий в проведения любого конкурса, поэтому давайте будем их просто соблюдать, ну а чтобы их соблюдать, от вас требуется одно - внимание.
                В этот раз, я решила не писать о тех стихотворениях, которые получали высокие оценки и занимали места с 1 по 15. Там и так всё понятно - вроде всё нормально и особых замечаний нет. Да, и согласитесь, что всегда обиднее тем, кто остался “в стороне”, почти незамеченным.
                Наш конкурс детский, а стало быть расчитан на детскую аудиторию с возрастным цензом от 3-х лет до, где-то примерно, 12-ти. Старше не получится хотя бы по той причине, что они у нас уже почти подростки, а многие из них, стараются казаться ещё взрослее. В принципе, так оно и есть на самом деле - у них уже другие приоритеты и, самое главное, их “детский” взгляд на мир начинает меняться - всё зависит от среды их обитания, с кем и как они общаются. Но наш конкурс именно для тех, кто смотрит на мир ещё детскими глазами, открывая его для себя с разных удивительных сторон. Каким они увидят этот мир, в основном, зависит от нас с вами - как мы о нём расскажем, что покажем, как объясним то или иное явление. Огромную помощь в воспитании детей оказывают литературные произведения - сказки, рассказы, стихотворения, повести и так далее. Помимо того, что любая литература служит кладезем познания для ребенка, она ещё и помогает ему расширить свой кругозор, увеличить словарный запас и  тем самым, развить в нужном направлении свою речь, которая так необходима в умении общаться.
                Из всего этого можно сделать один вывод, что от детских писателей, то есть от нас с вами, и зависит каким будет наше дитя, когда вырастет.
 Неспешная,  ранимая улитка
Ношу всегда с собой мой хрупкий храм.
Когда вокруг мир ненадежный,зыбкий,
Мой путь - к листве, к узорчатым теням.
Дворец закрыт, он теплый, защищенный.
Близка лишь маета полутонов.
А в мире вздыбленном я -  символ сонный
В  зашторенности дней, в блаженстве снов.
И нежусь я в неспешности мгновений,
Среди вспорхнувших в небо мотыльков.
Прислужницей тиши и повторений,
Поклонницей задумчивых стихов.
                Вот давайте рассмотрим это стихотворение. На мой взгляд, стихотворение очень хорошее, но абсолютно не понятно для какого оно возраста? Эту непонятность вносят применимые здесь слова и выражения - “храм”, “маета”,”полутонов”,”в мире вздыбленном”, “зашторенность дней”, “блаженство снов”, “прислужницей тиши”. Не спорю, очень красиво написано, но для кого? Для нас, взрослых, действительно звучит эдакой романтической лирикой, а для ребенка? Как ему объяснить все эти слова и фразы? И потом, Автор видимо забыл, что то произведение, которое большинству читателей нужно объяснять, принято считать неудавшимся. Конечно же, стихотворение удалось и, повторю, очень красивое, но нашей аудитории нужно будет всё объяснять, причем не одним взаимозаменяемым словом, а целым рассказом значения этих непонятных слов и фраз, прерывая чтение. Прерывая чтение для объяснений, внимание рассосредотачивается и теряется нить самого сюжета.

Кот неизвестных нам пород
Однажды летом приблудился.
Как будто с неба к нам свалился!
Он с сыром слопал бутерброд
И спать в коробку завалился.

Слова банальны и просты
(но чем я старше, тем смелее):
Сопланетяне, что же вы
Котяре бутер пожалели!

Быть может он - посланник звезд -
Бродил голодный по планете.
Он горечь впечатлений этих
своим согражданам пошлет...

А что нам гости!За своих
И то мы не всегда в ответе...
Но только в небо - посмотрите:
Нам солнце- регулярно светит.
Второе четверостишие этого стихотворения, опять же, придётся объяснять. Во первых, что есть “банальность” , в чём она проявилась, и к чему это авторское отступление. Во вторых, что такое “бутер”, честно говоря, сама не сразу сообразила. В третьих, последние две строки последнего катрена к чему привязать, ежели само стихотворениепро кота? Ну и основно -  ритмический рисунок нарушается постоянно и от этого, стихотворение только проигрывает.

Летела ласточка над полем,
Повстречала воробья:
«Никогда такого чуда
Не видала в жизни я!».
«Чивит,чивит, чивит!».

И она от удивленья
Широко раскрыла клюв.
В результате, к сожаленью,
Упустила  пару мух!
«Чивит,чивит, чивит!».

Так расстроилась касатка –
Невозможно передать.
Мухи быстро улетели,
Их уже и не видать!
«Чивит,чивит, чивит!».



«Чем могу помочь, принцесса?
Неужели в силах я?» -
Вдруг раздался голос свыше.
Это – голос воробья:
«Чир- чирик- чик, чир- чирик- чик!».

«Не смотрите вы на мухи,
Пусть летят - куда хотят.
Не печальте моё сердце,
Чем могу – я помогу!
Чир- чирик- чик, чир- чирик- чик!

Принесу вам пару зёрен
Молодого ячменя,
Ну, а если не подходит-
Вы послушайте меня!

Попрошу тогда у дятла
Пару свежих червячков,
Не печальтесь, не грустите
Из-за этих пустячков!
 Чир- чирик- чик, чир- чирик- чик!».

И запели дружно вместе
Свои песни в унисон.
Услышать можешь в интернете,
Как поют она и он!
                Сюжет этого стихотворения неплохой, но вот написан несколько небрежно с технической точки зрения. Здесь хромает ритмический рисунок очень сильно. Ритм и размер играют немаловажную роль в любом стихотворении, ежели это не верлибр или не белый стих, и именно в детских стихах это стОит учитывать по причине “ровного” прочтения. Читая стихотворение с нарушенным ритмом или размером, особенно вслух, возникает впечатление того, что ты постоянно спотыкаешья, вольно или невольно делается пауза и целостная нить восприятия рвется. Далее о словах - “не видала”, “не видать” - нет таких слов в русском языке, либо это просторечивое выражение, есть -  “не вИдела”, “не вИдно”. Речевая грамотность очень важна при написании детских стихов - как вы говорите, пишете, так и они будут это делать! “Вдруг раздался голос свыше.” - здесь претензии только к одному слову “свыше”. А почему не просто “выше”? Ведь все знают, о ком говорится, ежели применено слово “свыше”..... И ещё о последнем катрене - а почему “в интернете”? Можно позвать в поле, в лес, на берег реки, чтобы ребенок сам всё увидел и услышал, но приглашать в “интернет”...,  удивили.

Тёмной ночью паучок
сел за ткацкий станок.
Получилась паутинка,
в тонких линиях снежинка.
"Ах! Какая красотища!"-
восхищался паучище.
"Ах! Какая панорама!"-
пела паучиха-мама.
Тот шедевр и показала,
и соседям рассказала:
"Приходите, посмотрите
и таланту удивитесь."
Обитатели чулана
прибежали утром рано,
сонные большие мухи
приползли от скуки:
"Дайте, разгляжу поближе,
сослепу совсем не вижу..."
А в обед... талант-сынок
кучу снеди приволок.
И друзья все по чулану
в гости были званы.
Ешь и пей - всего навалом.
лишь соседей мало стало.
Только старая мокрица
мошек глупости дивИтся
и вздыхает, и ворчит:
"Не всё злато, что блестит..."
Скажу честно - мне понравилось, но вы меня жутко разозлили.... Опять та же история в ритмическим рисунком, и ведь подправить его очень просто, тогда задаю сама себе вопросы - небрежность в написании, не желание прочесть вслух, чтобы самому услышать шероховатости ритма или элементарное незнание что это такое? Ну, существуют же специальные учебники, чтобы быть технически подкованным при написании стихов или считается, что “сложение строк в рифму” и есть стихи? Не понимаю такого небрежного отношения к своим работам. Любое произведение стихотворной формы требует тщательной “шлифовки”, ведь пишете же не для себя и, тем более, выставляете в интернет для всеобщего обозрения, а тут ещё и для детей.... И ещё - думаю, что “мораль”(ежели это басня, побасенка) несколько не соответствует написанному. Здесь скорее, говорится об элементарном любопытстве и “плохом зрении” которое мешает разглядеть, чем о “злате” которое блестит и этим привлекает.

Хрум,  хрум,  хрум -  хрустит снежок
по лесу -  дорожка
Это заенька дружок,
он замёрз немножко

Он спешит  скорей найти
к празднику морковку,
чтоб в подарок принести
в детский сад на ёлку.

Хрясь,  хрясь,  хрясь - трещит мороз
Где искать,  не знает?
Все попытки под откос
так,  в лесу бывает.

Хоть округи замело
и пустые грядки,
приходите к нам в село,
милые зверятки!
Очень милое стихотворение для малышей. Попробуем понять, почему оно осталось почти не замеченным, чтобы Автору дальше писать было легче, учитывая ошибки.  Самое первое четверостишие:
“Хрум,  хрум,  хрум -  хрустит снежок
по лесу -  дорожка
Это заенька дружок,
он замёрз немножко”  - ну, во первых правильно писать “заИнька”, а во вторых здесь не совсем понятно - дорожка - это заинька? Далее “морковку - ёлку” - не рифма. Здесь даже промежуточные строки могут быть не в рифму, но последняя должна обязательно соответствовать второй.
“Все попытки под откос
так,  в лесу бывает.”  - так бывает не только в лесу, и потом - вы пишете для малышей и,  что такое или как это “под откос” вам придётся объяснять. Последнее четверостишие - самое удачное, но само стихотворение пишется о заиньке, а не обо всех зверятах, поэтому в гости пригласить следует его.

Ты прости меня, милый скворушка –
Не видать тебе боле солнышка,
Не взлететь тебе в сине небушко,
Не клевать тебе крохи хлебушка...

Я мальчонкой был, несмышлёнышем,
Поиграть хотел лишь с "приёмышем"...
Ты ж обмяк и стих – кверху лапками.
Сквозь года в душе – след царапками...

Ты обмяк и стих... без прощания...
И родился стих-покаяние...
Ты прости меня, пташка вешняя...
Ты – печаль моя... безутешная...
Хорошее, но детское ли? Сама чуть не расплакалась, когда прочла.... Стиль написания просто замечательный, сейчас так почти никто не пишет, а зря - мало кто уделяет внимание фольклору, старинному песнопению, характерезующему наш народ, именно народ, со всех сторон. В принципе, понятно - жизнь стала другая, другие приоритеты во главе, но знать традиции и чтить их не мешало бы всем. Мне кажется, что это стихотворение просто не для такого конкурса, да и...... простите, “птичку жалко”.


До электрички долго - вечность будто,
Простое всё неброское кругом.
Лишь на фронтоне гипсовые буквы -
Названье станции под козырьком,

Да в выемках! На белом - пятна глины
Разбрызганы, впечатаны, вошли.
Какою силой, кто их смог докинуть,
На высоту такую от земли?

Ведь надобно швырнуть, чтоб прилепилась
Округлая литая "голова".
Попробовал Серёжа - получилось
У подоконника едва-едва.

Висит комок на стенке, будто дышит,
Отвалится - и мига не прожить
А тут ещё из двери дядька вышел,
Чтоб хулигану уши накрутить.

Серёжа объясняет - не боится.
Мужик скривился: "Вижу, городской.
Там гнёзда. Их устраивают птицы.
Смотри, смотри! " "Ой, что такое! Ой!

Оттуда! Птенчик! Он упал! Бедняга!
Возьму его и вылечу!" "Не смей.
Есть у стрижей особая отвага,
Особая наука. Малышей

Родители в простор благословляют,
Когда полётам время подошло,
Нежданно клювом из гнезда толкают,
Чтоб первый ужас поднял на крыло".

Он крохотный, царапает когтями,
Чуть крылышки по плитам волочёт.
А из-под лавки жёлтыми глазами
Глядит хитрющий полосатый кот.

Очень хорошая задумка, но есть несколько такого, что умаляет достоинство этой “задумки” и заставляет перечитывать стихотворение не потому, что оно сильно понравилось, а чтобы разобраться что к чему.
“До электрички долго - вечность будто,
Простое всё неброское кругом.
Лишь на фронтоне гипсовые буквы -
Названье станции под козырьком,

Да в выемках! На белом - пятна глины
Разбрызганы, впечатаны, вошли.
Какою силой, кто их смог докинуть,
На высоту такую от земли?”    - вот два катрена, которые взаимосвязаны между собой начальным изложением дальнейшего рассказа - не ясены они, не будет понятно о чём речь. А вот тут как раз и загвоздка.... Выстраиваю предложение первое и второе в одну линию - “До электрички долго - вечность будто, простое всё неброское кругом. Лишь на фронтоне гипсовые буквы - Названье станции под козырьком, да в выемках.” Вот тут сразу возникает вопрос - на фронтоне чего гипсовые буквы, “неброского кругом”? Читается так, что на фронтоне неброского кругом гипсовые буквы - название станции под козырьком и в выемках(?) . Дальше совсем запутано - “ На белом - пятна глины разбрызганы, впечатаны, вошли.” - на каком белом? Фронтоне, буквах, фасаде, здании....? Далее:
“Висит комок на стенке, будто дышит,
Отвалится - и мига не прожить
А тут ещё из двери дядька вышел,
Чтоб хулигану уши накрутить.” - здесь претензии только к одному “А тут ещё....”, ещё к чему -  к комку, что отвалится, что не прожить? Не связывает это “а тут ещё” два этих предложения. Немного нарушен размер, пунктуация желает лучщего... в общем, у меня сложилось впечатление, что Автор просто стихотворение, грубо говоря, не доработал.
                Вот только несколько работ, которые мне пришлось рассмотреть и представить здесь. Почему именно эти - так получилось, хотя выписано было гораздо больше, но глаз лёг на эти. Конечно же, я не рецензент и мнение моё, как и у любого, чисто субьективное, но всё-таки думаю, что к нему стОит прислушаться. Очень обидно, что многие не соблюдают элементарные правила пунктуации, что несколько “подхрамывает” стилистика, техника произведений. Мы можем себе это позволить, когда пишем для себя, просто так для таких же как мы, взрослых читателей, способных всё понять и даже кое-что простить в силу эмоциональных выплесков, но для детей, мне кажется, учитывать стОит все нюансы, чтобы стыдно не было за себя. И потом, вы представляете эти произведения “на конкурс”, стало быть считаете эти работы лучшими, поэтому лишний раз можно перепроверить что и как написано.
“Наша бабушка в деревне, что за речкою живет...” - кто за речкою живет бабушка или деревня?
“Хвостом ныряет в глубину” - это про пингвина, но я ни разу не видела, чтобы пингвин, да и вообще кто бы это не был, нырял в глубину хвостом!
      Спасибо большое всем, за представленные работы, которые было читать очень интересно. Думаю, что в последующих конкурсах, ошибки учтутся и произведения будут на более высоком уровне, а те, кто не стал лидером в этот раз, станут ими в дальнейшем.


Рецензии