Портрет Иды Рубинштейн
Она всегда поступала по-своему, без оглядки на существующие общественные нормы, согласуясь лишь с голосом внутреннего «я», голосом собственной совести и самосознания.
Психбольница, в которую Ида попала из-за своей жизненной позиции, лишь подтвердила, что путь у неё особый. Она вышла замуж за своего кузена ровно на один месяц. При этом при разводе оставила ему часть своего немалого состояния.
Как только её не называли: сомнамбула, женщина-вамп, загадка, интеллектуал… Такой и изображали её художники. Она была Непознанной феей танца!
Её изображали Бакст, Антонио де ла Гандара, Брукс… и, наконец, Серов.
Серов воспроизвёл то, что увидел в «Танце семи покрывал». Разумеется, публика не поняла портрета, посчитав его уродливым искажением изумительной натурщицы. Но время всё расставило по местам. Бестелесное тело обнажённой танцовщицы; голова с чёрными кудрями вполоборота повёрнута к зрителю. Но так, что смотрит как бы поверх него и куда-то вдаль, словно всматриваясь в свою будущую парижскую жизнь. И её огромные чёрные глаза уже видят, что она отдаст парижской сцене 25 лет и покорит этот, знающий себе цену, город.
Последний танец будет, когда ей уже исполнится 55…
Ей придётся пережить вторую мировую, бежать из Парижа, спасаясь в Лондоне. Выйти замуж за миллионера, а потом стать простой сестрой милосердия в госпитале, который был создан ею совместно с мужем.
Она ещё вернётся в Париж, но богатый дом почти полностью разрушен войной. Она примет католичество и будет тихо молиться в своём маленьком домике, который она сможет купить на небольшие средства. И да, завещание. Никаких тризн. А на могильной плите только инициалы: I R. Ей исполнилось 77 в 1960-м году...
11 августа 2016г.
Свидетельство о публикации №119021105176