Я привязала тебя
Взяла очень толстую нить.
Сделала это любя,
Чтобы не позабыть.
Кажется - в чем жизни смысл?
В детях, конечно, и внуках,
Но я отгоняю мысль -
В слезах, может быть, в адских муках?
Ты вроде похож на других,
Но редко я ошибаюсь,
Когда лишь по жесту всего
Тебя я в толпе различаю.
Я привязала тебя
Навек, не пытайся сорваться.
Сделала это любя,
Об этом легко догадаться.
У Лёзера следующий подпроцесс запоминания называется запечатление (так перевели восточного немца переводчики). Мне слово показалось плохо запоминающимся, потому я называю эту фазу запоминания — привязывание.
Карнеги в главе своей книги, посвященной памяти, называет три естественных закона запоминания: рассмотренное ранее впечатление (у Лёзера — восприятие), а также еще два, один из них ассоциация (под ней он понимает увязывание фактов с тем, что человек уже знает хорошо), далее цитата из книги Карнеги:
"«секрет хорошей памяти» заключается в образовании разнообразных и многочисленных ассоциаций со всеми фактами, которые мы хотим запомнить".
Я в своей книге (Тренировка памяти. Пять тренингов по Ф. Лёзеру) к трем видам связи по Лёзеру (смысловые связи, структурные и ассоциативные) добавил еще один — эмоциональные связи.
И кажется, что модель Лёзера значительно богаче. Но это не совсем так. Например, Карнеги предлагает в процессе усвоения информации задать себе вопросы (далее цитата из Карнеги):
«1. Почему это так?
2. Почему так произошло?
3. Когда так происходит?
4. Где так происходит?
5. Кто сказал, что это так?»
Очевидно, что ответы на эти вопросы формируют смысловые связи с новой запоминаемой информацией.
Свидетельство о публикации №119021107589