Монокль. Повесть. ч. 4
МОНОКЛЬ
(повесть)
часть 4
ЗЕЛЁНЫЙ СОЛОВЬИНЫЙ ДОМ
Я собрал с десяток моих натюрмортов, оформил их в паспарту и пошёл к Дикому Фотографу на праведный суд.
Я шёл по улице и представлял, как Д. Ф. взбудоражится, начнёт меня ругать, а потом каждую работу будет делить на части и восторгаться сочетанием цвета.
Я так размечтался, что не сразу понял, что его нет дома. Стучал и стучал в дверь – а может, спит?
Вышла соседка, обругала меня и сообщила, что мой друг уехал на халтуру в какой-то дом отдыха и вернётся уже через неделю.
Моё вдохновение рассеялось…
И тут я вспомнил о Марке Ляндо. Старый друг жил на окраине Томилина, в посёлке Егорова. Через полчаса я уже брёл по заснеженной тропинке через Радио-поле.
Что сказать о Марке? Поэт-«декабрист». В Советском Союзе не опубликовал ни одного стихотворения. Был связан со СМОГом. Выступал у памятника Маяковскому. Автоцитата из моей стихопрозы «Платформа»:
«Приехал Марк Ляндо
С женой Татьяной и с сыном Данилой.
(Марк знаменит тем,
что он мой старинный друг,
а его первая жена –
композитор Софья Губайдуллина).
Марк был дома, и всё встало на место: любовались моими работами, а Татьяна сказала, что если бы были связи и деньги, то можно было бы издать календарь.
Ни того, ни другого у меня не было, и мы стали читать друг другу свои стихи.
У каждого настоящего поэта (а Марк – поэт настоящий!) есть хорошие стихи, а есть те, которые воспринимаются некоторыми людьми как шедевры.
Я, например, к своему стихотворению «Козлик играет на скрипке» отношусь «сквозь пальцы». Но иногда говорят о его «волшебстве» и восторгаются до неприличия.
Люди соскучились по сказке: им не хватает подлинной радости и ушедшего детства.
А дивное стихотворение К. Бальмонта «Золотая рыбка»!
А стихотворение Андрея Белого «Поёт облетающий лес»!
А я был в восторге от стихотворения Марка Ляндо «Зелёный соловьиный дом», посвящённого Фра Беато Анджелико:
«Зелёный соловьиный дом
Стоит над золотым прудом,
Где, не смолкая, соловьи
Поют зарям мечты свои –
Как на счастливых облаках
Гуляют ангелы в цветах,
Сидят на голубом лугу
В согласном радостном кругу,
И вьют воздушные венки,
Как свет смеющийся, легки!
От наклонённых звёздных сот
Сбирают вещий Божий мёд,
Печали слушают седых
Туманов от скитаний их,
И тихо говорят о том,
Что там, где синий окоём,
Задумчивый и светлый Бог,
Уставши от земных тревог,
Глядит на соловьиный дом
Над золотым от зорь прудом,
Где в свежих листьях соловьи
Поют без края о любви».
ЖЕНЩИНА ШУРА
– Скорей бы уже весна, – загрустил Дикий Фотограф. – Снег растает, стане тепло, птицы прилетят разные…
– И вместе с ними прилетит Шура, – хмыкнул Злой Писатель.
И все тихо заулыбались…
В прошлом году, уже по глубокой осени, как-то вечером раздался стук в дверь. Мы насторожились: обычно «свои» не стучались – просто входили и говорили: «Я иду, а тут свет горит, думаю: надо зайти…» И Дикий говори: «Ну, заходи!» (Это было словно пароль).
Вошла тётка средних лет: на голове цветастый платок, плюшевая жакетка, длинная свободная юбка. И в резиновых сапогах.
Долго смущённо извинялась и стала объяснять: «Я ищу Шуру!» – «Что случилось? Что случилось?» – заволновались мы.
Рассказывает: «Полмесяца назад я стою на Казанском вокзале и жду электричку. Подходит ко мне милая женщина и говорит такие слова:
Женщина!
А где здесь туалет?
А, за углом.
Женщина,
а у вас не будет
по мелочи ста рублей,
а то я забыла
кредитную карточку
на фортепьяне!
А, не будет…
Женщина,
а куда вы ед-и-те?
А, в Шевлягино:
родные места.
Женщина,
а я из Томилина…
Шура я –
меня там все знают.
Женщина,
у вас три сумки,
а две руки –
давай одну…
Женщина,
чего вы боитеся?
Я работаю в консерватории,
могу спеть
«Кони, кони…»
Женщина,
а если я поеду –
у вас можно пожить?
А, муж…
Женщина,
у тебя перчатки хорошие –
подари мне на память
о нашей дружбе…
А, подарок дочери…
Женщина,
ты такая красивая
и так давно стоишь…
Наверное, в уборную
хочешь сходить?
Женщина,
ты иди сходи,
а я тут постою –
твои сумки покараулю…
Вот так я, дура старая, осталась без сумок, без денег и без паспорта».
– Ну, эту Шуру мы знаем, – возмутились мы, – тут недалеко до двухэтажного барака.
Быстренько собрались и пошли всей гурьбой восстанавливать справедливость. Подошли к бараку – двери заперты. Стучали, стучали – глухо.
Из соседнего сарая вышел почтенный еврей Абрам Семёнович и заулыбался:
– Я вижу целую делегацию из комитета международных отношений?
– Мы ищем Шуру!
– Вы будете смеяться – она в Сибири!
– Как? – изумились мы.
– Так чтоб все знали – ровно семь дней назад я вышел из сарая, а Шура спускается с верхней лестницы с чемоданом и мешком на спине. – «Мадам Шура, вы снова эвакуируетесь?» – А Шура говорит, что она не Шура, а Мария Петровна Зобатыкина. И у неё есть паспорт. И что она уезжает в Сибирь на стройки коммунизма. Я вам скажу – я удивился!
– Она украла паспорт и деньги у гражданки!
– Ой, вэй, какое несчастье! Идите в милицию на двух ногах и всё расскажите участковому Володину. Но об нас ни слова!
– Будьте уверены! – поклялась Мария Петровна Зобатыкина.
Еврей ушёл в сарай. А мы как будто вышли из зала провинциального театра, где давали старинный водевиль, и побрели по нашим захолустным улицам.
Шли молча, и вдруг Дикий Фотограф расхохотался.
– Вы знаете, почему старый еврей спит в сарае до первого снега? Он женился на молодой вдове младшего брата и очень боится приставаний дородной Софы!
В глубоких сумерках
на пустынных улицах посёлка
был иногда слышен
бесовский хохот
осенних призраков.
Свидетельство о публикации №119021304526