Т33. Серебро. Итоги
Валерия Салтанова http://www.stihi.ru/avtor/SALTAN
Лунные люди
Есть лунные люди, что лунною ходят походкой.
Они улыбаются тихо улыбкою кроткой,
Их станы изящны, их души созвучны с минором,
Глаза их кошачьи подёрнуты дымчатым флёром.
Они предаются мечтаньям и воспоминаньям,
От будней людских отгорожены лунным сияньем.
Любая безделица вызвать способна их слёзы…
А впрочем, их мало заботят земные курьёзы.
Не стоит считать их глупцами, клеймить их позором –
Они просто вечно в себя обращённые взором,
И лад их особый – тончайше-серебряно-струнный.
И я тебя тотчас узнала, мой нежный, мой лунный…
===
ВТОРОЕ место (500 баллов)
Жиль Де Брюн http://www.stihi.ru/avtor/de_brunes
Дух Иоанна глаголет учителю истории
Казань не брал. Во-первых, брал не я,
а во-вторых, уже вернул на место.
Напутал что-то летописец Нестор -
не мой почин, и лошадь не моя.
Не Нестор? Помер Нестор? Бог прибрал.
Не смей, холоп, перечить государю!
Я милостив, но посохом ударю -
так взвоешь, там полпуда серебра.
Ты, часом, мятежу не потакал?
Гляди, Малюта сбросит с колокольни.
Вот был один, забыл как звать, покойник...
Чего дрожишь? Ступай, живи пока.
===
ТРЕТЬЕ место (300 баллов)
Ольга Флярковская http://www.stihi.ru/avtor/fliarik
Июнь
Дождя серебряное пенье
И гром, рокочущий вдали...
Мне по душе твоё цветенье,
Твоё томление любви!
Покуда луг простоволосый
В ночной остуде не продрог,
Ведёт тропинкою белёсой
Цветочный синеглазый бог
К ромашкам, что бегут босыми,
Коленки вымочив росой...
И бродят молнии косые
За дальней лесополосой.
И жарит царственное лето
Румяный блин к поминкам дня,
И ходит смерть моя по свету,
Но не отыщет здесь меня.
А я счастливой и свободной
Стою и пью стихи с листа,
И светит кровью благородной
Берёзы юной береста.
===
Приз учредителя (750 баллов)
Михаил Белоногов http://www.stihi.ru/avtor/bmp55
Маскарад
А время катится под горку,
и к горлу подступает ком…
Вдруг поперхнёшься молоком,
и Максвелл молотком в подкорку
ударит: брызнет серебро –
живая ртуть, живого слова.
Вот борода, а вот ребро,
там – бес! И ты на всё готова.
Сантехник Клаус даже рад,
что новогодний маскарад
транслируют в прямом эфире,
и с молотка уходит прочь
по капле выпитая ночь,
в пустой двухкомнатной квартире.
===
Поздравляем победителей!
Благодарим всех авторов, принявших участие в конкурсе.
===
Убедительно просим лауреатов не отказываться от призовых баллов - это создает неловкость для тех, кому такие баллы нужны. Вы можете сделать взнос отдельным переводом (логин: omut902)
Свидетельство о публикации №119021402629
По итогам конкурса прозвучало много мнений, касающихся выбора рядом авторов стихотворения Жиля Де Брюна "Дух Иоанна глаголет учителю истории" на первую позицию своих шортов. За всех отвечать не буду, но за себя считаю необходимым ответить, итак...
Ведущая идея стихотворения вскрывает насущную проблему...для меня написанное понятно и важно, т.к. имеет гражданскую направленность, отсюда и считаю, что актуальность темы высокая.
Небольшая историческая справка (не касающаяся психологического портрета царя):
из источников известно, что внешняя политика царя Иоанна IV Васильевича характеризовалась большим количеством военных конфликтов, территориальные государственные интересы считал главенствующими в управлении государством. Вначале правления царя стране сопутствовала удача и было завоёвано Казанское и Астраханское ханство.
Иван Четвёртый на то время считался очень образованным. Его получившие известность послания к князьям и другие письма свидетельствуют о выдающихся литературных возможностях. Существует теория, что многие летописные своды были также написаны с влиянием царя Ивана, т.е. он принимал непосредственное участие в создании документов государственной важности, отражающих историческое наследие, контролируя подачу материала летописцами.
Вернёмся к тексту, который выполнен в виде лирического стихотворения в форме послания...это отражено, как и положено, в заглавии "Дух Иоанна глаголет учителю истории". Литература богата обилием поэтических жанров, использование которых помогало поэту в различных целях. Очень интересно послание в литературе, это особый поэтический жанр, построенный в форме письма или обращения к какому-либо человеку или группе лиц, может быть и к предмету. Нередко оно помогало поэту выразить мысли или передать свое отношение как к адресату, так и к историческим явлениям.
Автор, кмк, через "дух царя" выражает своё негодование. В стихотворении таится глубокая ирония на предмет неосведомлённости ли, безразличия тех, кто "по долгу службы" должен безупречно знать исторический материал, а также быть в курсе альтернативных точек зрения по ряду исторических событий.
ЛГ - учитель истории, который не знает исторических периодов, ему что 11-12век, что 16век - "один чёрт"...нередкое явление, ибо прослеживается опосредованное отношение к качеству подачи учебного материала, что становится "не по себе"...отдельными ли личностями, или это уже признаки системы - вопрос.
Заключительный катрен, как финальная кода, демонстрирует мощь, ибо речь идёт о делах государственной важности.
С технической стороны текст не имеет серьёзных недостатков.
Это аргументы, а по факту, похоже, что не я одна так думаю.
Вайлит 15.02.2019 09:35 Заявить о нарушении
Давайте посмотрим. Название "Дух Иоанна глаголет учителю истории" уже подразумевает шуточно-мистическое содержание - действительно, мы читаем монолог кого-то кому-то, но сказать, что это дух самого Иоанна посетил учителя либо читателю стало смешно от прочтения текста - язык не поворачивается.
Первая фраза "Казань не брал" уводит на мгновение к диалогу из кинофильма "Иван Васильевич меняет профессию", хотя там (в фильме) царь не отказывается от взятия Казани да и зачем отказываться - он же её действительно брал и учитель, к которому обращается дух царя, похоже утверждает то же самое. Дух Иоанна не настоящий что ли? - Зачем ему забывчивостью страдать, дух-склеротик? А где в тексте обоснование склероза или хотя бы намёк на причину, типа - выпил в аду с чертями пивка, вот и куражусь? Первой фразой, автор спекулирует на образе, созданном кинофильмом и похоже желает выехать только на нём, потому что дальше в тексте нет ничего улыбательного. Царь, не бравший Казань, потом её вернувший на место - это о чём? Просто бессмысленная игра слов? Даже в шуточной интерпретации истории должен быть смысл.
Далее - дух зачем-то приплетает летописца Нестора, живущего на несколько веков раньше Грозного, каламбуря на манер шута "и лошадь не моя" - этакий дух-склеротик или ёрничающий дух-врун.
У Грозного был посох из рога нарвала (два других посоха, менее любимые царём, были деревянными), зачем ему таскать с собой какой-то тяжеленный полупудовый серебряный - он что Поддубный что ли, мышцы тела развивал? И не будет царь, который, по свидетельствам современников, очень ценил свой посох, не расставался с ним - не будет он его ломать о спину первого встречного. Хотя если дух всё время врёт, по какой-то читателю неизвестной причине, то можно бы и пудовый золотой посох использовать - чего уж тут, врать до кучи, так по максимуму. Хотя, царские скипетры (не посохи) были тяжёлыми - и золотые, и серебряные - но они были церемониальные, не повседневные, как посох.
Потом, совершенно непонятна возможность воплощения угроз духа (зачем учителю дрожать?) - он (дух) что Малюту, вместе с колокольней материализует, чтобы расправится с учителем истории?
Канва стиха - юродствующий дух лже-Иоанна, пререкается с учителем истории по поводу взятия Казани и авторства некой летописи, вне соблюдения исторического соответствия. Претензия на шуточность ничем не подкреплена, зато грубых угроз больше половины текста. Дух же царя выглядит как неосведомлённая хамоватая личность.
К ритму и рифмам нет претензий, а в чём художественная ценность стиха, интересны ли читателю образы "царского духа" или учителя? О втором можно не говорить - он представлен лишь косвенно, через название, а вот в образе царя узнаётся Иван Васильевич Бунша, изрядно уже "принявший на грудь" - так и в этом, - заслуга Юрия Яковлева и Гайдая, но не автора.
Текст алогичен и не смешон. Может это пародия, на образ, созданный кинофильмом? Вряд ли, кроме "Казань (не)брал" - никаких дополнительных ассоциаций.
"Чего дрожишь? Ступай, живи пока" - больше похоже на пацанскую речь дворовых разборок, чем на царскую))
Эдмар 15.02.2019 16:34 Заявить о нарушении
Некоторые замечания: Вы всё о фильме, а я о жизни...
Представьте такое, что на полке книжного шкафа в классе стоял учебник, кто-то брал с возвратом (возможно, ученик), но не учитель...это ответ на "брал-не брал Казань"...а также, на непонятки учителя в связи с летоисчислением.
"Казань не брал. Во-первых, брал не я,
а во-вторых, уже вернул на место.
Напутал что-то летописец Нестор -
не мой почин, и лошадь не моя.
Не Нестор? Помер Нестор? Бог прибрал."(с) - слова учителя...а далее, ответная речь царя.
Стихотворение написано в смешанном стиле, разговорный - преобладающий. Для него характерны живая речь, ярко выраженная экспрессия, разговорные и просторечные слова и обороты, красочность, высокая субъективность и оценочность, повторы, неполные предложения. Иногда используется и обсценная лексика.
Мог ли так выражаться царь?
Из характеристики Грозного:
"Иван рано потерял равновесие своих духовных сил, уменье направлять их, когда нужно, разделять их работу или сдерживать одну противодействием другой, рано привык вводить в деятельность ума участие чувства. О чём бы он ни размышлял, он подгонял, подзадоривал свою мысль страстью. С помощью такого самовнушения он был способен разгорячить свою голову до отважных и высоких помыслов, раскалить свою речь до блестящего красноречия, и тогда с его языка или из-под его пера, как от горячего железа под молотком кузнеца, сыпались искры острот, колкие насмешки, меткие словца, неожиданные обороты..."
"В нём вскрывалось свойство, облегчающее таким людям тягость постоянно напряженного злого настроения, — это привязчивость. Первую жену свою он любил какой-то особенно чувствительной, недомостроевской любовью. Так же безотчетно он привязывался к Сильвестру и Адашеву, а потом и к Малюте Скуратову. Это соединение привязчивости и недоверчивости выразительно сказалось в духовной Ивана, где он даёт детям наставление, «как людей любить и жаловать и как их беречься ». Эта двойственность характера и лишала его устойчивости, толкала на проявление принципа "казнить и жаловать"..."
Вайлит 15.02.2019 19:16 Заявить о нарушении
"С помощью такого самовнушения он был способен разгорячить свою голову до отважных и высоких помыслов, раскалить свою речь до блестящего красноречия, и тогда с его языка или из-под его пера, как от горячего железа под молотком кузнеца, сыпались искры острот, колкие насмешки, меткие словца, неожиданные обороты..." - ничего похожего, из этого описания, ни блестящего красноречия, ни искр острот, ни колких насмешек, ни метких словец, ни неожиданных оборотов в тексте автора я не обнаружил.
Эдмар 15.02.2019 19:38 Заявить о нарушении
В тексте не выделено прямой речью участие ЛГ...понятно, что участников двое.
Автор даёт возможность разночтения, т.о. появляются несколько мнений.
В тексте я увидела "своё", что и объяснила. ваше право не согласиться, а моё - остаться при своём мнении.
Удачи.
Вайлит 15.02.2019 20:24 Заявить о нарушении
Эдмар 15.02.2019 20:30 Заявить о нарушении
На этом полемика прекращена,
удачи.
Вайлит 15.02.2019 20:37 Заявить о нарушении
То, что там какой-то учебник ученик мог брать (причём здесь Казань?) - эта фантазия критики не выдерживает. Но если полемика с вашей стороны прекращена - не настаиваю, тоже прекращаю.
Эдмар 15.02.2019 20:48 Заявить о нарушении
2.Учебные пособия по составу Российской Федерации (входят 85 субъектов, в том числе: 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа.)
p.s. по республикам - доп. материал по названиям столиц...красочные такие книги, чтобы в моё время так печатали.
Эдмар, у меня к Вам пожелание - прекращайте "переводить на меня стрелки"(это я о критике)
Вайлит 15.02.2019 21:12 Заявить о нарушении
Вы, ради бога, не обижайтесь - я не перевожу на вас стрелки, я просто объясняю свою позицию и ни в коем случае не хочу вас оскорбить или обидеть. Если вас так задевает обсуждение, то давайте по-дружески это прекратим - пусть каждый останется при своём мнении и не будет его навязывать оппоненту:)
Эдмар 15.02.2019 21:53 Заявить о нарушении
А Вы какой учебник-то по Казани искали?
Для меня фраза "Казань не брал..." условно-образно равна "учебник не брал, брал не я, стоит на месте, уже вернули")
В заглавие "...учителю истории".
На этом всё)
Удачи.
Вайлит 15.02.2019 22:05 Заявить о нарушении
"Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей" (репринтное воспроизведение издания 1873 - 1888гг.)
А что касается стихотворения Жиля, то у каждого из нас есть право оценки в голосовании. Не больше, и не меньше.
Валус Калейс 16.02.2019 19:10 Заявить о нарушении
Ари Асмаева 18.02.2019 21:36 Заявить о нарушении
Не верьте - Ваше право.
А моё - всерьёз удивиться наличию в Вашем тексте капслока. Здесь нет слепых.
Всего доброго.
Вайлит 18.02.2019 21:44 Заявить о нарушении
Я серьёзно.
Вайлит 18.02.2019 22:11 Заявить о нарушении
Я искренне не хотела никого задеть и, уж, тем более, обидеть. И стихотворение мне очень понравилось!))
Ари Асмаева 18.02.2019 22:22 Заявить о нарушении
Пришлось отвечать более подробно)
Удачи Вам.
Вайлит 18.02.2019 22:31 Заявить о нарушении