Прикасаясь к Рериху

В пути по звёздам - красота и счастье
И чистого стремления магнит -
Зовёт вперёд сквозь годы и ненастья
И плавит камни крыльями любви


1
С именем Николая Рериха и его жены Елены Ивановны Рерих в нашу жизнь вошла Живая Этика. Она вошла как новая ступень жизни, давшая новый жизненный синтез – новую йогу, иначе говоря, мост, соединяющий Небо и Землю. Это источник живой воды, дающий ключи светлого знания.
Рерихи щедро поделились с нами своим жизненным восхождением и теперь во многих книгах и более чем семи тысячах картин Николая Рериха и около четырёх тысяч картин Святослава мы можем зримо соприкоснуться с горением сердец и высокими устремлениями этих четырёх великих душ, а через них с пламенными подвигами многих подвижников мировой культуры. И теперь путь этот из как бы недосягаемых высот начинает для нас приобретать всё более зримые и познаваемые очертания. Простые и выразительные образы этой необыкновенно содержательной  живописи помогают нам увидеть в самых высоких и сложных понятиях жизненную динамику и суть.
Понятие о психической энергии позволяет по новому увидеть и соединить воедино казавшиеся противоречивыми учения древности и современную науку, а высший этический принцип этого учения – найти самое ценное для человека, а затем расширить и возвеличить его – даёт надежду и реальную возможность для реализации  великой мечты человечества о единении, для создания Общечеловеческого Братства, сотрудничества всех со всеми без всяких ограничений.
В реализации большой цели всегда возникает одна проблема. Эта проблема – победить пыль каждодневности. Поистине, высокое понятие красоты является тем средством, которое может просветлить нашу повседневную жизнь и поможет достичь духовного пробуждения. Потому,  главный результат выставки это души, затронутые Красотой и Светом.

Мы все путники на поле жизни и самое большое, что может сделать человек для других людей - это поделиться своим восхождением.
Касаясь многих пластов мировой культуры,  Николай Константинович Рерих запечатлел все ступени и ступенечки этого пути в своих картинах, дневниках, книгах. Книги "Живой Этики" записанные Еленой Ивановной Рерих поистине могут напитать новыми идеями и духовными устремлениями целую эпоху. Совершенно особенное значение имеет то, что Рерихи прошли этот свой блистательный и необыкновенно широкий путь по вершинам - никогда никого не унижая, но всегда возвеличивая и расширяя всё то, к чему они прикасались. В этом заключается высший этический принцип, данный в Живой Этике, который во истину даёт спасение на поле битвы непримиримых идеологических лагерей.

Две с половиной тысячи лет назад Пифагор  сказал, что

Три бича угрожают человечеству:

• Материализм ученых,
• Невежество священников и
• Отсутствие дисциплины у демократов.
На этом вырастает деспотизм.

И мы с удивлением обнаруживаем, что как в древности, так и сейчас простая человеческая ограниченность и невежество всегда были препятствием на пути развития и прогресса. Но именно теперь, среди информационного спама, который заполняет сейчас большую часть нашего восприятия, среди оплаченных кем-то войн и разложений общечеловеческих устоев, среди расчеловечивания человека, которое уже стало общим местом в комментариях гуманистических учёных современности, свежая струя подвига  этих четырёх великих душ вновь и вновь несёт нам свет чистого знания и высокой духовности.  Не умаляя, но возвышая и расширяя сознание каждого человека, соприкасающегося с этим, они дарят нам свой свет не только примером своих жизненных достижений, но именно свет как научное понятие и научную практику, начальные основы которой мы теперь можем ясно отследить по научным экспериментам методом супругов Кирлиан, которые представлены на стендах выставки. Это примеры фотографий свечения в высокочастотном электрическом поле человека, растений и других объектов в различных состояниях и при различных условиях и влияниях.

В недрах человеческих цивилизаций всегда находили себе место гнёзда как светлого, так и тёмного знания. В чём же их отличие? Своим творчеством Рерихи ясно дают нам понять, что только  сознание  красоты даёт нам полноту и жизненный синтез, даёт нам ощутить выражение Безграничного во всех малых проявлениях, почувствовать дыхание будущего и, именно своим глубинным воздействием, оно помогает нам пробудить в себе настоящую свободу и одновременно обрести главную ориентировку в жизни, ориентировку по самому глубокому магниту души, наполняющему содержанием  каждое мгновение и создающему  в конечном итоге завершённые эволюционные циклы, которые всегда дают нам выход в новые сферы познавания.
Благодаря Рерихам мы можем почерпнуть бесчисленное количество примеров таких циклов, постепенно выращивающих наше сознание, из книг Живой Этики или же попытаться прочитать эти циклы в последовательности определённым образом расположенных картин Николая и Святослава Рерихов. Кто знает больше, может попытаться это сделать даже логически, а кто знает меньше пусть просто прикоснётся душой и сердцем - по созвучию, ибо каждому дано ощутить в той или иной степени великое дыхание Истины.
По мере возможности мы все будем учиться у Рерихов беспредельному пути эволюции.

Рерих не эзотерик и не мистик, как его сейчас часто называют. Если древнее понятие «ПОСВЯЩЕНИЕ» он предлагает заменить словом «ОБРАЗОВАНИЕ», а для понятия «ПРОРОК» предлагает более простое и ясное словосочетание «СОЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ»,  то, наоборот, он просто расширил поле науки до беспредельности, ввёл новые критерии, которые соответствуют современному уровню знаний, и снял нелепые ограничения с человеческой мысли.

То, что принесли Рерихи - их жизнь, их творчество, их Учение - является выражением самой большой и самой высокой мечты человечества. Это одни из немногочисленных людей, о которых можно сказать, что их жизнь - это образец бескорыстного служения человечеству Земли. Потому что Рерихи - это явление поистине космического масштаба, стоящее как бы над наукой, над искусством, над религией, над йогой, над философией, над политикой и в то же время вмещающее в себя всё это.
Среди многих современных шатаний социума, каждое из которых кажется нам временами очень полезным и существенным, они продолжают нести Свет самого высокого знания, самой высокой красоты, самой высокой культуры и, гораздо более всего этого - СВЕТ ЖИЗНЕННОГО СИНТЕЗА.
Принято говорить, что красота спасёт мир, но Рерихи говорят  - сознание красоты спасёт мир. Недавно мне посчастливилось понять разницу этих двух утверждений. Можно и безусловно полезно наполнять свою жизнь красивыми предметами, но гораздо существеннее то, что  СОЗНАНИЕ КРАСОТЫ ПОРОЖДАЕТ ВЫРАЖЕНИЕ КРАСОТЫ В ДЕЙСТВИИ.

Мы, стоящие здесь в зале, впитывающие возвышенную атмосферу этих образов, этих идей и проникающиеся этими необычными, как бы пронзительно звенящими чувствами - что мы можем сделать для Общего Блага, Единения и Мира?
                Александр Шпренгер


Напутствие Н.К.Рериха:

В жизни вашей оставайтесь верными Прекрасному, храните энтузиазм. Растите в себе творческие мысли, помня, что по мощи ничто не сравнится с силою мысли. Действие лишь выражает мысль, потому мы ответственны не только за наши действия, но ещё более за мысли.
Даю вам жизненный совет: 
Имейте мысли сильные и чистые. Наполняйте жизнь вашу несломимым энтузиазмом и тем обращайте её в постоянный праздник. С улыбкой истинного знания внушайте детям вашим непобедимое желание созидать. Эта бесконечная цепь труда, совершенствования и блага приведёт вас к Прекрасному.

Звёздные руны проснулись.
Бери своё достоянье.
Оружье с собою не нужно.
Обувь покрепче надень.
Подпояшься потуже.
Путь будет наш каменист.
Светлеет восток. Нам пора


2
Загадки Рериха

Выставка Рериха. Открытие. Корреспонденты, телевидение, школьники. Речи, стихи, музыка, интервью. Ударная информация. Кажется - вот оно, завертелось.
На следующий день - первая экскурсия. А я и не подумал, что буду говорить - замотался с организацией. "Вы беседовали со своими учениками?" Нет, они хотят готовенькое и всё сразу - "У нас мало времени". Оказывается, организовать экскурсию проблематично, а вот увести школьников со своего урока - это самый простой метод.
"Вы находитесь на выставке великого русского художника…семь тысяч картин" - слова рождаются на ходу. Трудно выхватить главное. Задаю вопросы. Диалог рождается трудно. Прибор Кирлианов оживляет общение - "Неужели правда, светимся?" Стенд с научной информацией. Что-то проклюнулось.
Картины, аура. "Голубиная книга" - Почему картина жёлтая?
Люди идут за знаниями. Голуби - вестники. Это - знаки. Почему слева голуби летят вверх, а справа, где дождь, - вниз? Голуби это вести..., а может быть молитвы? А дождь жизненных событий это ответ на них?
На небе туча с дождём, - почему тёмная? Она похожа на... глаз - догадка.
"Знания - глаза человека. И будь у него хоть сто зорких глаз, без знания он всё равно останется слепым" - индийская мудрость из «Хитопадеши», книги детских сказок. Тёмная, потому что настоящее знание за очевидностью всегда открывает тайну…  Вот оно как,  тёмное - не всегда плохо.
Это же ОБЩЕНИЕ с Тайной и она, оказывается, живая. Так открывается новое.

Вселенная как-то реагирует на то, что происходит. Мы смотрим на картины и начинают оживать лики - в горах, в облаках, в очертаниях скал и озёр.
"Охота" - тёмные фигурки в зоне страданий  и сострадающие и, в то же время, строгие лики на белоснежных горах.
Фильм смотреть некогда. "Приходите завтра". Славик раздаёт детям визитки с картинами и высказываниями Рерихов.

В плохую погоду в музей почти никто не ходит. Четыре - шесть человек в день - это очень мало. "Распятое человечество" почему-то попало в самый угол - тупик. Я подхожу всякий раз, когда кто-то задерживается возле этой картины и пояснений на голубых листках. "Между какими полюсами распято человечество?"  Снизу висит подсказка: "Добрый разбойник и жестокий благочестивец до сих пор живут на земле". Постепенно выясняется, что желание жить в свободе и стремление руководствоваться системой правил в большинстве случаев противопоставляются друг другу в нашем сознании и порождают соперничество, самоутверждение и конфликты всех масштабов и  во всех областях жизни:   муж - жена, дети - родители, рабочий - администрация, преступник - закон, атеист - верующий, небо и земля.
Неумение уравновесить эти две идеи - основа всех человеческих конфликтов и всё разделено на два лагеря. Самоутверждаться можно на системе идей-правил или же на идее свободы от каких-либо правил, которая в крайнем своём выражении порождает скепсис и отрицание чужих познаний, систем и опытов жизни. Два громадных лагеря, два змея пожирающие хвосты друг друга, но абсолютно одинаковых в своём качестве и в своих мотивах. В чём же ошибка?
Человек выше идеи и настоящая свобода это не освобождение себя от ответственности, но, наоборот, она является наибольшей ответственностью. Свобода не от чего-то, а для чего-то - это меняет всё и требует раскрытия творческого потенциала, а не спора о догматах.
А настоящий закон? … Он не формален, он всегда советуется с сущностью и СЛУЖИТ ДВИЖЕНИЮ К СВОБОДЕ.
"Человек для закона, или закон для человека?" как сказано в Евангелии...

Чтобы правильно соотнести идеи и не бегать по кругам эго-цикла, нужно отказаться от отождествлений себя с чем-либо и от всякой собственности и встать выше идей. "Примите всё, но не считайте своим" и свобода духа не в отшельничестве и уходе от жизни, но в непривязанном действии. Мы идём по ступеням познания к свободе и на каждой ступени целесообразна своя система правил.
Ступени познания иногда бывают очень трудными, а люди иногда загораются легко. Надолго ли? Многие спрашивали о занятиях, но на очередное занятие почти никто не приходит. Общая картина постепенно выясняется в беседах. Инертность, неверие, сомнение, страх перед будущим, который своим ядом разлагает все полезные начинания, - невежество породило свои плоды. Трудное время? Где же фронт образования и светлые очаги общения, которые преодолеют всё это?
Знамя Мира, знамя культуры, "красный крест культуры" - пакт Рериха о защите культурных ценностей - с него начинается экспозиция. Большинство вообще не знает, что это такое. Древний символ троичности и единства мироздания и всех человеческих понятий. Прошлое, настоящее и будущее в круге вечности. Разум , чувства и воля в круге синтеза. "Несите разумное, доброе, вечное" - тоже три. Количество, качество и мера в полноте отражают жизненные трансформации. Состав, структура и свойства - полнота характеристик любого вещества. Земля, небо и человек - три принципа японской экибаны.
Три принципа, три ипостаси, три фундаментальных качества. А мы почему-то думали, что противоположностей две и САМИ противопоставили их друг другу. Оказалось, что две противоположности это всего лишь первичная ступень познавания и что двое всегда рождают третьего и должны дополнять друг друга в жизненном творчестве.
Мы идём дальше. "Сжигание тьмы", "Путь", "Покаяние", "Страж входа". Путь требует равновесия, чистоты, искренности. Искренни ли наши знания? Знаем ли мы то, что знаем?

"Всё понятное непонятно
И всё объяснённое необъяснимо"

- говорит Рерих.

Учителя, разные народы, разные эпохи…
; "Как вы думаете, Христос и Будда враги или братья?" - удивление, смущение даже.
; "Звёзды так далеко, которая из них выше?" - предрассудки гаснут от простого здравого смысла.
; "… умейте развить великий дар прозрения в будущее Единство человечества".  Можем ли приблизить?

Посетители говорят, что "Распятое человечество" не повесишь у себя в комнате. Знание бывает трудным и неприятным. Но надо знать. Кто чувствует и доверяет сердцу, тот поймёт и исполнит и построит мечту и не испугается жизни и своей любви.



Итоги:
Пять выставок в течении 10 лет показали статистику - за месяц приходят 2-3 тысячи человек.
Примерно один человек из тысячи остаётся в общении.
Нет, это не единомышленники ещё, просто хорошие знакомые.

Серьёзный искатель приди,
Большой Добычи ловец,
В устремленьи к Высокому
Рождается Красота


3
Чтение картин

Как же прочитать символы картин Николая Рериха? Во всём - загадка, во всём красота и, в то же время всё так просто - как бы несколькими мазками выражает что-то очень существенное. Загадочный цвет скал и неба, загадочное действо происходит на каждой картине, загадочны символы и знаки и загадочные лики вдруг проступают в очертаниях скал.
Что это за явление ДЕРЖАВА РЕРИХА???
Всё  - живое, всё дышит, всё полно значения и всё одухотворено почти зримым присутствием какой то таинственной и бесконечно содержательной силы

"Когда капля дождя стучится в окно –
это Мой знак!
Когда птица трепещет –
это Мой знак!
Когда листья несутся вихрем –
это Мой знак!
Когда лед растопляет Солнце –
это Мой знак!
Когда волны смывают душевную скорбь –
это Мой знак!
Когда крыло озарения коснется смятенной души – это Мой знак!
Считайте ступени, когда идете ко Храму,
ибо каждая седьмая ступень несет Мой знак!
Когда явите новое понимание Моему знаку, увидите сверкание зарницы миров.
Дверь вам Открыл, но войти можете только сами."
(Озарение 1.9.2)
Здравствуй, живая Вселенная!
В первую очередь воспринимается форма движения энергии - характер. Потом происходит понимание смысла процесса. После этого проявляются знаки - дуновение ветра или отблеск зари на скалах - осознание языка. После этого формируется отношение и проступают Лики.
Получается повторяющаяся последовательность:

 
• Стихии
• Процессы
• Знаки
• Лики

 -   это  формула диалога с Мирозданием.


• Движение
• Действие
• Мысль
• Устремление.

-    это формула мирового языка.
 

Моя душа желает наслаждения
Эстетикой пространств необозримых,
Когда внутри проснувшееся пение -
Победа всех стихий необоримых

Вся мудрость - насыщение потока,
Вся трансформация - есть к синтезу движенье -
Магнит единого и вечного Истока
Вершащий череду преображений

В переплетенье судеб и событий
Есть связь времён незримая доселе,
Которая соткёт волшебной нитью
Узоры смысла взлётов и падений

И все прикосновения стихии
Как краски лягут - очертанья Лика
И боль моя и помыслы благие
Всё превратится в знанье и молитву

Так ум и сердце в творческом полёте
Соединяем силою сознанья
Какие повороты вы несёте,
Проявленные знаки Мирозданья?

Игра судьбы - как диалог с пространством
Прозрачны и светлы её намёки -
Закона отраженья постоянство
И тихий зов колоколов далёких

………………………………………………


Рецензии