Письма. Еще раз про гуманизм
Мы немного о разном и с разных колоколен.
Для меня существует лишь один гуманизм, в чистом виде, как квинтэссенция добра. Он из той же серии, что "делай и бросай в воду". Это естественное проявление человечности. "Человек" = "гуманист". Иначе он (в разной степени)- просто человек - не дотягивает до Человека, должен иметь к себе претензии по этому поводу и хотя бы в перспективе стремиться что-то исправить. В противном случае он - не человек.
Все прочее, о чем говорят вслух, пишут публично - с приставкой "псевдо-". Либо имеет изнанку, особый запах тлена.
Уверена, что когда Вы встречаете на пути голодного пса и делитесь с ним куском хлеба, не возвеличиваете себя мысленно, не даете оценку своему поступку, не рассказываете потом с придыханием о своем благородном деянии. Вы просто отпускаете собственную естественную потребность.
Тот "гуманизм", которым потрясают, словно маракасами, с экранов и страниц - как правило, вроде бы - добро, но с примесью чего-то потустороннего. И речь не только о злоупотреблениях, вранье и пр. Призывая быть гуманными, милосердными к инвалидам, старикам и пр., общество либо отдельные представители социума, мгновенно возводят водораздел между теми, кто нуждается в помощи, и теми, кто способен помочь, если речь идет о "милости". А гуманизм - не то, что можно дать или не дать, чувствуя себя вправе сделать и одно, и другое, без каких-либо душевных мук. Это - когда иначе нельзя, либо очень непросто поступить, приходится делать выбор.
Например, между собственными интересами или потребностями близких и нуждами кого-то, совсем незнакомого. Того же голодного, бездомного пса очень хочется забрать в свой дом. Но невозможно сделать это для каждого голодного и бездомного существа. И мы проходим мимо, но с тяжким сердцем, с душевной болью от того, что не смогли, что не в состоянии быть настолько гуманными, насколько хочется. Но все же остаемся человечными, если имеем эту потребность и испытываем сожаления о невозможности ее осуществления.
И - да. Гуманизм может быть, как Вы говорите, с зубами, как добро с кулаками и т. п. Когда необходимо отстоять слабого.
Это - очень большая, непростая и болезненная тема, о которой не рассказать в двух словах, с множеством аспектов. Насколько спорен и непрост вопрос о праве на эвтаназию. Или об отношении конкретных представителей российского социума к нетрудоспособным.
Не люблю демагогию по поводу гуманизма. Это к прежнему нашему разговору про добро.
С уважением, плохо поддающаяся коррекции этой жизнью, максималистка.
Свидетельство о публикации №119021402283